Пути совершенствования управления собственным капиталом предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - подробное рассмотрение такого понятия как собственный капитал предприятия и управление им.
Задачами работы являются:
- рассмотреть теоретико-методические принципы управления собственным капиталом предприятия;
- провести анализ деятельности и оценку эффективности управления собственным капиталом предприятия;
- выявить пути совершенствования управления собственным капиталом предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
2
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

5
1.1. Понятие собственного капитала и его сущность
5
1.2. Структура собственного капитала предприятия
9
1.3. Механизм управления собственным капиталом
предприятия

16
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ (ООО «Уют дома»)


26
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
26
2.2. Комплексный анализ предприятия ООО «Уют дома»
31
2.3. Оценка эффективности управления собственным капиталом ООО «Уют дома»
40
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая моя.doc

— 495.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

2

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

5

1.1. Понятие собственного  капитала и его сущность

5

1.2. Структура собственного капитала предприятия

9

1.3. Механизм управления  собственным капиталом

предприятия

 

16

Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ (ООО «Уют дома»)

 

 

26

2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия

26

2.2. Комплексный анализ  предприятия ООО «Уют дома»

31

2.3. Оценка эффективности  управления собственным капиталом  ООО «Уют дома»

40

Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  УПРАВЛЕНИЯ  СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ  ПРЕДПРИЯТИЯ

45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

48

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

50

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие рыночной экономики и стремление предприятий к росту благосостояния в условиях полной хозяйственной самостоятельности способствует все большей концентрации внимания на управлении источниками финансирования коммерческой деятельности, в том числе такой их важной составляющей как собственный капитал. О повышении значимости данной составляющей напрямую свидетельствуют такие факты как существенные изменения в подходах к учету собственного капитала и усиление роли данного показателя в анализе финансово-хозяйственной деятельности организаций в последние годы.

Собственный капитал  позволяет сформировать активы, свободные  от притязаний лиц, не являющихся собственниками организации, и в этой связи является основой финансовой устойчивости и  стабильного успешного функционирования любого коммерческого предприятия. Динамика величины собственного капитала и его отдельных составляющих, равно как и эффективность его использования, являются предметом пристального внимания внешних контрагентов компании, среди которых отдельно выделяются хозяйствующие контрагенты (поставщики, подрядчики, покупатели, заказчики), кредиторы и потенциальные инвесторы. Информация о собственном капитале может иметь определяющее значение при принятии внешними контрагентами решений о начале или продолжении сотрудничества с рассматриваемой компанией. При этом одной из наиболее заинтересованных групп лиц являются потенциальные инвесторы, которые рассматривают компанию как возможный объект вложения средств, обеспечивающий отдачу, аналогичную текущей рентабельности собственного капитала компании-объекта инвестиций. Таким образом, необходимость управления собственным капиталом продиктована не только внутренними предпосылками (стремлением к улучшению финансовых результатов деятельности компании в целях роста благосостояния ее собственников), но и зависимостью фирмы от внешнего экономического окружения, оценивающего ее деятельность со стороны и образующего систему хозяйственных взаимосвязей с нею.

Собственный капитал  характеризует общую стоимость  средств предприятия, принадлежащих ему на праве собственности и используемых им для формирования определенной части активов. Эта часть актива, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия. Собственный капитал включает в себя различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов: уставный, добавочный, резервный капитал. Кроме того, в состав собственного капитала, которым может оперировать хозяйствующий субъект без оговорок при совершении сделок, входит нераспределенная прибыль; фонды специального назначения и прочие резервы. Также к собственным средствам относятся безвозмездные поступления и правительственные субсидии.

Актуальность данной темы заключается в том, что в нашей стране – нестабильная экономическая ситуация, резкий рост конкуренции практически во всех секторах экономики, нередко отсутствие профессиональных знаний у части руководителей предприятий и другие негативные факторы приводят к банкротству организаций со всеми вытекающими последствиями. Поэтому для нашей страны наличие собственного капитала является первым условием надежности предприятия.

Цель курсовой работы - подробное рассмотрение такого понятия как собственный капитал предприятия и управление им.

Задачами работы являются:

- рассмотреть теоретико-методические  принципы управления собственным  капиталом предприятия;

- провести анализ деятельности  и оценку эффективности управления  собственным капиталом предприятия;

- выявить пути совершенствования управления собственным капиталом предприятия.

Объектом  исследования данной работы является ООО «Уют дома».

Предметом исследования является собственный капитал предприятия.

Теоретической и методологической основой работы являются научные  труды отечественных авторов по вопросам формирования и использования собственного капитала организации, действующие нормативные и законодательные акты Российской Федерации, материалы периодической печати, Интернет-источники, касающиеся проблем исследовании.

Структурно работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ  ПРЕДПРИЯТИЯ.

 

      1. Понятие собственного капитала и его сущность.

Капитал – это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли.[1]

Капитал — одна из фундаментальных  экономических категорий, сущность которой научная мысль выясняет на протяжении ряда столетий.

Термин «капитал» имеет латинское происхождение и означает основной, главный. Проблемами его экономической сущности занимались К. Маркс, Д. Рикардо, А. Смит, Дж. Кейнс, Д.Б. Кларк, Миллер, Модильяни и другие талантливые ученые.[2]

В первоначальных работах  экономистов капитал рассматривался как основное богатство, основное имущество. По мере развития экономической мысли - первоначальное и обобщенное понятие капитала наполнялось конкретным содержанием.

В процессе хозяйственной  деятельности происходит постоянный оборот капитала: последовательно он меняет денежную форму на материальную, которая в свою очередь изменяется, принимая различные формы продукции, товара и другие, в соответствии с условиями производственно-коммерческой деятельности организации, и, наконец, капитал вновь превращается в денежные средства, готовые начать новый кругооборот.

На основе изучения генезиса теорий капитала «капитал» можно  определить как ценное общественное богатство, находящееся в постоянном движении и способное приносить  доход его собственникам, которое является носителем факторов риска и ликвидности и выступает объектом экономического управления.

В зависимости от источников образования и целевого назначения, имущество организации разделяют  на собственное (собственный капитал) и заемное (заемный капитал, созданный за счет обязательств).

Стоимость имущества, вложенного собственником в предприятие, формирует  собственный капитал этого предприятия. Для того чтобы превратить свое имущество в капитал, владелец данного имущества должен как минимум соблюсти следующие условия:

  • капитализируемое имущество должно быть отделено от другого личного имущества владельца на длительное время (возможно – навсегда). Собственник теряет возможность использования физических или иных свойств капитализируемого имущества для непосредственного личного потребления;
  • с момента капитализации право на пользование и распоряжение инвестированным имуществом должно быть передано другому экономическому субъекту – предприятию. Капитализированное имущество становится активами предприятия, обязующегося использовать их таким образом, чтобы стоимость этих активов максимально возросла.

Стимулом, подвигающим  собственника на добровольный отказ  от части своих законных прав на принадлежащее ему имущество, является предоставляемое ему взамен право на получение суммы прироста собственного капитала предприятия.

Под собственным капиталом  понимают совокупность экономических  отношений, позволяющих включить в  хозяйственный оборот финансовые ресурсы, принадлежащие либо собственникам, либо самому хозяйственному субъекту.

Собственный капитал - это  часть экономических ценностей, сформированных предприятием с начала его экономической деятельности, свободная от притязаний третьих  лиц, не являющихся владельцами общества, и используемая обществом с целью получения дохода.[3]

Собственный капитал  характеризует общую стоимость  средств предприятия, принадлежащих  ему на праве собственности и  используемых им для формирования определенной части активов. Эта часть актива, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия.[4]

Стоимость активов всегда равна стоимости вложенного в  них капитала. Главное предназначение активов предприятия – приносить  ему доход. Предприятие может  комбинировать своими активами любым не запрещенным законом способом, чтобы максимизировать этот результат. В финансовом менеджменте исключается возможность случайного приобретения предприятием каких-либо активов. Любая закупка должна иметь предварительное финансовое обоснование, основным критерием которого является максимизация дохода. Если окажется, что приобретенный актив не способен обеспечить предприятию ожидаемый доход, то он должен быть продан, а высвободившиеся деньги вложены в другой, более доходный актив. Операции с активами, не приводящие к изменению стоимости активов (активы продаются по той же цене, по которой они были куплены), оставляют величину собственного капитала предприятия неизменной.

Собственный рассчитывается как разница между совокупными  активами предприятия и его обязательствами (пассивами) и представляет собой сумму превышения обоснованной рыночной стоимости собственности над непогашенной задолженностью.

Для того чтобы превратить свое имущество в капитал, владельцы данного имущества должны как минимум соблюсти следующие условия:

  • капитализируемое имущество должно быть отделено от другого личного имущества владельцев на длительное время. В этом случае собственник теряет возможность использования физических или иных свойств капитализируемого имущества для непосредственного личного потребления;
  • с момента капитализации право на пользование и распоряжение инвестированным имуществом должно быть передано предприятию как субъекту хозяйствования. Капитализированное имущество является активами предприятия, обязующегося использовать их таким образом, чтобы стоимость этих активов максимально возросла.[5]

Рассматривая экономическую  сущность капитала предприятия в  качестве объекта управления, следует  в первую очередь отметить следующие  его характеристики:

  • капитал предприятия в своей вещественной форме представляет собой основные факторы производства;
  • капитал существует также в форме финансовых (денежных) ресурсов предприятия, приносящих доход;
  • капитал является главным источником формирования благосостояния его собственников;
  • капитал предприятия является главным измерителем его рыночной стоимости;
  • динамика капитала предприятия является важнейшим барометром уровня эффективности его хозяйственной деятельности.[6]

Собственный капитал, по сравнению с заемным характеризуется следующими позитивными особенностями:

1. Простотой привлечения,  так как решения, связанные  с увеличением собственного капитала (особенно за счет внутренних  источников его формирования) принимаются  собственниками и менеджерами  предприятия без необходимости получения согласия других хозяйствующих субъектов.

2. Более высокой способностью  генерирования прибыли во всех  сферах деятельности, т.к. при  его использовании не требуется  уплата ссудного процента во  всех его формах.

3. Обеспечением финансовой  устойчивости развития предприятия, его платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижением риска банкротства.

Вместе с тем, ему  присущи следующие недостатки:

1. Ограниченность объема  привлечения, а, следовательно,  и возможностей существенного  расширения операционной и инвестиционной деятельности предприятия в периоды благоприятной конъюнктуры рынка и на отдельных этапах его жизненного цикла.

2. Высокая стоимость  в сравнении с альтернативными  заемными источниками формирования  капитала.

3. Неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых средств, так как без такого привлечения невозможно обеспечить превышение коэффициента финансовой рентабельности деятельности предприятия над экономической.

Таким образом, предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость, но ограничивает темпы своего развития (так как не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.

Информация о работе Пути совершенствования управления собственным капиталом предприятия