Основы управления дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение вопросов управления дебиторской задолженности. Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изложить основы управления дебиторской задолженности (понятие дебиторской задолженности);
- провести анализ и управление дебиторской задолженности (анализ динамики и структуры дебиторской задолженности; анализ эффективности использования дебиторской задолженности);

Оглавление

Введение 4
1 Основы управления дебиторской задолженности 6
1.1 Понятие дебиторской задолженности 6
1.2 Особенности деятельности исследуемого предприятия 11
2 Анализ и управление дебиторской задолженности 14
2.1 Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности 14
2.2 Анализ эффективности использования дебиторской задолженности 22
3 Управление дебиторской задолженностью 28
3.1 Инструменты управления дебиторской задолженности 28
3.2 Пути снижения дебиторской задолженности 35
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения 48

Файлы: 1 файл

анализ Дт задолженности.doc

— 473.00 Кб (Скачать)

     ДЗв. - средняя сумма текущей дебиторской  задолженности покупателей, оформленной векселем, в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

     ЧРСдз - средняя сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

     Оо. - сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

     На  четвертой стадии анализа оценивается  состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее "возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации [34, с.36].

     На  пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (сумма резерва сомнительных доходов, подлежащая списанию в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:

     Эдз = Пдз – ТЗдз - ФПдз,                                                                           (3.4)

     где Эдз. - сумма эффекта полученного  от инвестирования средств в дебиторскую  задолженность по расчетам с покупателями;

     Пдз - дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

     ТЗдз - текущие затраты предприятия, связанные  с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

     ФПдз. - сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

     Наряду  с абсолютной суммой эффекта в  процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель - коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:

     КЭдз. = Эдз.                                                                                                 (3.5)

                  ДЗрп. 

     где КЭдз - коэффициент эффективности  инвестирования средств в дебиторскую  задолженность по расчетам с покупателями;

     Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;

     ДЗрп - средний остаток текущей дебиторской  задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

     Результаты  анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия.

     2. Выбор типа кредитной  политики предприятия по отношению к покупателям продукции. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия [33, с.17].

     В процессе формирования принципов кредитной  политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию по каждой из форм реализации продукции в кредит.

     В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

      - современная коммерческая и финансовая  практика осуществления торговых операций;

      - общее состояние экономики, определяющее  финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;

      - сложившаяся конъюнктура товарного  рынка, состояние спроса на  продукцию предприятия;

      - правовые условия обеспечения  взыскания дебиторской задолженности;

      - финансовые возможности предприятия  в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность.

     Определяя тип кредитной политики, следует  иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых ресурсов, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала [28, с.54].

     3. Определение возможной суммы  оборотного капитала, направляемого  в дебиторскую задолженность  по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа текущей дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

     Расчет  необходимой суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

     ОКдз. = (Орк. х Кс/п х (ППК + ПР)                                                           (3.6)

                                    360

     где ОКдз - необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность;

     ОРк - планируемый объем реализации продукции  в кредит;

     Кс/п. - коэффициент соотношения себестоимости  и цены продукции, выраженный десятичной   дробью;

     ППК - средний период предоставления кредита  покупателям, в днях;

     ПР - средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

     4. Формирование системы кредитных  условий. В состав этих условий  входят следующие элементы: срок  предоставления кредита (кредитный  период); в размер предоставляемого  кредита (кредитный лимит); стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию); в система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями [28, с.55].

     5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

     Формирование  системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

      - определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;

      - формирование и экспертизу информационной  базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;

      - выбор методов оценки отдельных  характеристик кредитоспособности покупателей;

      - группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;

      - дифференциацию кредитных условий  в соответствии с уровнем кредитоспособности  покупателей.

     6. Формирование процедуры инкассации  текущей дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

     7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

     Основными формами рефинансирования дебиторской  задолженности, используемыми в  настоящее время, являются: факторинг; учет векселей, выданных покупателями продукции;  форфейтинг.

     8. Построение эффективных систем  контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля на предприятии как самостоятельный его блок.

3.2 Пути снижения дебиторской задолженности

 

     Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а  следовательно, и на финансовое состояние предприятия оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности.

     Резкое  увеличение дебиторской задолженности  и ее доли в оборотных активах  может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям, либо об увеличении объема продаж, либо неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. Сокращение дебиторской задолженности оценивается положительно, если это происходит за счет сокращения периода ее погашения. Если же дебиторская задолженность уменьшается в связи с уменьшением отгрузки продукции, то это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия.

     Модель  управления дебиторской задолженностью представлена рисунком 3.2. (Приложение Б).

     Планирование  сроков и объемов увеличения и  погашения дебиторской задолженности необходимо вести в комплексе с финансовым планированием на предприятии. В основе управления дебиторской задолженности два подхода:

     1) сравнение дополнительной прибыли,  связанной с той или иной  схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации работ, услуг;

     2) сравнение и оптимизация величины  и сроков дебиторской и кредиторской  задолженностей. Данные сравнения  проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

     Сущность  метода спонтанного финансирования состоит в предоставлении скидки покупателю при условии предоплаты и сокращению сроков оплаты.

     Для ООО «Союз-7» основная цель предоставления скидки - сокращение периода погашения задолженности за счет сокращения сроков оплаты крупным клиентами компании.

     Данные  для расчета результата предоставления скидки представлены  в таблице  3.1.  

Таблица 3.1 - Данные для расчета результата предоставления скидки, %

Показатель Данные
Средний инфляционный рост цен в месяц 1,2
Договорной  срок оплаты, дней 10
Банковский  процент по краткосрочному кредиту, в год 22
Месячный  процент по кредиту банка: 22/12 1,8
Размер  скидки клиентам при условии оплаты в течении

3 дней 

2,0
Рентабельность альтернативного вложения капитала в год 10,00
Рентабельность  альтернативного вложения капитала в месяц: 10/12 0,8

     Предоставление  скидки не может осуществляться без  проведения предварительных экономических расчетов. Не исключено, что предприятию выгоднее привлекать краткосрочные банковские кредиты, чем предоставлять клиентам скидки для покрытия потребности в свободных денежных средствах.

Информация о работе Основы управления дебиторской задолженности