Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 06:45, курсовая работа
Дебиторская задолженность представляет собой своеобразный кредит фирм-поставщиков предприятиям-покупателям при покупке товаров и услуг, то есть при получении продукции предприятие-поставщик не требует от контрагентов немедленной оплаты товара. Процедура получения такого кредита не требует длительного оформления, дебиторская задолженность возникает автоматически. Однако отсрочку от уплаты предприятие обычно предоставляет в тех случаях, когда имеет дело с хорошо знакомым, надежным клиентом, обладающим определенным уровнем платежеспособности. Дебиторская задолженность не является бесплатным кредитом, его цена - проценты и штрафы за просрочку платежа.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..4
1.1. Понятие и типы кредитной политики предприятия………………………..4
1.2.Сущность затрат предприятия за пользование кредитными ресурсами………………………………………………………………………...14
1.3.Обоснование новых подходов к методике прогнозирования расходов предприятия за пользование кредитными ресурсами…………………………17
2.ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Продтовары»………………………..24 2.1 Социально-экономическая характеристика ОАО «ПРОДТОВАРЫ»……24
2.2Оценка дебиторской задолженности для формирования кредитной политики предприятия ………………………………………………………….30
2.3Анализ рисков и дебиторской задолженности кредитной политики предприятия……………………………………………………………………..37
2.4 Проблемы и недостатки, выявленные по результатам анализа кредитной политики предприятия………………………………………………………….43
2.5 Предложение по совершенствованию кредитной политики……………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………57
1. Риски по
характеру клиента-потребителя
-потребитель постоянный - 0,9-0,95;
-потребитель периодический - 0,75-0,8;
-потребитель новый или от случая к случаю - 0,6-0,45.
2. Временной риск (R2):
-оплата за поставку до 0,5 месяца - 0,9-0,95;
-оплата за поставку от 0,5 до 1,0 месяца - 0,9-0,8;
-оплата за поставку от 1,0 до 3 месяцев - 0,8-0,65.
3. Территориальный риск (R3):
-поставщик и
клиент-потребитель в одном
-то же, в разных областях - 0,9-0,8;
-то же, в разных республиках - 0,8-0,7. 21
Для определения среднего риска используются следующие весовые коэффициенты:
для R1 - 1,0; для R2 - 0,8; для R3 - 0,7.
Средняя оценка риска для каждого дебитора может быть рассчитана по формуле:
RСР = (R1 + 0,8 * R2 + 0,7 * R3) / 2,5.
Указанные коэффициенты корректируют объем дебиторской задолженности с точки зрения ее реальности для погашения кредиторской задолженности организации.
В ОАО «Продтовары» потребители продукции являются постоянными, отсюда риски по характеру клиента потребителя составляют 0,9-0,95.
Большая часть дебиторской задолженности находится в пределах до 1 месяца, что позволяет оценить временной риск в пределах 0,9-0,8.
Территориальный риск ОАО «Продтовары» находится в пределах 0,9-0,8.
Таким образом, RСР = (R1 + 0,8 * R2 + 0,7 * R3) / 2,5 = 1,00-0,955.
В процессе анализа важным является изучение показателей качества и ликвидности дебиторской задолженности. Под качеством понимается вероятность получения этой задолженности в полной сумме. Ее показателем является срок образования задолженности. Чем продолжительнее срок от начала образования задолженности, тем меньше вероятность ее истребования. Поэтому работник, занимающийся управлением дебиторской задолженностью, должен сосредоточить внимание на наиболее старых долгах и уделить больше внимания крупным суммам задолженности.22
Для оценки качества и ликвидности дебиторской задолженности рассчитываются следующие показатели:
1,Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:
Коб. = , (4)
где Коб. – коэффициент оборачиваемости; В – выручка от реализации; ДЗ – средние остатки дебиторской задолженности за отчетный период.
2. Период погашения дебиторской задолженности:
Д = Коб. / Дни отчетного периода, (5)
где Д – период
погашения дебиторской
Рассмотрим
оборачиваемость дебиторской
Таблица 11 Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 Год |
Изменение (+,-) | |
2010 / 2009 |
2011 / 2010 | ||||
1. Выручка от продаж, тыс. руб. |
486758 |
725077 |
1079937 |
238319 |
354860 |
2.Средние остатки дебиторской задолженности, тыс. руб. |
12893,5 |
14280,5 |
19612,5 |
1387 |
5332 |
3.Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, обороты |
37,75 |
50,77 |
55,06 |
13,02 |
4,29 |
4.Период погашения дебиторской задолженности, Дни |
9,5 |
7,1 |
6,5 |
-2,4 |
-0,6 |
5. Высвобождение оборотных средств в результате ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия, тыс. руб. |
х |
х |
х |
-4833,85 |
-1799,89 |
По данным таблицы 11 видно следующее: выручка ОАО «Продтовары» за анализируемый период имеет тенденцию к росту (в 2010 году темп роста составил 148,96%, в 2011 году – 148,94%). При этом темпы роста дебиторской задолженности имеют меньшие размеры по сравнению с ростом выручки от продаж. Это оказывает непосредственное влияние на ускорение ее оборачиваемости в 2010 году на 2,4 оборота, в 2011 году – на 0,6 оборота.
Период погашения дебиторской задолженности в 2009 году составлял 9,5 дней, в 2010 году – уже 7,1 дня. Снижение периода погашения дебиторской задолженности привело к высвобождению из финансового оборота предприятия дополнительных финансовых средств в сумме 4833,85 тыс. руб. Дальнейшее снижение периода погашения дебиторской задолженности в 2011 году на 0,6 дней привело к высвобождению средств в сумме 1799,89 тыс. руб.
Теперь рассмотрим влияние факторов на изменение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности в таблице 12.
Таблица 12
Расчет влияния факторов на изменение оборачиваемости дебиторской
Задолженности ОАО «Продтовары»
Показатели |
2010год |
2011год |
Первый промежуточный показатель КОБ 0 |
37,75 |
50,77 |
Второй промежуточный показатель КОБ 1 |
56,24 |
75,63 |
Третий промежуточный показатель КОБ 2 |
50,77 |
55,06 |
Изменение коэффициента оборачиваемости под влиянием факторов: -изменения выручки от продаж; -изменения средней дебиторской задолженности |
18,49 -5,47 |
24,86 -20,57 |
Как видно из таблицы 12 общее повышение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности в 2010 году составило 13,02 оборота, в том числе за счет увеличения выручки от реализации продукции оборачиваемость возросла на 18,49 оборота, а за счет роста средних остатков дебиторской задолженности оборачиваемость уменьшилась на 5,47 оборота.
Рост коэффициента оборачиваемости в 2011 году составил 4,29 оборота, положительным фактором, оказавшим влияние на ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия, стал рост выручки от продаж. Рост же средних остатков дебиторской задолженности привел к замедлению оборачиваемости дебиторской задолженности ОАО «Продтовары».
Отсюда, ОАО «продтовары» осуществляет неосмотрительную кредитную политику по отношению к своим клиентам, что увеличивает риск не возврата платежей. ОАО «Продтовары» необходимо постоянно контролировать систему платежей, принимать меры к взысканию старой задолженности.
2.4 ПРОБЛЕМЫ И НЕДОСТАТКИ, ВЫЯВЛЕННЫЕ ПО
РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Кредитная политика предприятия ОАО «Продтовары» осуществляется на основе бизнес – плана.
Необходимо выявить следующие проблемы в реализации этой политики:
1. Одним из
недостатков финансово-
2. В ОАО «Продтовары»
на протяжении анализируемого
периода снижается чистая
3. На предприятии
неэффективно используется
4. В ОАО «Продтовары»
происходит снижение
5. Собственные
оборотные средства ОАО «
6. ОАО «Продтовары» имеет низкие коэффициенты быстрой ликвидности и текущей платежеспособности, что говорит о том, что большая часть оборотных активов предприятия не может быть признана в качестве источника платежа. Рассчитанные показатели финансовой устойчивости предприятия говорят о полной финансовой зависимости ОАО «Продтовары» от внешних источников финансирования его деятельности.
7. Проведенный
анализ дебиторской
Сумма сомнительных долгов, исходя из опыта прошлых лет, составляет на предприятии 181714,5 тыс. руб. или 20,71% от общей суммы дебиторской задолженности. В соответствии с этим, реальная сумма дебиторской задолженности на предприятии составляет 695799,5 тыс. руб., что оказывает отрицательное влияние на снижение платежеспособности ОАО «Продтовары».
2.5 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ПРОДТОВАРЫ»
По итогам этого сравнения прогнозируются перспективы организации, ее финансовое положение, платежеспособность, а также разрабатываются рекомендации:
-следить за
соотношением кредиторской и
дебиторской задолженности.
-контролировать
состояние расчетов по
-расширить систему авансовых платежей. В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что организация реально получает лишь часть стоимости выполненных работ.
Для снижения себестоимости на предприятии необходимо провести следующие мероприятия:
1. инвентаризация
лишнего и устаревшего
2. избавление
от убыточных и
3. повышение
отдачи от коммерческого
4. оптимизация организационной структуры и штатной численности аппарата управления и производственных цехов;
5. максимальная
экономия на расходах по
6. нормирование,
контроль и экономия всех
7. создание системы
заинтересованности персонала
8. совершенствование
бизнес-процесса комплексного
9. постановка
бизнес-процессов исполнения
10. детальный
анализ и постоянное
11. создание
системы предотвращения
Для повышения
операционных и
1. увеличивать доходы от операций с финансовыми активами;
2. реализовывать
или сдавать в аренду излишней
или неиспользуемой части
Для повышения
эффективности использования
Для ускорения
оборачиваемости оборотных
1. внедрение новой техники и технологии;
2. сокращение производственных запасов;
3. сокращение
длительности
4. повышение
качества используемых
5. совершенствование организации производства;
6. повышение квалификации рабочих;
7. применение режима экономии;
8. улучшение
складских условий хранения
Для снижения доли задолженности со сроком образования свыше года предприятию необходимо сосредоточить внимание на наиболее старых долгах и уделить больше внимания крупным суммам задолженности. ОАО «Продтовары» целесообразно создавать резерв по сомнительным долгам. Для эффективного управления дебиторской задолженностью ОАО «Продтовары» необходимо:
1. контролировать
состояние расчетов с
2. по возможности
ориентироваться на большее
3. следить за
соотношением дебиторской и
4. отпуск товаров
покупателям на условиях
5. использование механизма факторинга и т. д.
Для снижения дебиторской задолженности ОАО «Продтовары» также можно порекомендовать к применению следующую функциональную модель:
Таблица 13
Функциональная модель снижения дебиторской задолженности
Наращивание (экономия) денежной выручки предприятия | |||
Прекращение действующего обязательства исполнением |
Увеличение уставного капитала хозяйствующего субъекта |
Выпуск облигаций для получения займа |
Получение организацией бюджетного кредита |
Финансирование
под уступку денежного |
Прекращение действующего обязательства Зачетом |
Товарный кредит, Коммерческий кредит |
Заключение договора коммерческой концессии |
Обмен трений кредиторов на акции (доли) уставного капитала хозяйствующего субъекта |
Перевод долга учредителю, участнику |
Прекращение обязательства предоставлением отступного |
Заключение договора финансовой аренды |
Новация долга в заемные обязательства |
Получение инвестиционного налогового кредита |
Уступка требований к дебиторам и кредиторам |
Прекращение обязательства прощением долга |
Снижение дебиторской задолженности предприятия |