Налогообложение физических лиц в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Подоходный налог является наиболее традиционной формой обложения доходов физических лиц, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики.

Файлы: 1 файл

Налогообложение в рф.docx

— 24.74 Кб (Скачать)

Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Подоходный налог является наиболее традиционной формой обложения доходов физических лиц, взимаемый на протяжении всего  исторического развития отечественной  и зарубежной экономики. В налоговой  системе Российской Федерации одним  из бюджетообразующих налогов является налог на доходы физических лиц. Данный налог взимается практически во всех странах мира.  
Вопросы, касающиеся сущности, функций, уплаты, исчисления подоходного налога, налога на имущество, земельного налога и транспортного налога являются актуальными на протяжении всего существования налогов. Значимость налога лиц в налоговой политике определяется не только удельным весом в доходах бюджета, но и интересами почти половины населения страны или всей его трудоспособной части. Это связано с тем, что плательщиками налога выступает каждое физическое лицо, получившее доход, то есть данные вопросы касаются практически каждого человека. 
Вопрос правильного применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц является одним из основных в налогообложении доходов физических лиц, определении налоговой базы по рассматриваемому налогу.  
Без знания налогового законодательства невозможно правильно исчислить, своевременно уплатить налог, а также воспользоваться налоговыми вычетами. Поскольку исчисление и уплату налога на доходы физических лиц, налога на имущество, земельного налога и транспортного налога, а также предоставление некоторых налоговых вычетов производят не только физические лица, получившие доход, но и налоговые агенты, то вопросы исчисления, уплаты и применения налоговых вычетов рассматриваемого налога являются актуальными и для физических лиц, и для налоговых агентов, и для налоговых органов (для проверки соблюдения налогового законодательства).  
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности налогообложения физических лиц и особенностей применения на практике. Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи: 
- рассмотрение экономической сущности налогообложения физических лиц; 
- рассмотрение налогообложения физических лиц в Российской Федерации; 
- рассмотрение зарубежного опыта взимания налогов с физических лиц. 
 
1. Сущность налогообложения физических лиц 
 
Налогообложение физических лиц в различных странах базируется, с одной стороны, на обязательном участии каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, с другой стороны, на обеспечении государством населению определенного набора общественно полезных товаров, работ и услуг. Государство не должно лишать плательщика платежеспособности и в целях удовлетворения своих фискальных потребностей обязательно должно анализировать возможные социальные последствия снижения или повышения налогов с граждан. 
Физические лица являются налогоплательщиками по таким налогам, как: налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, транспортный налог и земельный налог. 
Изучение сущности и функций налога на доходы физических лиц является актуальным с момента его возникновения, так как данный налог платит каждое физическое лицо, получившее доход. В соответствии с этим, вопросы налогообложения доходов физических лиц касаются каждого человека, получающего какой-либо доход. Для того чтобы каждое физическое лицо платило подоходный налог, нужно дать разъяснения, для каких целей данный налог взимается, а раскрыть эти цели можно, объяснив сущность и функции подоходного налога. В результате повышается налоговая культура, и как следствие, возрастает роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной базы бюджетов всех уровней [26, 22c.]. 
Сущность налога на доходы физических лиц заключается в том, что, как и любой другой налог, подоходный налог является одним из инструментов регулирования экономики, с помощью которого государство пытается решить различные задачи. При взимании налога на доходы физических лиц возникают взаимоотношения граждан и государства по поводу формирования общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач. 
Налог на доходы физических лиц - это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория, налог на доходы физических лиц выражает общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, свои признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют его из всей совокупности финансовых отношений. Изучение функций налога на доходы физических лиц занимает особое место в исследованиях многих ученых-экономистов. Схематично функции подоходного налога с точки зрения ученых-экономистов приведены на рисунке 1 [26, 21с.]. 
 
 
Рис.1 Функции подоходного налога с точки зрения ученых-экономистов 
 
В современных условиях вопрос о функциях подоходного налога остается до сих пор дискуссионным. Присущие налогам как финансовой категории выделяют распределительную и контрольную функции налога доходы физических лиц. Также выделяют специфические функции налога на доходы физических лиц: фискальная и регулирующая. Схематично функции подоходного налога приведены на рисунке 2 [11,74с.]. 
 
 
Рис.2 Функции подоходного налога 
 
Основная функция подоходного налога - фискальная, благодаря которой он используется как источник формирования доходов бюджета. Фискальная функция характерна изначально для всех государств. Посредством этой функции реализуется основное общественное назначение подоходного налога формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления возложенной на него обществом функций [9, 34с.
]. При помощи фискальной функции налога на доходы физических лиц происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры-библиотеки, архивы), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения). Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества. В рамках фискальной функции подоходного налога реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение потока финансовых ресурсов от физических лиц к государству. Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. 
Налогообложение доходов физических лиц воздействует на уровень реальных доходов населения, гарантирует с помощью выбора объекта и ставок налогообложения, системы льгот стабильные доходы бюджета. Основные черты налога на доходы физических лиц в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Он является федеральным личным регулирующим налогом, отвечает основным принципам налогообложения — всеобщности, равномерности и эффективности, относительно регулярно поступает в доходы бюджета, способ его взимания является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.[12, 35c.] 
Налог на имущество физических лиц является вторым по значению налогом с населения и играет весьма важную роль в налоговой системе. Данный налог не только пополняет доходную базу местных бюджетов, но и формирует структуру личной собственности граждан. Следует отметить, что налог на имущество в определенной степени взаимосвязан с налогом на доходы физических лиц, так как граждане, приобретая имущество, в ряде случаев получают право на налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, однако у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество. 
Еще одним налогом в системе как подоходного, так и имущественного налога. является налог на имущество, переходящее в порядке дарения, так как получение наследства или дара признается в качестве дополнительного дохода физического лица. Чем дальше степень родства между наследодателем и наследником, тем выше размер взимаемого налога. 
По каждому из перечисленных налогов принят федеральный закон, который регулирует порядок исчисления и уплаты соответствующего налога.[6, 13c.] 
Также не менее важными являются такие налоги как транспортный и земельный. 
Неэффективное правовое регулирование земельных отношений в России, низкие размеры платы за землю, дефицит денежных средств на охрану земель и восстановление их полезных свойств, отсутствие регулярных землеустроительных мероприятий привели к потере экономической значимости земли, ее ценности для развития российских городов и сельских поселений, неконтролируемой, хаотичной застройке, к снижению плодородия сельскохозяйственных угодий, к массовому загрязнению земель на всей территории РФ. 
После введения в действие ГК РФ, федеральных законов "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и "О государственном земельном кадастре" произошли позитивные сдвиги в отношении недвижимости и в системе ее регулирования как объекта гражданского оборота. 
Транспортные средства представляют собой один из элементов имущественного комплекса, включающего в себя как движимое, так и недвижимое имущество. Отнесение транспортных средств к движимому имуществу обусловлено их мобильностью и способностью передвигаться относительно земной поверхности без нарушения их целостного состояния и цели предназначения. Вместе с тем среди имущества, относящегося к классификационной группе "транспортные средства", выделяются отдельные виды, которые с правовой позиции характеризуются как объект недвижимого имущества. Так, согласно ст.130 ГК РФ, к недвижимым вещам, помимо имущества, перечисленного в части первой этой статьи, относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. При этом законом к недвижимости может быть отнесено и иное имущество. 
Нормы ГК РФ приводят к выводу, что в состав классификационной группы "транспортные средства" входят как объекты движимого имущества, например автомобили, так и объекты недвижимости, как, например, воздушные или морские суда. Таким образом, за транспортными средствами, признаваемыми объектами недвижимости, происходит более жесткий государственный контроль в отношении правового статуса, эксплуатационных параметров, чем за транспортными средствами, относящимися к движимому имуществу.[3, 183c.] 
В итоге, весь массив транспортных средств разделяется на две основные классификационные группы - это транспортные средства, входящие в состав движимого имущества, и транспортные средства, относящиеся к недвижимости. Разделение транспортных средств на такие две классификационные группы не оказывает влияния на уровень их налогообложения. Вместе с тем особый порядок государственной регистрации правового статуса транспортных средств, относящихся к недвижимости, приводит к различиям в моменте приобретения их владельцами статуса налогоплательщиков. 
Рассматриваемый налог с владельцев транспортных средств представляет особый интерес, поскольку доходы от его взимания обладают статусом закрепленных за территориальным уровнем налоговых доходов и в его налоговую модель входят элементы, устанавливаемые как на федеральном, так и на региональном уровне. 
Таким образом, в состав налогов, взимаемых с физических лиц входят: налог на доходы с физических лиц (НДФЛ), налог на имущество, земельный налог и транспортный налог. Их сущность состоит в том, что НДФЛ воздействует на уровень реальных доходов населения, гарантирует с помощью выбора объекта и ставок налогообложения, системы льгот стабильные доходы бюджета; налог на имущество не только пополняет доходную базу местных бюджетов, но и формирует структуру личной собственности граждан; земельный налог формирует доход местного бюджета, а доходы от взимания транспортного налога обладают статусом закрепленных за территориальным уровнем налоговых доходов и в его налоговую модель входят элементы, устанавливаемые как на федеральном, так и на региональном уровне. 
 

 
Заключение 
 
Таким образом, в состав налогов, взимаемых с физических лиц входят: налог на доходы с физических лиц (НДФЛ), налог на имущество, земельный налог и транспортный налог. Их сущность состоит в том, что НДФЛ воздействует на уровень реальных доходов населения, гарантирует с помощью выбора объекта и ставок налогообложения, системы льгот стабильные доходы бюджета; налог на имущество не только пополняет доходную базу местных бюджетов, но и формирует структуру личной собственности граждан; земельный налог формирует доход местного бюджета, а доходы от взимания транспортного налога обладают статусом закрепленных за территориальным уровнем налоговых доходов и в его налоговую модель входят элементы, устанавливаемые как на федеральном, так и на региональном уровне. 
В данной работе были рассмотрены особенности налогообложения транспортного налога, налога на имущество, земельного налога и НДФЛ. Также мы рассмотрели вопросы, связанные с объектом налогообложения, налоговой базой, сроком предоставления налоговой декларации в налоговые органы, налоговой ставкой и налоговым периодом.  
Также в данной работе был рассмотрен зарубежный опыт взимания налогов с физических лиц. Налогообложение подоходным налогом физических лиц для большинства стран едины, хотя наблюдается некоторые различия в подходах к определению величины облагаемого дохода и его составных частей. Общим для всех развитых стран является: понятие налогооблагаемого минимума; скидки, увязываемые с суммой фактических расходов, произведенных налогоплательщиком на те или иные оговоренные в налоговых законодательствах цели; доход разбивается на части, для каждой из которых предусматривается определенная ставка по возрастающей шкале; налог взимается, как правило, с дохода, полученного в течение календарного или финансового года. Особенностью налога на имущество является достаточно высокая сумма, с которой начинается взимание, а также значительные льготы, предоставляемые при обложении. Для определения владельцев земель, описания всех форм земельной собственности существует кадастровая оценка земель. Развитое земельное и имущественное законодательство, описывающие все возможные случаи конфликтов и состояний имущества, создают правовую базу для решения спорных вопросов, и гарантирует соблюдение интересов частных лиц и государственных органов.  
Таким образом, налогообложение физических лиц является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и НДФЛ затрагивает внимание, как государства, так и его граждан. Поэтому, проводя мероприятия по их реформированию необходимо учитывать интересы обеих сторон. В России основными направлениями совершенствования налогообложения физических лиц должны стать снижение налогового бремени и сближение российского законодательства в данной области с международным.  
 
Список использованных источников 
 
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I, II.-M.: ИНФРА-М, 2007.-479с.  
2. Приказ МНС «Об утверждении методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 29 ноября 2000 года №БГ-3-08/415.-Налог на доходы физических лиц.- М.: «Проспект»,-2001.-160с.  
3. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник.-2-е изд., перераб и доп.—М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2005.-261с. 
4. Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования/ Е.Н. Евстигнеев.- СПб.:Питер, 2004.-288с.:ил. 
5. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие 5-е изд./ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- СПб: Питер,2006.-496с.: ил. 
6. Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов.-М.: «Приор-издат», 2004.-12с.  
7. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США: Учебное пособие – Издательско - торговая корпорация « Дашко и К», 2002, 174с. 
8. Финансы. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное/ Под ред.проф. В.В.Ковалева.-М.: ООО «ТК Велби»,2003.-74с. 
9. Астанов К.Л. О реформе налоговой политики// Финансы. – №10. - 2006. – 29-31с. 
10. Кашин В.А. Новые явления в налоговом администрировании за рубежом //Финасы - №6. – 2004. – 71-73с. 
11. Лермонтов Ю.М. Выездная налоговая проверка как форма налогового контроля// Все о налогах.-№3.-2005.-45-51с. 
12. Медведева О.В. О налоге на доходы физических лиц// Финансы.-2003.-№8.-34-36с. 
13. Судакова Н.А. Ососбенности налогообложения партнеров в США//США – Канада: экономика, политика, культура. - №4. – 2006. – 93-110с. 
14. Сокол М.П. Новое в налогообложении доходов физических лиц// налоговый вестник.-2003.-№1.-36-40с. 
15. Тарараев С.Е. История возникновения и развития налога на доходы физических лиц в России// Государство и право.-2003.-№9.-61-69с. 
16. Царгуш Р.В. История возникновения и некоторые особенности подоходного налогообложения в зарубежных странах// Государство и право.-2004.-№8.-95-99с. 
17. Правовая система «Гарант». 
18. www.nalog.ru 
19. www.minfin.ru 
20. www.budget.ru

Информация о работе Налогообложение физических лиц в РФ