Кредитная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 06:45, курсовая работа

Краткое описание

Дебиторская задолженность представляет собой своеобразный кредит фирм-поставщиков предприятиям-покупателям при покупке товаров и услуг, то есть при получении продукции предприятие-поставщик не требует от контрагентов немедленной оплаты товара. Процедура получения такого кредита не требует длительного оформления, дебиторская задолженность возникает автоматически. Однако отсрочку от уплаты предприятие обычно предоставляет в тех случаях, когда имеет дело с хорошо знакомым, надежным клиентом, обладающим определенным уровнем платежеспособности. Дебиторская задолженность не является бесплатным кредитом, его цена - проценты и штрафы за просрочку платежа.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..4
1.1. Понятие и типы кредитной политики предприятия………………………..4
1.2.Сущность затрат предприятия за пользование кредитными ресурсами………………………………………………………………………...14
1.3.Обоснование новых подходов к методике прогнозирования расходов предприятия за пользование кредитными ресурсами…………………………17
2.ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Продтовары»………………………..24 2.1 Социально-экономическая характеристика ОАО «ПРОДТОВАРЫ»……24
2.2Оценка дебиторской задолженности для формирования кредитной политики предприятия ………………………………………………………….30
2.3Анализ рисков и дебиторской задолженности кредитной политики предприятия……………………………………………………………………..37
2.4 Проблемы и недостатки, выявленные по результатам анализа кредитной политики предприятия………………………………………………………….43
2.5 Предложение по совершенствованию кредитной политики……………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………57

Файлы: 1 файл

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

1. Риски по  характеру клиента-потребителя (R1):

-потребитель  постоянный - 0,9-0,95;

-потребитель  периодический - 0,75-0,8;

-потребитель  новый или от случая к случаю - 0,6-0,45.

2. Временной риск (R2):

-оплата за  поставку до 0,5 месяца - 0,9-0,95;

-оплата за  поставку от 0,5 до 1,0 месяца - 0,9-0,8;

-оплата за поставку от 1,0 до 3 месяцев - 0,8-0,65.

3. Территориальный  риск (R3):

-поставщик и  клиент-потребитель в одном городе - 1,0-0,95;

-то же, в разных  областях - 0,9-0,8;

-то же, в разных  республиках - 0,8-0,7. 21

Для определения  среднего риска используются следующие весовые коэффициенты:

для R1 - 1,0; для R2 - 0,8; для R3 - 0,7.

Средняя оценка риска для каждого дебитора может  быть рассчитана по формуле:

RСР = (R1 + 0,8 * R2 + 0,7 * R3) / 2,5.

Указанные коэффициенты корректируют объем дебиторской  задолженности с точки зрения ее реальности для погашения кредиторской задолженности организации.

В ОАО «Продтовары» потребители продукции являются постоянными, отсюда риски по характеру  клиента потребителя составляют 0,9-0,95.

Большая часть  дебиторской задолженности находится в пределах до 1 месяца, что позволяет оценить временной риск в пределах 0,9-0,8.

Территориальный риск ОАО «Продтовары» находится  в пределах 0,9-0,8.

Таким образом, RСР = (R1 + 0,8 * R2 + 0,7 * R3) / 2,5 = 1,00-0,955.

В процессе анализа  важным является изучение показателей качества и ликвидности дебиторской задолженности. Под качеством понимается вероятность получения этой задолженности в полной сумме. Ее показателем является срок образования задолженности. Чем продолжительнее срок от начала образования задолженности, тем меньше вероятность ее истребования. Поэтому работник, занимающийся управлением дебиторской задолженностью, должен сосредоточить внимание на наиболее старых долгах и уделить больше внимания крупным суммам задолженности.22

Для оценки качества и ликвидности дебиторской задолженности рассчитываются следующие показатели:

1,Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:

Коб. = ,  (4)

где Коб. – коэффициент  оборачиваемости; В – выручка  от реализации; ДЗ – средние остатки дебиторской задолженности за отчетный период.

2. Период погашения  дебиторской задолженности:

Д = Коб. / Дни  отчетного периода,  (5)

где Д – период погашения дебиторской задолженности.23

Рассмотрим  оборачиваемость дебиторской задолженности  ОАО «Продтовары» за анализируемый  период в таблице 11.

Таблица 11 Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия

Показатели

2009

год

2010 год

2011

Год

Изменение

(+,-)

2010 /

2009

2011 /

2010

1. Выручка от  продаж, тыс. руб.

486758

725077

1079937

238319

354860

2.Средние остатки дебиторской задолженности,

 тыс. руб.

12893,5

14280,5

19612,5

1387

5332

3.Коэффициент оборачиваемости

дебиторской задолженности, обороты

37,75

50,77

55,06

13,02

4,29

4.Период погашения дебиторской задолженности,

 Дни

9,5

7,1

6,5

-2,4

-0,6

5. Высвобождение  оборотных средств в результате ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия, тыс. руб.

х

х

х

-4833,85

-1799,89


    По данным таблицы 11 видно следующее: выручка ОАО «Продтовары» за анализируемый период имеет тенденцию к росту (в 2010 году темп роста составил 148,96%, в 2011 году – 148,94%). При этом темпы роста дебиторской задолженности имеют меньшие размеры по сравнению с ростом выручки от продаж. Это оказывает непосредственное влияние на ускорение ее оборачиваемости в 2010 году на 2,4 оборота, в 2011 году – на 0,6 оборота.

Период погашения дебиторской задолженности в 2009 году составлял 9,5 дней, в 2010 году – уже 7,1 дня. Снижение периода погашения дебиторской задолженности привело к высвобождению из финансового оборота предприятия дополнительных финансовых средств в сумме 4833,85 тыс. руб. Дальнейшее снижение периода погашения дебиторской задолженности в 2011 году на 0,6 дней привело к высвобождению средств в сумме 1799,89 тыс. руб.

Теперь рассмотрим влияние факторов на изменение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности в таблице 12.

Таблица 12

Расчет влияния  факторов на изменение оборачиваемости  дебиторской 

Задолженности ОАО «Продтовары»

Показатели

2010год

2011год

Первый промежуточный  показатель КОБ 0

37,75

50,77

Второй промежуточный показатель КОБ 1

56,24

75,63

Третий промежуточный  показатель КОБ 2

50,77

55,06

Изменение коэффициента оборачиваемости под влиянием факторов:

-изменения выручки  от продаж;

-изменения средней  дебиторской задолженности

 

 

18,49

-5,47

 

 

24,86

-20,57


      Как видно из таблицы 12 общее повышение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности в 2010 году составило 13,02 оборота, в том числе за счет увеличения выручки от реализации продукции оборачиваемость возросла на 18,49 оборота, а за счет роста средних остатков дебиторской задолженности оборачиваемость уменьшилась на 5,47 оборота.

Рост коэффициента оборачиваемости в 2011 году составил 4,29 оборота, положительным фактором, оказавшим влияние на ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия, стал рост выручки от продаж. Рост же средних остатков дебиторской задолженности привел к замедлению оборачиваемости дебиторской задолженности ОАО «Продтовары».

Отсюда, ОАО  «продтовары» осуществляет неосмотрительную кредитную политику по отношению к своим клиентам, что увеличивает риск не возврата платежей. ОАО «Продтовары» необходимо постоянно контролировать систему платежей, принимать меры к взысканию старой задолженности.

2.4 ПРОБЛЕМЫ И НЕДОСТАТКИ, ВЫЯВЛЕННЫЕ ПО

РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА  КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Кредитная политика предприятия  ОАО «Продтовары» осуществляется на основе бизнес – плана.

Необходимо выявить  следующие проблемы в реализации этой политики:

1. Одним из  недостатков финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Продтовары»  является рост полной себестоимости проданных товаров. Это приводит к снижению прибыли от продаж, росту затрат на рубль реализованной продукции.

2. В ОАО «Продтовары»  на протяжении анализируемого  периода снижается чистая прибыль,  что связано с преобладанием операционных и внереализационных расходов предприятия.

3. На предприятии  неэффективно используется капитал,  о чем свидетельствует снижение  коэффициента рентабельности в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 4,49%, в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 4,43%.

4. В ОАО «Продтовары»  происходит снижение оборачиваемости оборотного капитала: в 2010 году на 0,20 оборота, в 2011 году – на 0,54 оборота. Это свидетельствует о преобладании в структуре оборотного капитала неиспользуемого имущества, сверхнормативных запасов готовой продукции, повышении дебиторской задолженности.

5. Собственные  оборотные средства ОАО «Продтовары»  имеют отрицательное значение, что  свидетельствует о зависимости  предприятия от внешних источников  финансирования его деятельности. Имущество ОАО «Продтовары» приобретает исключительно за счет заемного капитала (привлекает кредиты и займы под залог недвижимости, товарной продукции), что оказывает негативное влияние на снижение его финансового состояния.

6. ОАО «Продтовары»  имеет низкие коэффициенты быстрой ликвидности и текущей платежеспособности, что говорит о том, что большая часть оборотных активов предприятия не может быть признана в качестве источника платежа. Рассчитанные показатели финансовой устойчивости предприятия говорят о полной финансовой зависимости ОАО «Продтовары» от внешних источников финансирования его деятельности.

7. Проведенный  анализ дебиторской задолженности  предприятия выявил следующие  недостатки: 18,857% всей дебиторской  задолженности приходится на  задолженность, возникшую свыше года (у предприятия имеется задолженность, со сроком образования в 2009-2010 гг.). Рост долгосрочной дебиторской задолженности увеличивает риск не возврата платежей, тем более что срок исковой давности по данному виду задолженности составляет 3 года, по истечении которых предприятие будет вынуждено списать ее на свои убытки.

Сумма сомнительных долгов, исходя из опыта прошлых  лет, составляет на предприятии 181714,5 тыс. руб. или 20,71% от общей суммы дебиторской  задолженности. В соответствии с  этим, реальная сумма дебиторской задолженности на предприятии составляет 695799,5 тыс. руб., что оказывает отрицательное влияние на снижение платежеспособности ОАО «Продтовары».

 

2.5 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО  «ПРОДТОВАРЫ»

 

По итогам этого сравнения прогнозируются перспективы организации, ее финансовое положение, платежеспособность, а также разрабатываются рекомендации:

-следить за  соотношением кредиторской и  дебиторской задолженности. Значительное  превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации, делает необходимым для погашения возникающей кредиторской задолженности привлечение дополнительных источников финансирования;

-контролировать  состояние расчетов по просроченным  задолженностям;

-расширить систему авансовых платежей. В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что организация реально получает лишь часть стоимости выполненных работ.

 Для снижения  себестоимости на предприятии  необходимо провести следующие  мероприятия:

1. инвентаризация  лишнего и устаревшего имущества,  его реализация или списание;

2. избавление  от убыточных и неперспективных  подразделений;

3. повышение  отдачи от коммерческого использования  избыточного имущества;

4. оптимизация  организационной структуры и штатной численности аппарата управления и производственных цехов;

5. максимальная  экономия на расходах по реконструкции  магазина, приобретению производственного  оборудования и его эксплуатации.

6. нормирование, контроль и экономия всех видов  текущих издержек по центрам ответственности;

7. создание системы  заинтересованности персонала в  проявлении инициативы по выявлению  источников и способов снижения  издержек и повышению эффективности  предприятия;

8. совершенствование  бизнес-процесса комплексного бюджетирования по центрам финансовой ответственности (направлениям бизнеса, отделам и категориям товаров) в увязке с системой нормирования расходов;

9. постановка  бизнес-процессов исполнения бюджета  предприятия;

10. детальный  анализ и постоянное совершенствование технологических бизнес-процессов с целью снижения расходов;

11. создание  системы предотвращения воровства  и злоупотреблений на предприятии.

 Для повышения  операционных и внереализационных  доходов ОАО «Продтовары» необходимо:

1. увеличивать  доходы от операций с финансовыми активами;

2. реализовывать  или сдавать в аренду излишней  или неиспользуемой части основных  средств и иного имущества  предприятия.

 Для повышения  эффективности использования капитала  предприятия необходимо провести  детальный анализ имущества предприятия, источников его формирования с целью оптимизации структуры капитала, что приведет к росту финансовой устойчивости предприятия.

 Для ускорения  оборачиваемости оборотных средств  ОАО «Продтовары» необходимо  провести следующие мероприятия:

1. внедрение новой техники и технологии;

2. сокращение  производственных запасов; 

3. сокращение  длительности производственного  цикла; 

4. повышение  качества используемых материалов;

5. совершенствование  организации производства;

6. повышение  квалификации рабочих;

7. применение  режима экономии;

8. улучшение  складских условий хранения сырья  и материалов.

Для снижения доли задолженности со сроком образования  свыше года предприятию необходимо сосредоточить внимание на наиболее старых долгах и уделить больше внимания крупным суммам задолженности. ОАО «Продтовары» целесообразно создавать резерв по сомнительным долгам. Для эффективного управления дебиторской задолженностью ОАО «Продтовары» необходимо:

1. контролировать  состояние расчетов с покупателями  по отсроченным (просроченным) задолженностям;

2. по возможности  ориентироваться на большее число  покупателей, чтобы уменьшить  риск неуплаты одним или несколькими  крупными покупателями;

3. следить за  соотношением дебиторской и кредиторской  задолженности: значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;

4. отпуск товаров  покупателям на условиях предоплаты;

5. использование  механизма факторинга и т. д.

Для снижения дебиторской  задолженности ОАО «Продтовары» также можно порекомендовать  к применению следующую функциональную модель:

Таблица 13

Функциональная  модель снижения дебиторской задолженности

Наращивание (экономия) денежной выручки предприятия

Прекращение действующего обязательства исполнением

Увеличение  уставного капитала хозяйствующего субъекта

Выпуск облигаций  для получения займа

Получение организацией бюджетного кредита

Финансирование  под уступку денежного требования

Прекращение действующего обязательства

Зачетом

Товарный кредит,

Коммерческий  кредит

Заключение

договора коммерческой концессии

Обмен трений кредиторов на акции (доли) уставного капитала хозяйствующего субъекта

Перевод долга  учредителю, участнику

Прекращение обязательства  предоставлением отступного

Заключение  договора финансовой аренды

Новация долга  в заемные обязательства

Получение инвестиционного  налогового кредита

Уступка требований к дебиторам и кредиторам

Прекращение обязательства  прощением долга

Снижение дебиторской  задолженности предприятия

Информация о работе Кредитная политика предприятия