Планирование стратегии предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является процесс формирования стратегии развития фирмы. Предметом являются современные стратегии развития фирмы, механизм и методы формирования этих стратегий. Целью работы является изучение теоретических аспектов механизма формирования стратегии развития фирмы в условиях рыночной экономики. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи: раскрыть сущность и функции стратегического планирования, рассмотреть этапы разработки стратегии, изучить процесс реализации стратегии и существующие методы контроля, разработать примерный проект совершенствования стратегии развития предприятия на примере ОАО Сибирьтелеком.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность стратегии предприятия
Сущность и функции стратегического планирования…………………4
Этапы стратегического планирования…………………………………..7
Процесс реализации стратегии…………………………………………14
Глава 2. Анализ деятельности ОАО Сибирьтелеком
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………18
2.2. Анализ действующей стратегии развития………………………………23
Глава 3. Совершенствование стратегии развития предприятия…………….35
Заключение……………………………………………………………………...38
Список используемых источников…………………………………………….39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2010полностью.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и сущность стратегии предприятия

    1. Сущность и функции стратегического планирования…………………4
    2. Этапы стратегического планирования…………………………………..7
    3. Процесс реализации стратегии…………………………………………14

Глава 2. Анализ деятельности ОАО Сибирьтелеком

2.1. Общая  характеристика предприятия………………………………………18

2.2. Анализ  действующей стратегии развития………………………………23

Глава 3. Совершенствование стратегии развития предприятия…………….35

Заключение……………………………………………………………………...38

Список  используемых источников…………………………………………….39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Окружающий  нас мир чрезвычайно сложен и  многообразен, разнообразные события  возникают и меняются с такой  скоростью, что бывает довольно сложно уследить за ними. Оказывая влияние на ход событий, мы не всегда в состоянии оценить, к какому результату приведут наши действия. Однако, если не предпринимать никаких усилий по контролю окружения и по активному воздействию на него, наши цели и начинания никогда не будут реализованы. Стратегический менеджмент, сформировавшийся в научную дисциплину как ответ на быстро меняющуюся внешнюю среду организаций, стал одним из основных инструментов, обеспечивающих устойчивость компаний.

    Процесс стратегического менеджмента начинается с формулирования миссии организации. В широком понимании миссия – это философия и предназначение, смысл существования организации. Формулирование миссии имеет большое значение для деятельности компании, так как служит базой для определения стратегических целей организации. Когда мы говорим о стратегии организации, необходимо иметь ввиду, что, с одной стороны, стратегия является четко спланированной, а с другой стороны формирующейся под влиянием случайных факторов. Преобладание той или иной составляющей в итоговой стратегии зависит от уровня нестабильности среды функционирования организации. Чем выше нестабильность внешней среды, тем больше в стратегии организации случайного творческого подхода менеджеров к оценке ситуации. Следовательно, стратегия – это комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации организации к новой ситуации, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления её конкурентных позиций.

    Для того чтобы работа компании была максимально  эффективной, руководители должны сочетать в себе способности хорошего разработчика стратегий и умелого специалиста по их реализации. Эффективное использование эффективной стратегии – это испытанный рецепт успеха в бизнесе, и лучшее испытание качества управления.

    Объектом исследования является процесс формирования стратегии развития фирмы. Предметом являются современные стратегии развития фирмы, механизм и методы формирования этих стратегий. Целью работы является изучение теоретических аспектов механизма формирования стратегии развития фирмы в условиях рыночной экономики. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи: раскрыть сущность и функции стратегического планирования, рассмотреть этапы разработки стратегии, изучить процесс реализации стратегии и существующие методы контроля, разработать примерный проект совершенствования стратегии развития предприятия на примере ОАО Сибирьтелеком. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1.СУЩНОСТЬ  И ФУНКЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

    Ориентированное на рынок стратегическое планирование есть управленческий процесс достижения и поддержания стабильного равновесия целей, возможностей, ресурсов компании и новых рыночных возможностей.

Целью стратегического планирования является создание и реформирование бизнеса и продукта компании, направленные на успешные её развитие и достижение поставленных целей. Стратегическое планирование организации начинается с определения миссии.

    Миссия  организации описывает её долгосрочную ориентацию на какой-то вид деятельности и соответствующее место на рынке, а также, какие группы потребителей обслуживаются, какие функции выполняются, и какие производственные процессы используются. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления организацией.

    Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Согласно Питеру Лоранжу, процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача- обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, он видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

    Распределение ресурсов. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

    Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует  интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Стратегическое планирование преуспевающих организаций имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.

    Внутренняя координация. Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, больших или малых, является неотъемлемой частью  управленческой деятельности.

    Осознание организационных стратегий. Это  деятельность предусматривает осуществление  систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая  может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления.

    Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.

    Стратегический  план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет  ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны как, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно быть осуществить их модификацию и переориентацию.

    Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

    Основными функциями стратегического планирования являются:

  • Стратегический план задает направления для деятельности организации.
  • Стратегический план обеспечивает каждому подразделению в организации четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании.
  • Стратегический план стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.
  • Стратегический план заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде.
  • Стратегический план создает основу для распределения ресурсов.
  • Стратегический план демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности.1
 
 
 
 

    1.2. ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

    Процесс стратегического планирования в  компании состоит из нескольких этапов:

  • Определение миссии и целей организации.
  • Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
  • Выбор стратегии.
  • Выполнение стратегии.
  • Оценка и контроль выполнения.

    Определение миссии и целей  организации. «Миссия – это основная цель существования, предназначения организации. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия. «Цели – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации».

    Основные  характеристики цели заключается в  следующем:

    • четкая ориентация на определенный интервал времени;
    • конкретность и измеримость;
    • непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
    • адресность и контролируемость.

    Исходя  из миссии и целей существования  организации строятся стратегии  развития, определяется политика организации.

    Понятие стратегического анализа. Стратегический анализ или как его еще называют «портфельный анализ» является основным элементом стратегического планирования. «В литературе отмечается, что портфельный анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления». Стратегический анализ зародился в конце 60-х годов. В это время крупные фирмы и большинство средних превратились в комплексы, которые объединяли в себе выпуск разнородной продукции и выходили на многие товарные рынки. Однако рост продолжался уже далеко не на всех рынках, а некоторые из них даже были не перспективными. Такое расхождение возникло из-за различий в степени насыщения спроса, изменением экономических, политических и социальных условий, растущей конкуренцией и быстрыми темпами обновления технологий. Стало очевидно, что продвижение в новые отрасли не поможет компании решить свои стратегические проблемы или использовать весь свой потенциал. Ситуация требовала от управляющих радикального изменения угла зрения. В таких условиях на смену экстраполяции пришло стратегическое планирование и портфельный анализ. В ходе портфельного анализа фирма оценивает перспективы того или иного направления деятельности. Основным методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям

    Анализ  окружающей среды необходим при осуществлении стратегического анализа, т.к. его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке. Анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:

  • внешней среды;
  • непосредственного окружения;
  • внутренней среды организации.

Информация о работе Планирование стратегии предприятия