Особенности налогообложения юридических лиц в РФ; налоговое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа содержит краткое изложение сущности налогов, сборов и других платежей обязательного характера, более подробно рассматриваются особенности налогообложения юридических лиц в Российской Федерации, изучается налоговое планирование на предприятии.
Цель работы- изучение широкого круга вопросов, связанных с порядком исчисления и уплаты налогов для юридических лиц, исследование экономических основ системы налогообложения юридических лиц в Российской Федерации.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие налога и налоговой системы
Функции налогов
Сущность и принципы налогообложения
Элементы налогообложения
Классификация налогов
Глава 2. Налогообложение юридических лиц в Российской Федерации
2.1. Общие сведения об основных видах налогов
2.2. Изменения в Налоговом Кодексе
2.3. Проблемы налогообложения и развития налоговой системы
Глава 3. Налоговое планирование на предприятии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Титульный лист (оригинал).doc

— 326.00 Кб (Скачать)

 

Рис. 3.2. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое  бремя на физических лиц действительно  выше, чем на юридических лиц, поскольку  такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет  объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых  поступлений и невозможности  сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции  налогов в период спада деловой  активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры  налога направлены льготы, они могут  подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это  налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения  отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой  базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости  от вида предоставляемой льготы налоговые  кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая  функция направлена на регулирование  финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая  функция налогов проявляется  не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения  нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе  социальная функция налогов, взимаемых  с населения, реализуется не в  полной мере. Это прежде всего связано  с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов  в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция  создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов  было бы неверно отождествлять с  налоговым контролем (ст. 82 Н К  РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными  органами, органами государственных  внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций  реализуется при осуществлении  ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении  будет действовать принятая законом  налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность и принципы налогообложения.

 

Понятие «налог» уходит своими корнями в  глубину веков (жертвоприношения, военные  трофеи, рабский труд и т. п.), В  историческом ракурсе существовали самые различные виды поступлений в казну. Это — дань с побежденных; контрибуции, домены, т.е, государственное имущество, приносящее доход (земля, леса, вещные права, капиталы); регалии как промысловые источники дохода монопольного характера (казенные фабрики; железная дорога; таможенная, судебная, монетная и другие регалии); пошлины с вывоза и ввоза.

Введение  же налогов предполагает более высокий  уровень развития правосознания, экономики, систем государственного контроля. В  понятии «налог» переплелись  не только экономический и философский смысл, но и конкретная форма правовых взаимоотношений, закрепленных в законодательных актах.

Представления о налогах изменялись на протяжении веков. По мере развития и совершенствования  теорий налогообложения происходила  эволюция взглядов на понимание термина «налог». Через его определение осознается и оценивается отношение общества к налогообложению. Поэтому ученые и общественные деятели постоянно предпринимали попытки дать дефиницию налога не только с экономических позиций, но и с юридической точки зрения.

Использование налогов в качестве главного источника  доходов государства требует  разработки определенных правил. Эти  принципы налогообложения наиболее ярко сформулировал в ХVIII в. Адам Смит. Выделяют четыре важнейших принципа: справедливость, определенность, удобство и экономия.

Понимание справедливости зависит от исторического  этапа развития, социального статуса  человека, его политических взглядов. А. Смит считал справедливыми такие  налоги, которые являются всеобщими  и учитывают платежеспособность плательщика.

Принцип определенности Смит объясняет следующим  образом: «Налог, который обязывается  уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть достаточно определен, а  не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения является большим злом, чем неравномерность налогообложения.

Принцип удобства предполагает, что налог  должен взиматься тогда и таким  способом, когда и как плательщику удобнее всего его платить.

Принцип экономии: «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы  он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству». Данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он так: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

В России действует следующая система принципов налогообложения:

1) принцип  всеобщности - это когда публично-правовая  обязанность платить законно  установленные налоги распространяется  на всех лиц, признаваемых НК  РФ. Налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер  и различно применяться исходя  из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между плательщиками налогов;

2) принцип  равенства - в социальном государстве  в отношении обязанности платить  законно установленные налоги  предполагает, что равенство должно  достигаться посредством справедливого перераспределения налогового бремени путем дифференциации ставок налогов и предоставления льгот. Налоги, не учитывающие финансового потенциала различных слоев плательщиков, создают социальное неравенство при взыскании формально равной суммы с плательщиков;

3) принцип  соразмерности - означает ограничение  права собственности в результате  установления и взимания налогов  в допустимой мере. Недопустимы  налоги, препятствующие реализации  гражданами своих конституционных  прав. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

4) принцип  справедливости - в социальном государстве  в отношении обязанности платить  налоги предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения налогового бремени путем дифференциации ставок налогов и предоставления льгот. Установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот не допускается в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

5) принцип  законности - является наиболее универсальным  принципом, в нем обозначены  формальные основания, необходимые  для признания налогов и сборов  законно установленными. Права и  свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления;

6) принцип  точности или ясности (понятности), определенности (непротиворечивости) формулировок актов налогового законодательства. Плательщик налога не должен нести ответственность из-за возможного двойного толкования правовых норм, устанавливающих его обязанности по уплате налога, и все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу плательщика налога.

Кроме этих ставших уже классическими  норм, современная практика налогообложения  выработала еще ряд не менее важных принципов (на практике эти принципы чаще всего выражаются в виде так  называемых запретов). Среди них  выделим следующие:

Информация о работе Особенности налогообложения юридических лиц в РФ; налоговое планирование на предприятии