Планирование стратегии предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является процесс формирования стратегии развития фирмы. Предметом являются современные стратегии развития фирмы, механизм и методы формирования этих стратегий. Целью работы является изучение теоретических аспектов механизма формирования стратегии развития фирмы в условиях рыночной экономики. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи: раскрыть сущность и функции стратегического планирования, рассмотреть этапы разработки стратегии, изучить процесс реализации стратегии и существующие методы контроля, разработать примерный проект совершенствования стратегии развития предприятия на примере ОАО Сибирьтелеком.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность стратегии предприятия
Сущность и функции стратегического планирования…………………4
Этапы стратегического планирования…………………………………..7
Процесс реализации стратегии…………………………………………14
Глава 2. Анализ деятельности ОАО Сибирьтелеком
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………18
2.2. Анализ действующей стратегии развития………………………………23
Глава 3. Совершенствование стратегии развития предприятия…………….35
Заключение……………………………………………………………………...38
Список используемых источников…………………………………………….39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2010полностью.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

    Анализ  внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования  и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и т.п. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. «С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

  • Где сейчас находится организация?
  • Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем?
  • Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство?»

    Угрозы  и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить семь областей. Этими областями являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение.

    Экономические факторы. Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь  драматическое влияние на цели организации. Некоторые факторы в экономической  окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться. «Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Совершенно очевидно, что это является жизненно важным для организации, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояние входа в организацию. Изучение экономики предполагает анализ ряда показателей: величины ВНП, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы. Для стратегического управления при изучении перечисленных показателей и факторов представляют интерес не значения показателей как таковые, а в первую очередь то, какие возможности для ведения бизнеса это дает. Также в сферу интереса стратегического управления входит и вскрытие потенциальных угроз для фирмы, которые заключены в отдельных составляющих экономической компоненты. Очень часто бывает так, что возможности и угрозы идут в жесткой связке». «Анализ экономической компоненты ни в коем случае не должен сводиться к анализу отдельных ее составляющих. Он должен быть направлен на комплексную оценку ее состояния. В первую очередь, это фиксация уровня риска, степень напряженности конкуренции и уровень деловой привлекательности».

    Рыночные  факторы. Изменчивая рыночная внешняя  среда представляет собой область  постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать  непосредственное воздействие на успехи и провалы организации.

    Международные факторы. Угрозы и возможности могут  возникнуть в результате легкости доступа  к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей (например, ОПЕК), изменений валютного курса и  политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков. При помощи анализа внешней среды организация может создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.

    Внутренняя  среда анализируется по следующим направлениями:

кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;

организация управления; производство, включая  организационные, операционные и технико-технологические  характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура

    Выбор стратегии в соответствии с результатами стратегического  анализа. Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия выбирается с учетом:

  • конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования;
  • перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования;
  • в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.

    Технологический фактор должен присутствовать при выборе стратегии для предприятия, которое  хозяйствует в отрасли, где данный фактор имеет решающее значение, и технологии быстро меняются. Существует четыре основных типа стратегий:

  • Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
  • Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
  • Стратегии диверсифицированного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.
  • Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.

    Оценка  выбранной стратегии. Оценка выбранной стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

соответствие  выбранной стратегии состоянию  и требованиям окружения;

соответствие  выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;

приемлемость  риска, заложенного в стратегии.

    Выполнение  и контроль стратегии. Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом. В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течении жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта.

    Функции высшего руководства:

  • Углубленное изучение состояния среды, целей и разработки стратегий: окончательное уяснение сущности определенных целей и более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников фирмы.
  • Принятие решений по эффективности использования имеющихся у фирмы ресурсов.
  • Решения по поводу организационной структуры.
  • Проведение необходимых изменений в организации.
  • Пересмотр плана выполнения стратегии в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

    Изменения, которые проводятся в процессе выполнения стратегий называются стратегическими изменениями. Перестройка организации может быть в таких формах, как радикальное преобразование, умеренное преобразование, обычные изменения и несущественные изменения. Типы организационных структур: элементарная, функциональная, дивизиональная, матричная. Выбор организационной структуры зависит от размера и степени разнообразности деятельности, географического размещения организации, технологии, отношения к организации со стороны руководителей и сотрудников организации, динамизма внешней среды и стратегии, реализуемой организацией. Чтобы провести изменения нужно вскрыть, проанализировать и предсказать то, какое сопротивление можно встретить, планируя изменения, уменьшить до возможного минимума это сопротивление и установить статус-кво нового состояния. Стили проведения изменений: конкурентный, самоустранения, компромисса, приспособления, сотрудничества. Задачей контроля является выяснение того, приведет ли осуществление стратегии к реализации целей.2  

1.3.ПРОЦЕСС  РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ И КОНТРОЛЬ

    Процесс реализации стратегии - это, прежде всего, творческие действия, которые в обязательном порядке предполагают выполнение мониторинга результатов реализации, а также гибкую систему коррекции в виде адекватных и своевременных изменений. Следует отметить, что сформулированная стратегия начинает устаревать с момента своего принятия и обнародования. Это происходит вследствие изменения внешней среды и организации.  При этом существует только один критерий правильности для любых стратегических изменений – это бизнес-успех и конечная эффективность его достижения.

    С первых моментов практической реализации официально принятой стратегии через  обратную связь системы стратегического  менеджмента начинает поступать  информация о результатах, и сразу  запускается механизм осмысления этих результатов, т.е. начинает действовать процесс стратегической рефлексии, а также вся система стратегического анализа в целом. Для успешной реализации любой стратегии необходимо выделение как минимума три принципиальных условия, которые должны быть обязательно соблюдены:

    1. Менеджеры всех уровней должны  иметь на рынках стратегию  организации в виде системы  и четких стратегических указаний  и осуществлять указания строго  в соответствии с текущим оперативным  планом реализации стратегических  изменений.

    2. Все основные моменты стратегии  и особенно ее текущие стратегические  указания должны быть хорошо  доведены до всего персонала  организации. 

    3. Должна использоваться достаточная  мотивация всего персонала организации  на осуществлении именно данной  стратегии.

    Реализация  стратегии подразумевает выполнение трех основных этапов:

    1. Запуск стратегии. На этом этапе  каждый уровень менеджмента организации  должен решать свои особые  задачи. Но при этом главную  роль играют решения уровня  топ-менеджеров. Топ-менеджеры проводят окончательный анализ внешней среды организации в сравнении с представленным вариантом  стратегии. Они же осуществляют завершающую коррекцию стратегии посредством внедрения в нее необходимых изменений с акцентами на все стратегические цели. После завершающей коррекции общая стратегия утверждается высшим руководством организации, а затем по всей организации дается четкая команда о запуске стратегии в действие. После официального запуска процесса реализации конкретной корпоративной стратегии на всех уровнях организации и по всем ее подсистемам в рамках соответствующей компетенции производится необходимая работа по системному осуществлению именно данной конкретной стратегии.

    2. Основные стратегические изменения.  На этом этапе реализации стратегии  главным содержанием деятельности является воплощение в жизнь основных стратегических изменений, предусматриваемых именно данной конкретной стратегией, которая осуществляется в данный конкретный период времени.

    3. Завершение стратегии. В соответствии  с теорией стратегического менеджмента, гибкая коррекция реализуемой стратегии осуществляется постоянно. Это проявляется в виде необходимых конкретных изменений, которые осуществляются в реальном режиме времени как в части в социализированных стратегий организации, так и по ее общей стратегии в целом. Любые конкретные изменения относятся только к двум качественно разным стратегическим видам. Изменения первого вида – это изменения, которые осуществляются в процессе реализации данной конкретной стратегии, оставаясь в границах ее особого исходного качества, т.е. являются текущими результатами ситуационно результатами качественной первичной стратегии. Изменения второго вида – это изменения, которые по своему содержанию выходят за границы ее особого исходного качества, т.е. являются текущими результатами ситуационно качественно новой стратегии.

    Таким образом, можно утверждать, что любая  организация в процессе своей  деятельности всегда проходит не только тактически разные, но и стратегически  разные этапы своего развития. Именно такие стратегические переходы и являются системными стратегическими изменениями, т.е. переходами от одной определенной стратегии к качественно иной стратегии. Значит, четкой границы завершения стратегии в стратегическом менеджменте не должно быть. Способность организации различать и предвидеть отмеченные стратегические изменения первого и второго вида и соответственно делать вполне профессиональные переходы от одной стратегии к другой – это один из самых тонких и сложных моментов ее стратегического менеджмента.

    Оценка  и контроль выполнения стратегии  являются логически завершающим  процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между  ходом процесса достижения целей  и собственно целями, стоящими перед организацией. 

    Основные  задачи любого контроля следующие:

  • определение того, что и по каким показателям проверять;
  • оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;
  • выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;
  • осуществление корректировки, если она необходима и возможна.

Информация о работе Планирование стратегии предприятия