Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:55, курсовая работа
Актуальность данной темы обуславливается тем, что на определённых этапах производственного процесса почти все предприятия испытывают недостаток средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций, то есть возникает необходимость в привлечении средств извне. В такой ситуации самый, казалось бы, логичный выход – получение банковского кредита, однако на практике такая задача оказывается для предприятий зачастую непосильной.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..стр 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………..стр 5
1.1. Экономическая сущность кредитоспособности……………………..стр 5
1.2. Методы оценки кредитоспособности предприятия………………...стр 7
1.3. Анализ кредитоспособности юридического лица на основе рейтинговой оценки...……………………………………………………..……………….стр 13
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БАЙКАЛФАРМ»……………………………..……………………………стр 23
2.1. Краткая характеристика ОАО «Байкалфарм»..……………………….стр 27
2.2. Рейтинговая оценка кредитоспособности ОАО «Байкалфарм»…….стр 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……….стр 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…...стр 36
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..………стр 38
Запишем общий вид рейтинговой оценки:
K0 =Ai × Ki , (1.1.)
где K0 – интегральный показатель (рейтинг);
Ai – удельный вес показателя i;
Ki – значение показателя i;
n – число показателей
Аi = 100 %
Этот подход позволяет охарактеризовать финансовое состояние заемщика на основе синтезированного показателя – рейтинга, рассчитываемого в баллах, присваиваемых каждому значению коэффициентов.
Однако, в данной работе мной используется балльная шкала, а не удельные веса показателя, так как данное предприятие не имеет аналогов в данном регионе, поэтому определить веса крайне сложно.
Для снижения кредитного риска в практике банков все большее распространение получает метод оценки кредитоспособности заемщика, который основывается на бальной оценке кредитополучателя. Этот метод предполагает определение рейтинга клиента. Оценка кредитоспособности заемщика может быть сведена к единому показателю – рейтингу. Именно рейтинг позволяет ориентироваться в громадном потоке всевозможной информации и в тоже время восполняет недостаток той ее части, на основе которой представляется возможным принимать ответственные управленческие решения. Преимущество рейтинговых систем заключается в возможности учитывать неформализованные показатели анкетного типа.
Рейтинговая модель является наиболее оптимальной, так как расчет показателей производится с помощью математических вычислений. Методика оценки кредитоспособности заемщика предполагает глубокую проверку и анализ данных на основе полученной бухгалтерской отчетности предприятия, пакета документов, предоставленных для получения кредита, а также на основе субъективных данных, которыми уже располагает банк. Учреждения банка осуществляют оценку финансового состояния заемщика – юридического лица перед предоставлением ему кредита, а в дальнейшем ежеквартально для определения размера отчислений в резерв и контроля над деятельностью заемщика[5]. Предварительная оценка финансового состояния заемщика – юридического лица осуществляется за два последних отчетных периода.
Данная модель дает возможность постоянно осуществлять быстрый анализ финансового состояния заемщика, своевременно выявлять отрицательные тенденции в его хозяйственно-финансовой деятельности и вносить коррективы в кредитные отношения. На основании анализа формируется база данных о заемщике, что дает возможность рассматривать динамику его хозяйственно-финансовой деятельности.
Для конкретного предприятия процесс расчета проводится в четыре этапа.
На первом этапе вычисляются значения финансовых показателей. На втором этапе оцениваются и обобщаются основные показатели. На третьем этапе корректируются значения оценки основных показателей на дополнительные (субъективные) показатели. На четвертом этапе определяется класс заемщика.
Рассмотрим каждый из этапов подробнее.
На первом этапе рассчитываются основные показатели, которые объективно характеризуют финансовое состояние заемщика (платежеспособность, финансовая устойчивость, рентабельность, денежные потоки, коэффициент обеспечения кредита).
1. Платежеспособность. С помощью показателей платежеспособности показывается, на что может рассчитывать банк в случае непогашения клиентом долгового обязательства и определяется достаточность оборотных активов для покрытия текущих обязательств. Определяют платежеспособность заемщика по таким показателям как:
Коэффициент мгновенной ликвидности (Кмл) характеризует структуру баланса. Показывает, какая часть краткосрочных заемных средств может быть при необходимости погашена немедленно рекомендуемое значение данного показателя – не менее 0,2[6].
Кмл= , (1.2.)
где ДС - денежные средства,
КФВ – краткосрочные финансовые вложения,
ТП – текущие пассивы.
Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) характеризует возможность погашения краткосрочных обязательств в установленные сроки. Этот коэффициент наиболее часто используется для оценки рискованности предоставления кредита на основе данных баланса. Он сравнивает текущие активы предприятия с его краткосрочными обязательствами и показывает, насколько кредитор застрахован от потерь вследствие невыполнения кредитного соглашения. Оптимальное теоретическое значение этого показателя – не менее 0,5[7].
Ктл = , (1.3.)
где ТА – текущие активы,
ТП – текущие пассивы
Коэффициент общей ликвидности (Кол) характеризует то, насколько объем краткосрочных обязательств может быть погашен за счет всех ликвидных активов. Оптимальное значение показателя Кол – не менее 2,0. Не менее важным, чем размер показателя, считается состав и качество активов, которые используются при расчете коэффициента. Если при высокой числовой величине показателя (например 3,5) в активах высокая доля товарных запасов, коэффициент не свидетельствует о благополучии заемщика. И наоборот, коэффициент может быть в пределах [1,0 – 2,0], но если в активах преобладает денежная наличность и другие, наиболее ликвидные статьи, можно свидетельствовать об удовлетворительном финансовом положении[8].
Кол = , (1.4.)
где ДС - денежные средства,
КФВ – краткосрочные финансовые вложения,
ДЗ – дебиторская задолженность,
ТП – текущие пассивы.
2. Финансовая устойчивость.
Коэффициент маневренности собственных средств (Км) характеризует степень мобильности использования собственных средств, показывает, какая часть собственных средств заемщика находится в мобильной форме, которая разрешает свободно маневрировать этими средствами. Высокое значение Км положительно характеризует финансовое состояние заемщика. Оптимальное теоретическое значение показателя Км – не меньше 0,5[9]
Км=, (1.5.)
где Ск – собственные средства заемщика;
Ан – внеоборотные активы.
Коэффициент финансовой независимости (Кн) – характеризует размер привлеченных средств на 1 рубль собственных средств предприятия. Оптимальное теоретическое значение показателя Кн – не больше 1,0. Превышение собственных средств над заемными указывает на то, что заемщик имеет достаточный уровень финансовой устойчивости и относительно независим от внешних финансовых источников. Если Кн больше 1,0, то нужно выяснить причины уменьшения финансовой стабильности (падение выручки от реализации товаров, работ, услуг; уменьшение прибыли; необоснованное увеличение материальных запасов и т.п.)[10]
Кн =, (1.6)
где Зк – привлеченные средства (долгосрочная и краткосрочная кредиторская задолженность);
Ск – собственные средства заемщика.
3. Рентабельность заемщика – это соотношение чистой прибыли и активов, используемых для ее получения.
Рентабельность активов (Ра) – насколько удачно заемщик размещает свои средства. Он выражает отдачу, которая приходится на единицу активов заемщика. Анализировать показатель рентабельности активов (Ра) в динамике можно лишь по одинаковым периодам (год, квартал)[11]
Ра = , (1.7.)
где ЧП – чистая прибыль,
ВБ – валюта баланса
Рентабельность продаж (Рп) – показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Другими словами, сколько остается у заемщика средств после покрытия себестоимости продукции[12]
Рп = , (1.8)
где ЧП – чистая прибыль,
ВР – выручка от реализации продукции.
Необходимо учесть не только значения показателей Рп, Ра и их динамику, но и взаимное влияние коэффициентов одного на другого. Причины ухудшения рентабельности активов могут заключаться как в снижении рентабельности продаж, так и в уменьшении оборачиваемости активов. Причиной ухудшения рентабельности продаж может быть рост себестоимости продукции, снижение качества, падение объема продаж.
4. Денежные потоки рассчитываются как среднее арифметическое от поступлений за три предыдущих месяца.
5. Коэффициент обеспечения кредита характеризует наличие, объем и качество обеспечения возврата кредита.
Рассчитав все нужные показатели на первом этапе, переходим ко второму этапу. Начинаем определять сумму баллов. В таблице представлено соответствие значений коэффициентов баллам (см. приложение №1)
На третьем этапе оцениваются дополнительные показатели (субъективные факторы), которые определяют рыночную позицию заемщика, характеризуют его отношения с банком в минувшем, дают возможность реально оценить возможность заемщика.
К таким факторам относятся:
срок действия предприятия (характеризует: насколько долго предприятие работает в той или иной отрасли);
возвращение предшествующих ссуд;
данные о руководстве предприятия-заемщика (представляет собой впечатление от личной беседы с руководителем предприятия и данных о его деловой репутации);
наличие бизнес-плана (характеризует планирование предприятием своего бизнеса, его стремление продолжительно работать в данной области);
наличие резервных источников погашения (характеризует возможность заемщика погасить кредит средствами, несвязанными с кредитуемым мероприятием в случае непредвиденных затруднений);
- наличие постоянных партнеров (насколько тесно налажены деловые связи предприятия).
Таблица 1.5. Балльная оценка факторов[13].
фактор | оценка | балл |
возраст предприятия | до 3-х лет | 5 |
| до 10 лет | 10 |
| свыше 10 лет | 15 |
гашение предыдущих ссуд | своевременно | 15 |
| задержка до 30 дней | 5 |
| задержка до 90 дней | 0 |
данные о руководителе | положительная | 10 |
| удовлетворительная | 0 |
бизнес-план | имеется | 6 |
| отсутствует | 0 |
резервный фонд | имеется | 6 |
| отсутствует | 0 |
партнеры | постоянные | 10 |
| единовременные | 1 |
Рассчитав нужные коэффициенты, и на основании суммы набранных баллов по оценке финансового состояния и субъективных факторов определяется класс заемщика (таблица 1.6.).
Таблица 1.6. Определение класса заемщика[14]
класс | баллы | удельный вес, % |
А | свыше 92 | 70 – 100 |
Б | 69 – 92 | 55 – 70 |
В | 46 – 69 | 35 – 55 |
Г | 23– 46 | 20 – 35 |
Д | меньше 23 | меньше 20 |
Информация о работе Оценка кредитоспособности предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»