Организация финансового планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении процесса разработки финансового плана, направлений совершенствования финансового планирования на предприятии, и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.

Файлы: 1 файл

ФИН ОРГ.docx

— 112.31 Кб (Скачать)

       Разрабатывая финансовый план  на следующий период, необходимо  принимать решения заблаговременно,  до начала деятельности в этот  период. В таком случае существует  большая вероятность того, что  разработчикам плана хватит времени  для выдвижения и анализа альтернативных  предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент. [6, с. 416] 

     1.2. Виды финансового планирования.

     Финансовое  планирование является необходимым  элементом управления предприятием. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых расчетов и планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Финансовое планирование на предприятии осуществляется на 5 лет, год или квартал. Исходя из этого финансовые планы можно  разделить на три основных его вида: перспективные (стратегические, в том числе 5-летние), текущие (годовые) и оперативные [1, с. 252].

     Все три вида финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Первоначальным этапом финансового планирования является прогнозирование финансовой деятельности, которое определяет задачи текущего ее планирования. В свою очередь, текущее планирование финансовой деятельности создает основу для более углубленного оперативного ее планирования.

     1. Прогнозирование финансовой деятельности предприятия представляет собой наиболее сложный этап планирования, требующий высокой квалификации исполнителей. Под прогнозированием финансовой деятельности предприятия следует понимать формирование системы долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижений. Прогнозирование финансовой деятельности предприятия является частью общей стратегии экономического развития предприятия и носит по отношению к ней подчиненный характер и должно быть согласовано с ее целями и направлениями.

     В рамках прогнозирования финансовой деятельности разрабатывается общая  концепция финансового развития и финансовая политика предприятия  по отдельным аспектам финансовой деятельности

     В отличие от общей концепции финансового  развития финансовая политика формируется  лишь по отдельным направлениям финансовой деятельности предприятия, а не охватывает весь комплекс этой деятельности. Финансовая политика представляет собой форму  реализации стратегии финансового  развития предприятия в разрезе  отдельных аспектов финансовой деятельности.

     Прогнозирование финансовой деятельности предусматривает  установление последовательности и  сроков достижения отдельных целей  и стратегических задач. Как правило, период прогнозирования составляет 3—5 лет.

     2. Текущее планирование финансовой деятельности состоит в разработке системы финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия. Текущее планирование позволяет определить на предстоящий период все источники финансирования деятельности предприятия, сформировать систему его доходов и расходов, обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, предопределить структуру его активов и пассивов на конец планируемого периода.

     Отдельные виды текущих финансовых планов предприятия  составляют обычно на предстоящий год  с разбивкой по кварталам.

     В процессе текущего финансового планирования на предприятиях разрабатываются обычно следующие виды финансовых планов:

     план  доходов и расходов по основной хозяйственной  деятельности;

     план  поступления и расходования денежных средств;

     балансовый  план;

     план  формирования и использования финансовых ресурсов.

     Степень детализации показателей каждого  из видов финансового плана определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики его деятельности, а  также действующей практики организации  финансового и управленческого  учета.

     Разработка  плана доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности является первоначальным этапом текущего планирования финансовой деятельности предприятия  Целью разработки этого плана  является определение суммы чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в планируемом периоде.

     Основными показателями этого плана являются: объем производства продукции (товаров, услуг); сумма и уровень доходов  от продажи продукции; сумма и  уровень валовых расходов производства и обращения; ставки и сумма основных налоговых платежей; сумма налогооблагаемой и чистой прибыли предприятия.

     Разработка  плана поступления и расходования денежных средств также является важным моментом текущего планирования финансовой деятельности предприятия. Целью разработки этого плана  является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия на всех этапах планируемого периода. Поэтому показатели этого  плана часто рассчитываются не только поквартально, но и в помесячной разбивке.

     Разрабатываемый план поступления и расходования денежных средств состоит из двух разделов, которые должны быть сбалансированы между собой в разрезе каждого  квартала (месяца). В разделе «Поступление денежных средств» планируется привлечение  денежных активов от продажи продукции (товаров, работ, услуг), продажи другого  имущества, взыскания просроченной дебиторской задолженности и  из других источников. В разделе  «Расходование денежных средств» предусматривается  использование денежных средств  на покупку сырья, материалов и товаров; малоценных и быстроизнашивающихся предметов; аренду и содержание основных фондов и на другие цели. Учитывая высокую  финансовую ответственность за просрочку  платежей, при планировании необходимо предусматривать не только соответствие поступления и расходования денежных средств, но и наличие определенных резервов в форме остатка свободных  денежных средств на расчетном счете, других счетах и в кассе предприятия.

     Балансовый  план предприятия отражает прогноз  состава его активов и пассивов и представляет собой часть текущего финансового планирования на предприятии. Целью разработки балансового плана  является определение возможности  прироста отдельных активов и  формирование оптимальной финансовой структуры капитала предприятия, обеспечивающей финансовую устойчивость его развития.

     В процессе разработки балансового плана  используется укрупненная схема  статей баланса предприятия, отражающая требования бухгалтерского учета применительно  к специфике предприятия данной организационно-правовой формы (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т. п.) При планировании активов оптимизируется соотношение  оборотных и необоротных их видов, а в составе оборотных —  отдельных их групп по уровню ликвидности. При планировании пассивов оптимизируется соотношение собственных и заемных  средств, а в составе заемных  — краткосрочных и долгосрочных обязательств.

     План  формирования и использования финансовых ресурсов представляет собой часть  текущего финансового планирования предприятия, целью разработки которого является аккумуляция и целенаправленное расходование финансовых ресурсов, обеспечивающих стратегическое развитие предприятия  в планируемом периоде.

     Разрабатываемый план состоит из двух разделов, сбалансированных между собой. В разделе «Источники формирования финансовых ресурсов»  выделяются следующие показатели: сумма  чистой прибыли, направляемой на производственное развитие; сумма амортизационных  отчислений; прочие источники формирования собственных финансовых ресурсов; сумма  привлекаемых долгосрочных кредитов и  займов; суммы привлекаемых краткосрочных  кредитов и займов и другие. В  разделе «Направления использования  финансовых ресурсов» выделяются следующие  показатели: капитальные вложения во внеоборотные активы; финансирование прироста оборотных активов; вложения в нематериальные активы; прирост  долгосрочных финансовых вложений и  другие.

     3. Оперативное планирование финансовой деятельности заключается в разработке системы бюджетов. Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий расходы и поступление средств по отдельным аспектам финансовой деятельности, отдельным хозяйственным операциям или инвестиционным проектам.

     Разработка  бюджета направлена на решение двух основных задач: 1) определение объема и структуры расходов; 2) обеспечение  покрытия этих расходов финансовыми  ресурсами из различных источников.

     В практике оперативного финансового  планирования используются два вида бюджетов: бюджет капитальных затрат и поступления средств и бюджет текущих денежных расходов и доходов.

     Бюджет  капитальных затрат и поступления  средств (для краткости — капитальный  бюджет) — это бюджет, разрабатываемый  на этапе осуществления реального инвестирования, связанного с новым строительством, реконструкцией и модернизацией объекта.

     Бюджет  текущих денежных расходов и доходов (текущий бюджет) — это бюджет, разрабатываемый по отдельным хозяйственным  операциям или по хозяйственной  деятельности предприятия в целом  в разрезе отдельных краткосрочных  периодов (в порядке конкретизации  плана доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности).

     Капитальный бюджет состоит из двух разделов: капитальные  затраты и поступление средств. Капитальные затраты представляют собой затраты на приобретение долгосрочных внеоборотных активов. К ним обычно относят первоначальную стоимость  вводимых в строй зданий и сооружений (или поэтапные расходы по их сооружению); стоимость новых видов машин  и оборудования; стоимость приобретаемых  нематериальных активов (патентов, «ноу-хау» и других) и т. п. Поступление средств  при разработке капитального бюджета  включает планируемый поток финансовых средств (инвестиционных ресурсов) в  разрезе отдельных источников.

     Текущий бюджет также состоит из двух разделов: текущие расходы и доходы от текущей  хозяйственной деятельности. Текущие  расходы представляют собой расходы  производства или обращения. Доходы от текущей хозяйственной деятельности формируются в основном за счет продажи  продукции (товаров, работ, услуг).

     Финансовое  планирование на предприятии взаимосвязано  с планированием хозяйственной  деятельности и строится на основе показателей производственного  плана (объёма производства, реализации, сметы затрат на производство, плана  капитальных вложений и др.). Однако составление плана не является простым  арифметическим перерасчетом показателей  производственного плана в финансовые показатели. В процессе планирования осуществляется анализ показателей  производственного плана, выявляются и используются неучтенные в них  внутрихозяйственные резервы и  пути более эффективного использования  производственной мощности предприятия, более рационального расхода материальных и денежных ресурсов, повышения качества продукции, расширения ассортимента и др.

     Основным объектом финансового планирования является поток денежных средств. Для действующего предприятия не существует начальной и конечной точек потока: его движение непрерывно и замкнуто. Конечным продуктом можно считать оплату сырья, основных средств, труда или выплату дивидендов акционерам. Готовая продукция оплачивается либо при отгрузке, либо покупается в кредит. В последнем случае формируется дебиторская задолженность, инкассируемая в дальнейшем в наличность (в средства на расчетном счете). Предприятие использует коммерческий кредит и банковские ссуды. Центральный элемент потока - денежные средства. Величина денежных средств предприятия меняется во времени в связи с изменчивостью отдельных элементов денежного потока (объемов продаж, инкассации дебиторской задолженности, оплаты задолженности по коммерческому кредиту и др.))[4. с. 331] 

     1.3. Практика финансового планирования в зарубежных странах.

     С каждым годом внедрение технологий финансового планирования на российских предприятиях происходит все более  интенсивно, в том числе посредством  заимствования новейших зарубежных методик. В связи с этим возникает  справедливый вопрос – какова в  целом практика финансового планирования в зарубежных фирмах?

     Организационно  процесс централизованного планирования в большинстве крупнейших зарубежных фирм осуществляется «сверху вниз». Это означает, что плановые директивы  разрабатываются на высшем уровне управления, где определяются цели, основные направления  и главные хозяйственные задачи развития фирмы и предпринимаются  попытки взаимоувязать все звенья производственного механизма. Затем, на более низких ступенях управления, эти цели и задачи конкретизируются применительно к деятельности каждого  подразделения. После соответствующего согласования плановых заданий с  исполнителями планы окончательно утверждаются высшим руководством. Такая организация процесса планирования свидетельствует о централизации важнейших решений в области планирования в высшем звене управления материнской компании и, вместе с тем, представляет определенную самостоятельность производственным отделениям и дочерним компаниям в разработке календарных планов на базе показателей, единых для всей фирмы. Что касается России, то специалисты-практики советуют сочетать две противоположные тенденции: метод break-down (сверху-вниз) и метод build-up (снизу-вверх), поскольку планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. Их мнения придерживаются многие отечественные предприятия, где процесс финансового планирования осуществляется следующим образом – сначала поступают заявки на финансирование от подразделений (центров ответственности), на их основе формируется первоначальный вариант бюджета (т.е. применяется метод build-up), а уже затем бюджет подвергается корректировке и утверждению (метод break-down). На наш взгляд, данный вариант наиболее предпочтителен, поскольку вовлекает все подразделения в процесс бюджетирования, способствует процессам координации, кроме того, руководство предприятия видит реальные потребности каждого центра ответственности, а не «спускает» им нереальные для выполнения плановые нормативы.

Информация о работе Организация финансового планирования на предприятии