Организация финансового планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении процесса разработки финансового плана, направлений совершенствования финансового планирования на предприятии, и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.

Файлы: 1 файл

ФИН ОРГ.docx

— 112.31 Кб (Скачать)

       Коэффициент оборачиваемости оборотных  активов показывает скорость  оборота материальных и денежных  ресурсов предприятия за период  и рассчитывается как отношение  объема чистой выручки от реализации  к средней за период величине  оборотных активов. 

оборачиваемость оборотного капитала =

       Между оборотным капиталом и  объемом реализации существует  определенная зависимость. Слишком  малый объем оборотного капитала  ограничивает сбыт, слишком большой  - свидетельствует о недостаточно  эффективном использовании оборотных средств. Как определить оптимальное соотношение оборотного капитала и объема реализации? Это соотношение помогает найти коэффициент оборачиваемости оборотного капитала. Для каждого предприятия он индивидуален и, если он определен, то необходимо его значение поддерживать на оптимальном уровне. Найти его достаточно просто - если предприятие при данном значении коэффициента постоянно прибегает к использованию заемного капитала, то значит, эта скорость оборачиваемости оборотного капитала генерирует недостаточное количество денежных средств для покрытия издержек и расширения деятельности. И наоборот, если при постоянном объеме реализации или его увеличении предприятие получает достаточный доход, то считается, что достигнута эффективная скорость оборота оборотного капитала. По данным из баланса и отчета о финансовых результатах этот коэффициент равен 1,51. Основываясь на данные баланса мы видим что предприятие в данный период времени увеличило свои долгосрочные и краткосрочные пассивы, что свидетельствует о недостаточном количестве денежных средств для покрытия издержек.

     Период  погашения кредиторской задолженности  увеличился на 0,63 оборота, что характеризует  ухудшение платежных возможностей. Целью управления оборотными средствами является сокращение финансового цикла, то есть сокращение операционного цикла и замедление срока оборота кредиторской задолженности до приемлемого уровня. Однако сокращение периода погашения кредиторской задолженности, как бесплатного источника финансирования, негативно сказывается на длительности финансового цикла.

     До  настоящего времени остается актуальным вопрос о целесообразности сопоставления  оборачиваемости дебиторской и  кредиторской задолженности. Одни авторы допускают возможность сопоставления, другие – нет. Первые считают, что, так  как организация обязана погашать свою кредиторскую задолженность независимо от того, получает оно долги от своих  дебиторов или нет, при анализе  дебиторскую и кредиторскую задолженность  следует рассматривать раздельно.

       Коэффициент оборачиваемости собственного капитала рассчитывается по формуле, где числитель - чистая выручка от реализации, знаменатель - средний за период объем собственного капитала. 

     Оборачиваемость собственного капитала =  

     Этот  показатель характеризует различные  аспекты деятельности: с коммерческой точки зрения он определяет либо излишки  продаж, либо их недостаток; с финансовой - скорость оборота вложенного собственного капитала; с экономической - активность денежных средств, которыми рискуют  собственники предприятия (акционеры, государство или иные собственники). Если коэффициент слишком высок, что означает значительное превышение уровня продаж над вложенным капиталом, то это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и возможность  достижения того предела, когда кредиторы  больше участвуют в деле, чем собственники. В этом случае отношение обязательств к собственному капиталу увеличивается, снижается безопасность кредиторов, и предприятие может иметь  серьезные затруднения, связанные  с уменьшением доходов. Напротив, низкий коэффициент означает бездействие  части собственных средств. В  этом случае коэффициент указывает  на необходимость вложения собственных  средств в другой, более соответствующий  данным условиям источник дохода. В  нашем случае этот коэффициент составил 1,70. Уровень продаж превышает вложенный  капитал более чем в три  раза. Учитывая то, что предприятие  в отчетном периоде увеличило  использование заемных средств, можно сказать о снижении безопасности кредиторов и о возможных затруднениях у предприятия, которые могут  возникнуть при уменьшении дохода.

       Отрицательно сказалось на уровне деловой активности замедление оборачиваемости оборотных активов на 0,36 оборота. Причиной стало увеличение продолжительности операционного цикла на 48,5 дней. Главным образом, это обусловлено замедлением оборачиваемости запасов – время их обращения увеличилась на 44,5 дней. Кроме того, отрицательно на продолжительности операционного цикла сказалось увеличение времени обращения дебиторской задолженности на 4 дня или 89,6 оборота.

     Замедление оборачиваемости увеличивает потребность в средствах либо не позволяет обеспечить дополнительный выпуск продукции.

       В результате замедления оборота не высвобождаются вещественные элементы оборотных средств, больше требуется запасов сырья, материалов, топлива, заделов незавершенного производства и пр., а следовательно, не высвобождаются и денежные ресурсы, ранее вложенные в эти запасы и заделы. Для увеличение числа оборотов необходимо сократить время производства и время обращения. Для сокращения времени производства надо совершенствовать технологию, механизировать и автоматизировать труд, а для сокращение времени обращения необходимо развития специализации и кооперирования, ускорения перевозок, документооборота и расчетов, что и не хватает в рассмотренном хозяйстве.

     Все это позволяет сделать вывод  о низкой деловой активности и снижении ее уровня в динамике. Основными направлениями разработки мероприятий по повышению деловой активности должны стать:

  1. повышение доли прибыли в обороте. Актуальным здесь является предварительный и оперативный контроль за формированием издержек обращения с целью снижения уровня последнего. Наиболее действенным средством организации такого контроля является бюджетирование расходов и денежного оттока;
  2. ускорение оборачиваемости активов с целью усиления позитивного влияния повышения рентабельности деятельности, либо компенсации негативного влияния последнего показателя при отсутствии реальных возможностей повышения доли прибыли в обороте (добиться позитивного эффекта за счет реализации мероприятий первого направления сложнее, чем второго).
 
 

III. Бюджетирование.

    1. Бюджетирование – как процес разработки конкретных бюджетов на примере хозяйства.

     Составление бюджетов является неотъемлемым элементом  общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Механизм бюджетного планирования доходов и  расходов целесообразно внедрять для  обеспечения экономии денежных средств, большей оперативности в управлении этими средствами, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для  повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Бюджеты обычно составляются на год, чаще всего с разбивкой  по кварталам.

     Бюджет  — оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до одного года, отражающий расходы  и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами фирмы используются два  основных вида бюджетов — текущий (оперативный) и капитальный.

     Бюджетирование  — процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий  месяц).

     Бюджетирование  капитала — процесс разработки конкретных бюджетов по формированию источников капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса). Например, прогноз  баланса активов и пассивов на предстоящий квартал, полугодие, год.

     Бюджетный контроль — текущий контроль за исполнением отдельных показателей  доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.

     Смета — форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и  последовательность действий по исчислению показателей. В определенном смысле понятие «смета» является аналогом западного термина «бюджет».

     Для составления бюджетных планов используются следующие информационные источники:

     данные  бухгалтерской отчетности (формы  № 1, 2, 4, 5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);

     договоры (контракты), заключаемые с потребителями  продукции и поставщиками материальных ресурсов;

     прогнозные  расчеты продаж продукции или  планы сбыта исходя из заказов, прогнозы спроса, уровень цен и другие условия  рыночной конъюнктуры. На основе показателей  сбыта рассчитывается объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность и иные показатели;

     экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, нормы  амортизационных отчислений, учетная  ставка банковского процента, минимальная  месячная оплата труда и т. д.);

     утвержденная  учетная политика.

     Разработанные на основе этих данных финансовые планы  служат руководством (ориентиром) для  финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.

     Для организации эффективной системы  бюджетного планирования деятельности предприятия предлагается составлять следующую сквозную систему бюджетов:

     материальных  затрат;

     потребления энергии;

     фонда оплаты труда;

     амортизационных отчислений;

     прочих  расходов;

     погашения ссуд банков;

     налоговый бюджет.

     С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности заключается  в построении так называемого  генерального бюджета, представляющего  собой систему взаимосвязанных  операционных и финансовых бюджетов. Данная система бюджетов охватывает весь денежный оборот предприятия. Генеральный  бюджет предприятия равен сумме  всех бюджетов структурных подразделений. Дирекции предприятия целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес-плана и консолидированного бюджета. При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т. е. бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Оптимальным считается такой бюджет, в котором доходный раздел равен расходной части. При дефиците сводного бюджета возникает необходимость его корректировки посредством увеличения доходов или снижения расходов.

     Рассмотрим  в общих чертах логику и смысловое  содержание каждого из бюджетов.

     Бюджет  продаж. Цель данного бюджета — рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции в натуральных единицах. Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.

     Бюджет  производства. Цель данного бюджета — рассчитать прогноз объема производства товарной продукции исходя из результатов расчета предыдущего бюджета и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов продукции). Формула расчета для каждого вида продукции выглядит следующим образом:

     Qn = Впр + Ок - Он

     где Qn — продукция, предназначенная  к выпуску в планируемом периоде;

     Впр — прогноз объема продаж;

     Ок  — целевой остаток готовой  продукции на конец планируемого периода;

     Он  — остаток продукции на начало планируемого периода.

     Рассмотрим  на примере ООО «Сурнай», в отросли растениеводства. Находим зерновых и зернобобовых культур, предназначенных к выпуску в планируемом периоде (Qn).

Впр - Фактический объем продаж увеличим на 10% и получим прогнозируемый объем продаж -17806,8 ц.;

Ок - Целевой остаток готовой продукции на конец планируемого периода - (Остаток на конец текущего года- количество реализованной продукции текущего года) 10%(так как планируем повысить на 10%) = (26571ц. – 16188ц.) ;

Он - Остаток продукции на начало планируемого года составляет 26571ц.

         Qn = Впр + Ок –  Он = 17806,8 + 11412,3 - 26571 = 2648,1 ц.

Отсюда  вывод, увеличивая фактический объем  продаж и целевой остаток готовой  продукции на 10% в  планируемым  году мы сможем реализовать на 2648,1 ц больше продукции.

     Бюджет  прямых затрат сырья  и материалов. На основе данных предыдущего бюджета об объемах производства, а также нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении.

Информация о работе Организация финансового планирования на предприятии