Планирование стратегии предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является процесс формирования стратегии развития фирмы. Предметом являются современные стратегии развития фирмы, механизм и методы формирования этих стратегий. Целью работы является изучение теоретических аспектов механизма формирования стратегии развития фирмы в условиях рыночной экономики. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи: раскрыть сущность и функции стратегического планирования, рассмотреть этапы разработки стратегии, изучить процесс реализации стратегии и существующие методы контроля, разработать примерный проект совершенствования стратегии развития предприятия на примере ОАО Сибирьтелеком.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность стратегии предприятия
Сущность и функции стратегического планирования…………………4
Этапы стратегического планирования…………………………………..7
Процесс реализации стратегии…………………………………………14
Глава 2. Анализ деятельности ОАО Сибирьтелеком
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………18
2.2. Анализ действующей стратегии развития………………………………23
Глава 3. Совершенствование стратегии развития предприятия…………….35
Заключение……………………………………………………………………...38
Список используемых источников…………………………………………….39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2010полностью.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

    Главной целью анализа внешней среды  является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также и возможностей и рисков, связанных с его внешней средой. 5 

Анализ  макроокружения

    В состав компонентов макроокружения входят: экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая, природно-географическая  компонента.

    Для оценки экономической компоненты макроокружения организации необходимо рассмотреть основные показатели, характеризующие экономическое положение Сибирского федерального округа и входящих в него краев и областей в настоящее время.

    Изучив  экономические показатели в  Сибирском  федеральном округе и в стране в целом, которые  характеризуют  экономическую компоненту макроокружения ОАО «Сибирьтелеком» можно сделать вывод, что на данном этапе времени существующие тенденции оказывают благоприятное влияние на организацию в целом.

    В связи с наметившейся стабилизацией  экономики происходит усовершенствование  структуры, качества и укрупнение центров  связи. Как в регионе, так и в целом по стране, увеличиваются объемы услуг связи, также происходит распространение качественно новых услуг связи, таких, как IP телефония, Интернет, сотовая связь, о чем свидетельствует постоянный рост сотовых и Интернет - компаний, как в регионе, так и по стране в целом.  В результате в ОАО «Сибирьтелеком» за последние годы наметились не только процессы стабилизации, но и повышение  уровня экономических показателей,  в силу увеличения спроса на услуги телефонных компаний и соответственно рост объемов оказываемых услуг и улучшение их качества (в частности из – за высокой конкуренции).

    Политическую  компоненту макроокружения организации на данный этап времени в целом по стране можно охарактеризовать как стабильную. Поэтому стабилизация ситуации в политической сфере приводит к общему улучшению ситуации и в других сферах, в том числе и экономической, а, следовательно, есть возможности для более эффективного использования своего потенциала всеми субъектами хозяйствования. 

    Правовая  составляющая ОАО «Сибирьтелеком» включает в себя Конституцию РФ и Конституцию входящих в него краев и областей, законы и подзаконные актами как федерального, так и краевого (областного) значения, которые регулируют деятельность юридических и физических лиц, а также их объединений на всей территории страны.

    Правовая  составляющая очень сложна по структуре  и поэтому все спорные вопросы  на каждой территориальной единице  приходится решать сообща, ведь на каждой из единиц существуют самостоятельные  нормативные документы и акты, что само по себе  немного затрудняет  ведение внутренней политики предприятия, но ОАО «Сибирьтелеком» очень успешно удается с этим справится.

    К примеру, c помощью аппарата полномочного представителя президента руководство  предприятия уладило спорный вопрос с Министерством по антимонопольной политике. МАП РФ требовало при объединении вывести из состава структур ОАО "Сибирьтелеком" так называемые непрофильные активы (высокодоходные виды услуг: Интернет, сотовая связь). Но тогда не осталось бы средств на развитие предприятия, дотацию традиционных социально значимых услуг. Руководству  удалось отстоять свою позицию и сохранить  свои активы в  составе ОАО «Сибирьтелеком».

    Правовая  среда  отрасли связи регулируется  федеральным законом «О связи, в  него были дополнительно внесены некоторые коррективы, поэтому она достаточна мобильна и закон «О связи» соответствует всем требованиям современного законодательства.

    Все это говорит о том, что правовая компонента макроокружения достаточно разработана и в полной мере  соответствует нормальному функционированию организаций в современных условиях, что является фактором, который ускоряет темпы экономического развития.

    Социальная  составляющая ОАО «Сибирьтелеком». В целом ситуация, складывающаяся в социальной сфере оказывает значительное влияние на ОАО «Сибирьтелеком», так как подавляющий объем услуг организации потребляется  населением, чей уровень доходов как видно в сравнении с показателями 2006 года растет, постоянно происходят прибавки к пенсиям, очень активно субсидируются  расходы на связь и другие услуги для пенсионеров, если не основных, то одних из основных потребителей услуг ОАО «Сибирьтелеком». Но несмотря на это происходит увеличение смертности как в стране, так и в регионе в целом, что негативно сказывается на социальной обстановке в России, Но все таки, как выяснилось этот показатель не значительно влияет на потребление услуг связи, поэтому социальную обстановку вокруг ОАО «Сибирьтелеком» можно охарактеризовать как стабильную.

    Следующей составляющей макроокружения является технологическая компонента. Ее влияние сказывается и через развитие производственного потенциала, которое определяется состоянием основных фондов предприятий. Ситуация с конца 2007 года изменилась в лучшую сторону. Так за этот период был зафиксирован общий рост объемов освоения капиталовложений и улучшение технологической базы на предприятиях связи. Есть примеры активного обновления производственной базы и внедрения новых технологий в организациях связи. Новые подходы апробированы и успешно применяются в связи, в частности развитие таких перспективных направлений, как Интернет, IP телефония требуют установления новейшего и современного оборудования, что подтверждает ярковыраженная тенденция к увеличению пользователей данных услуг. За счет увеличения потребления таких услуг  большинство предприятий связи за последнее время сменили устаревшее оборудования на современное, модернизировали свою базу, что положительно сказывается на всей отрасли связи.

    Развитие  технологии в стране, казалось бы, напрямую  влияет на деятельность, осуществляемую ОАО «Сибирьтелеком» в силу того, что из-за своевременного обновления  производственной базы уменьшаются издержки, снижая при этом себестоимость производимых услуг и, тем самым, повышая конкурентоспособность продукции. Но все-таки  данная компонента не оказывает сильного влияние на  ОАО «Сибирьтелеком», так как современное оборудование для таких предприятий производится за рубежом.

    Последняя составляющая макроокружения ОАО «Сибирьтелеком» - природно-географическая. Природно-сырьевые ресурсы нашего региона хорошо  развиты, вследствие чего он  не  является зависимым от поставок сырья, материалов для промышленности и топлива со стороны. Это положительно отражается на предприятиях округа, так как   предприятиям не приходится завозить сырье из других регионов.

    В нашем регионе достаточно полезных ископаемых, которые участвуют в  производственном процессе услуг связи, но  данное предприятие связи  не зависит от поставок природного сырья по причине того, что практически все оборудование закупается за рубежом. 

Анализ  микроокружения

    Изучение  непосредственного окружения организации  направлено на анализ состояния тех  составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию. К числу элементов микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, рынок рабочей силы, инфраструктура.

    При проведении анализа непосредственного  окружения ОАО «Сибирьтелеком»  в первую очередь необходимо рассмотреть  потребителей данной организации, которые оказывают очень сильное влияние на нее. Специфика производимого ассортимента услуг такова, что ОАО «Сибирьтелеком» является производителем услуг  народного потребления, поэтому подавляющее число потребителей – это физические лица (более 70% рынка). Но на  долю юридических лиц, потребляющих услуги  ОАО «Сибирьтелеком» также приходится значительная доля от общего объема выпускаемых услуг (более 50% для делового сектора).  Ведь юридические лица также являются активными пользователями и сети Интернет и услуг сотовой связи, которая занимает немалую долю в ассортименте существующих услуг(75%).

    Необходимо  при анализе потребителей учитывать  и тот факт, что почти 80%   услуг реализуется не на федеральном, а на окружном рынке, поэтому необходимо расширять территорию потребителей.

    Если  же говорить о поставщиках, то сведения о названия фирм – поставщиков  являются конфиденциальными и данная информация не доступна для распространения. Можно лишь с уверенностью говорить о том, что все поставщики дорогостоящего, новейшего и самого современного оборудования на предприятии – это зарубежные фирмы. С одной стороны положительная сторона этой ситуации заключается в том, что данное предприятие вовремя получает качественное оборудование, что хорошо сказывается на потребителях услуг ОАО «Сибирьтелеком», но с другой стороны – это прямая зависимость от иностранного поставщика. Это говорит о том, что наш регион  не может обеспечить свои предприятия в полной мере современным отечественным оборудованием и приводит к зависимости от зарубежных стран - поставщиков. И если по какой – то причине эти страны откажутся поставлять нам это оборудование, то данное предприятие не сможет обеспечить производство своих услуг, что грозит серьезными последствиями и даже кризисом. Поэтому нашей стране стоит развивать инновационные технологии и всерьез задуматься об этой проблеме.

    При анализе микроокружения ОАО «Сибирьтелеком»  также следует изучить конкурентов. В Сибирском федеральном округе у ОАО «Сибирьтелеком» существуют непосредственные конкуренты, такие как «МТС», «Мегафон», «Билайн». Приход этих компаний на рынок услуг связи кардинально меняет конкурентную ситуацию в регионе. За счет масштаба и разрекламированного брэнда такие компании могут экономить на многих статьях своего бюджета. А это означает, что они могут предложить более низкие цены для абонентов. В такой ситуации ОАО «Сибирьтелеком» приходится включаться в более жесткую конкурентную борьбу, то есть снижать цены на тарифы, а для этого нужно снизить затраты на производство, поэтому здесь не обойтись без продуманной  и предусмотрительной политики, так как при всем при этом необходимо учитывать продвижение намеченной социальной политики по повышению заработной платы. Конкурентными преимуществами ОАО «Сибирьтелеком» является - комплексное предоставление услуг, на сегодняшний день компания является лидером телекоммуникационного рынка на территории Республики Бурятии. У компании, конечно, есть свои недостатки, то в чем она отстает от своих непосредственных конкурентов. К ним относится - недостаточно высокое качество Интернета, довольно высокая его стоимость; также у сотовых операторов, которые являются конкурентами компании более гибкие и низкие по цене тарифные планы. А также, такие конкуренты, как «МТС», «Мегафон» и «Билайн» имеют возможность предоставлять беспроводной выход в Интернет, что на сегодняшний день довольно удобно и это очень веское преимущество. Компания «Сибирьтелеком» постоянно развивается, происходит замена устаревшего оборудования на более современное, усовершенствуется технология, что позволяет улучшить качество предоставляемых услуг. Конкуренты не дают компании ОАО «Сибирьтелеком» расслабиться, но пока их влияние можно назвать положительным, так как оно стимулирует развитие ОАО «Сибирьтелеком» и позволяет сделать свой рынок предложения более конкурентным.

    Далее при анализе микроокружения следует  исследовать рынок рабочей силы. Но эта компонента оказывает малое  воздействие на ОАО ««Сибирьтелеком»», так как рынок рабочей силы в настоящее время насыщен кадрами для работы на данном предприятии, и при необходимости набор кадров будет произведен без особых затруднений. Малое влияние такого фактора, как рабочая сила объясняется еще и тем, что ОАО ««Сибирьтелеком»» постоянно ведет переподготовку кадров, ее переквалификацию и не имеет проблем с ценными кадрами.

Возможности ОАО «Сибирьтелеком»

    По  результатам проведенного анализа  можно смело утверждать, что предприятие  развивается в правильном направлении  и  в перспективе имеет хорошие  шансы стать ведущим предприятием связи в регионе и выйти на уровень страны. Это возможно, и предприятие имеет неплохие шансы со своим потенциалом и возможностями выйти за пределы Сибирского федерального округа. Итак, если учитывать то, что ОАО «Сибирьтелеком» конкурирует с фирмами связи не только в своем регионе, то рано или поздно предприятию придется выйти за рамки региона и заявить о себе, так как все предпосылки для этого имеются.

    Во  – первых, предприятие с огромной территорией охвата, во – вторых с большим числом производственных мощностей и количеством рабочих мест, в – третьих, если оно уже встало на путь расширения, то ему просто необходимо расширять список деловых партнеров, союзников и выходить на качественно новый путь развития.

    Этого можно добиться опять таки объединением предприятий, но уже не на уровне регионов, а на уровне округов. Поэтому, я считаю, что предприятие с многолетней историей имеет все шансы стать лидером своей отрасли.

Возможные угрозы

    Несмотря  на то, что предприятие – гигант занимает огромную территорию на рынке  услуг (в своем округе), на уровне страны это считается средним уровнем  предприятий. И, поэтому, необходимо знать и помнить, что конкуренты у ОАО «Сибирьтелеком» очень популярные и востребованные  предприятия на рынке страны, это «МТС», «Мегафон», «Билайн» и другие, они занимают еще большую территорию и охватывают почти всю страну по предложению своих услуг.

    Кроме этих опасностей ОАО «Сибирьтелеком» поджидают и другие опасности, - это зависимость от импортных поставщиков. Предприятие является зависимым от зарубежных поставщиков и за счет этого не всегда может снижать свои издержки.  Поэтому стране нужно развивать инновационные технологии и снабжать российские предприятии своим сырьем и оборудованием, чтобы наши фирмы могли конкурировать с нашими зарубежными соседями. Также существует угроза со стороны пользователей стационарной связи, так как на сегодняшний день сотовая связь постепенно начинает вытеснять фиксированную.

Информация о работе Планирование стратегии предприятия