Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:55, курсовая работа
Актуальность данной темы обуславливается тем, что на определённых этапах производственного процесса почти все предприятия испытывают недостаток средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций, то есть возникает необходимость в привлечении средств извне. В такой ситуации самый, казалось бы, логичный выход – получение банковского кредита, однако на практике такая задача оказывается для предприятий зачастую непосильной.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..стр 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………..стр 5
1.1. Экономическая сущность кредитоспособности……………………..стр 5
1.2. Методы оценки кредитоспособности предприятия………………...стр 7
1.3. Анализ кредитоспособности юридического лица на основе рейтинговой оценки...……………………………………………………..……………….стр 13
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БАЙКАЛФАРМ»……………………………..……………………………стр 23
2.1. Краткая характеристика ОАО «Байкалфарм»..……………………….стр 27
2.2. Рейтинговая оценка кредитоспособности ОАО «Байкалфарм»…….стр 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……….стр 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…...стр 36
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..………стр 38
Класс «А» - финансовая деятельность заемщика очень хорошая, что свидетельствует о возможности своевременного выполнения обязательств по кредитным операциям, а именно о погашении основной суммы долга и процентов по нему согласно условиям кредитного договора. Экономические показатели в границах установленных значений (согласно методике оценки финансового состояния заемщика, утвержденной внутренними документами банка). Высшее руководство заемщика имеет отменную деловую репутацию; кредитная история – безупречная. Одновременно можно сделать вывод, что финансовая деятельность и дальше будет осуществляться на высоком уровне.
Класс «Б» - Финансовая деятельность заемщика этой категории близка по характеристикам классу «А», однако вероятность поддержания ее на этом уровне длительное время является низкой. Заемщики, отнесенные к этому классу требуют большого внимания из-за потенциальных недостатков, ставящих под угрозу достаточность поступления средств для обслуживания долга. Недостатки в деятельности заемщиков данного класса должны быть лишь потенциальными. При наличии реальных недостатков класс заемщика необходимо снизить.
Класс «В» - финансовая деятельность удовлетворительная и требует более детального контроля. Поступление средств и платежеспособность заемщика свидетельствует о вероятности несвоевременного погашения полной суммы в сроки, предусмотренные кредитным договором, если недостатки не будут устранены. Одновременно наблюдается возможность исправления ситуации и улучшение финансового состояния заемщика. Обеспечение кредитной операции должно быть ликвидным.
Класс «Г» - финансовая деятельность неудовлетворительная (экономические показатели не соответствуют нормативным значениям) и наблюдается ее нестабильность на протяжении года; есть высокий риск значительных убытков; вероятность полного погашения кредитной задолженности и процентов по ней является низкой; проблемы могут касаться состояния обеспечения по кредиту, необходимой документации, касающейся обеспечения и свидетельствующей о его ликвидности. Если во время осуществления следующей классификации не представлено подтверждение улучшения на протяжении месяца финансового состояния заемщика или уровня обеспечения по кредиту, то его необходимо отнести к более низкому классу.
Класс «Д» - финансовая деятельность неудовлетворительная и является убыточной; показатели не соответствуют установленным значениям, кредитная операция не обеспечена ликвидным залогом (или гарантией), вероятности выполнения обязательств заемщиком нет. К этому классу принадлежат заемщики, которые признаны банкротом в установленном действующим законодательством порядке[15]
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БАЙКАЛФАРМ»
2.1. Краткая характеристика ОАО «Байкалфарм»
Байкалфарм» возник в 1991 году, когда по всей России начали появляться кооперативы и малые предприятия. Началось предприятие с идеи двух людей: научный сотрудник лаборатории Бурятского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР Эдуард Иринчеевич Матханов решил внедрить в производство фармакологическую продукцию из целебных трав по древней тибетской рецептуре – таны (с тибетского – «измельченные травы»). Его жена Татьяна Базыровна поддержала проект.
В 2000 году компанию возглавил Иринчей Матханов, врач-биохимик, кандидат биологических наук. Под его руководством ОАО «Байкалфарм» превратилось в экономически стабильное предприятие, сохраняющее высокие темпы роста производства, с современной производственной базой и передовым менеджментом. В 2005 году компания была удостоена звания «Лучший налогоплательщик» в республиканском конкурсе «Лидер экономики». В настоящее время Иринчей Эдуардович является председателем совета директоров группы компаний «Байкалфарм».
ОАО «Байкалфарм» - крупнейшее предприятие-производитель ликероводочной продукции на территории Сибири и Дальнего Востока. Двацатилетняя история компании наглядно показывает ее успешное развитие на рынке алкоголя. По итогам 2007 года компания «Байкалфарм» заняла 2-е место в России по темпам роста объемов производства. Рост составил свыше 60% - это один из самых высоких показателей по ликероводочной отрасли не только в России, но и в мире. Если в 2006 году предприятием было произведено 1,15 млн. декалитров продукции, то в 2007 году – 1,85 млн. декалитров. Такого увеличения удалось добиться благодаря выходу на новые рынки сбыта как в Сибири и на Дальнем Востоке, так и в европейской части России.
Особенно успешным для ОАО «Байкалфарм» стал 2007 год. Лучший налогоплательщик России, победитель федеральной программы «Сто лучших товаров России», 11-е место в рейтинге отечественных производителей алкоголя. Компания в минувшем году завоевала высшие награды всех самых престижных выставок от Звезды «Продэкспо-2007» до Гран-при Союза участников алкогольного рынка. И это далеко не все достижения компании, которые позволяют говорить о том, что компания из Бурятии доросла до уровня федеральной и серьезно претендует на место в десятке крупнейших алкогольных предприятий России.
Компания «Байкалфарм» - динамично развивающееся предприятие, успешно работающее на территории Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского и Красноярского края. Компания входит в ТОП–20 крупнейших алкогольных компаний России.
Рисунок 1. Рейтинг ОАО «Байкалфарм» среди производителей водки и ЛВИ[16]
ОАО «Байкалфарм» успешно реализует планы по увеличению доли своей продукции на рынках присутствия: более 65% рынка Бурятии, 25% рынка Иркутской области, 20% рынка Забайкальского края. Буквально за 1 год активных продаж в Красноярском крае удалось увеличить долю рынка до 8%. Собственные дистрибьюторы на перечисленных рынках в настоящее время осуществляют продажи в 70-90% торговых точек от общего их количества на территории (Республика Бурятия – 95%, Иркутская область – 70%, Забайкальский край – 85%, Красноярский край – 65%).
Рисунок 2. Динамика роста объемов продаж ОАО «Байкалфарм»[17]
У Компании имеется 8-летний опыт создания системы прямых продаж на новых рынках сбыта. Как следствие, наличие в организационной структуре продаж собственных дистрибьюторов, находящихся на территориях, где осуществляются продажи алкогольной продукции собственного производства (Республика Бурятия – ООО «Дионис-С», ООО «Империал», Иркутская область – ООО «Ангарская водочная компания», Забайкальский край – ООО «Гермес», Красноярский край – ООО «Канская водочная компания»).
Кроме того, у компании есть собственная розничная сеть, состоящая из 50 магазинов: Республика Бурятия – 21 магазин, Забайкальский край – 7 магазинов, Иркутская область – 7 магазинов, Красноярский край – 12 магазинов. В 2011 году количество торговых точек собственной розничной сети планируется довести до 250 шт.
1. Развитая сбытовая структура: прямые контракты с 9 тысячами торговых точек во всех регионах присутствия (85% от общего числа лицензиатов);
2. Собственное производство: 2 завода в Республике Бурятия и Красноярском крае (суммарная мощность – около 4 миллионов декалитров в год);
3. Стабильно развивающаяся фирменная розничная сеть (250 торговых точек в 2011 году);
4. Собственная служба доставки (более 250 автомобилей);
5. Высокая доля рынка на всех территориях присутствия.
Таблица 2.1. Динамика роста основных финансовых показателей ОАО "Байкалфарм", включая дочерние структуры[19]
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011П |
Выручка без косв. налогов, млн.руб. | 377 | 854 | 1 498 | 1 750 | 1 620 | 1 667 | 2 001 |
EBITDA, млн.руб. | 29 | 167 | 228 | 150 | 182 | 178 | 213 |
Чистая прибыль, млн.руб. | 20 | 102 | 124 | 22 | 13 | 14 | 17 |
Активы, млн.руб. | 314 | 703 | 1 301 | 1 449 | 1 429 | 1 527 | 1 604 |
Фин.долг, млн.руб. | 80 | 219 | 608 | 1 125 | 1 092 | 1 184 | 1 243 |
Собств.капитал, млн.руб. | 68 | 171 | 302 | 324 | 337 | 343 | 360 |
Собств.капитал/Активы | 22% | 24% | 23% | 22% | 24% | 22% | 22% |
Фин.долг/EBITDA | 2,7 | 1,3 | 2,7 | 7,5 | 6,0 | 6,7 | 5,8 |
Рентаб. по EBITDA | 8% | 20% | 15% | 9% | 11% | 11% | 11% |
В 2008 году ОАО «Байкалфарм» вышел на федеральный уровень, Компания стала работать с 60-ю дистрибьюторами в 40-ка субъектах РФ.
Рисунок 3. Динамика основных показателей ОАО «Байкалфарм», млн.руб.
В связи с финансовым кризисом в Компании начала расти дебиторская задолженность и, как следствие, финансовый цикл. В связи с этим ОАО «Байкалфарм» пересмотрел стратегический план развития, в частности перестал работать с дистрибьюторами, которые испытывали финансовые затруднения. Это позволило удержать финансовый цикл и ликвидность Компании. Приоритетными направлениями для реализации остались 4 региона: Республика Бурятия, Иркутская область, Забайкальский и Красноярский край.
Рисунок 4. Динамика основных показателей ОАО «Байкалфарм», млн.руб[20].
2.2. Рейтинговая оценка кредитоспособности ОАО «Байкалфарм»
ОАО «Байкалфарм» является крупнейшим предприятием Республики Бурятия. В последние два года данное предприятие активно расширяет производство и рынки сбыта. Расширение рынка сбыта (в настоящее время перспективным направлением принят Красноярский край) требует значительных затрат на маркетинг, рекламу, производство, открытие новых точек розничной торговли и другие. В условиях жеской конкуренции для продвижения на Запад требуется создание инновационной технологии производства, что также требует немалых затрат научно-технического, производственного характера. Также ясно, что собственных средств у предприятия явно не хватит на покрытие расходов. В этом случае, ОАО «Байкалфарм» обратиться к привлечению заемного капитала. Именно для этого следует оценит кредитоспособность и разработать меры по ее повышению.
Для оценки кредитоспособности предприятия используем метод рейтинговой оценки. Так как он прост и в тоже время дает достаточно точный результат.
Для оценки финансовых показателей требуется информация из бухгалтерской отчетности:
Таблица 2.2. Бухгалтерский баланс ОАО «Байкалфарм», млн.руб[21].
Статьи | 31.12.2008 | 31.12.2009 | 31.12.2010 | 2011П |
Внеоборотные активы | 254 | 267 | 272 | 290 |
Оборотные средства | 714 | 595 | 642 | 651 |
Дебиторская задолженность | 372 | 482 | 505 | 543 |
Краткосрочные финансовые вложения | 56 | 28 | 43 | 42 |
Денежные средства | 53 | 57 | 65 | 78 |
Итого активов | 1449 | 1429 | 1527 | 1604 |
Капитал и резервы | 324 | 337 | 343 | 360 |
Долгосрочные обязательства | 434 | 311 | 517 | 543 |
Краткосрочные обязательства | 691 | 780 | 667 | 701 |
Итого пассивов | 1449 | 1429 | 1527 | 1604 |
Финансовые покатели деятельности ОАО «Байкалфарм» рассматривались раньше (см. таблица 2.1.)
Исходя из данных, указанных на таблицах 2.1. и 2.2, рассчитываются основные показатели деятельности ОАО «Байкалфарм» за период 2008 – 2010 гг., а также прогнозные показатели за 2011 год. (Таблица 2.3.)
Таблица 2.3. Показатели деятельности ОАО «Байкалфарм»
Года Показатели | 2008 | 2009 | 2010 | 2011П |
Кмл | 0,1577 | 0,109 | 0,162 | 0,171 |
Ктл | 1,033 | 0,763 | 0,963 | 0,929 |
Кол | 0,696 | 0,727 | 0,919 | 0,945 |
Км | 0,216 | 0,208 | 0,207 | 0,194 |
Кн | 3,472 | 3,237 | 3,452 | 3,456 |
Ра | 0,015 | 0,009 | 0,011 | 0,011 |
Рп | 0,013 | 0,008 | 0,008 | 0,008 |
Информация о работе Оценка кредитоспособности предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»