Кредитная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 06:45, курсовая работа

Краткое описание

Дебиторская задолженность представляет собой своеобразный кредит фирм-поставщиков предприятиям-покупателям при покупке товаров и услуг, то есть при получении продукции предприятие-поставщик не требует от контрагентов немедленной оплаты товара. Процедура получения такого кредита не требует длительного оформления, дебиторская задолженность возникает автоматически. Однако отсрочку от уплаты предприятие обычно предоставляет в тех случаях, когда имеет дело с хорошо знакомым, надежным клиентом, обладающим определенным уровнем платежеспособности. Дебиторская задолженность не является бесплатным кредитом, его цена - проценты и штрафы за просрочку платежа.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..4
1.1. Понятие и типы кредитной политики предприятия………………………..4
1.2.Сущность затрат предприятия за пользование кредитными ресурсами………………………………………………………………………...14
1.3.Обоснование новых подходов к методике прогнозирования расходов предприятия за пользование кредитными ресурсами…………………………17
2.ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Продтовары»………………………..24 2.1 Социально-экономическая характеристика ОАО «ПРОДТОВАРЫ»……24
2.2Оценка дебиторской задолженности для формирования кредитной политики предприятия ………………………………………………………….30
2.3Анализ рисков и дебиторской задолженности кредитной политики предприятия……………………………………………………………………..37
2.4 Проблемы и недостатки, выявленные по результатам анализа кредитной политики предприятия………………………………………………………….43
2.5 Предложение по совершенствованию кредитной политики……………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………57

Файлы: 1 файл

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..4

1.1. Понятие и типы кредитной политики предприятия………………………..4

1.2.Сущность затрат предприятия за пользование кредитными ресурсами………………………………………………………………………...14

1.3.Обоснование новых подходов к методике прогнозирования расходов предприятия за пользование кредитными ресурсами…………………………17

2.ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ  КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Продтовары»………………………..24 2.1 Социально-экономическая характеристика ОАО «ПРОДТОВАРЫ»……24

2.2Оценка дебиторской задолженности для формирования кредитной политики предприятия ………………………………………………………….30

2.3Анализ рисков и дебиторской задолженности кредитной политики предприятия……………………………………………………………………..37

2.4 Проблемы  и недостатки, выявленные по результатам анализа кредитной политики предприятия………………………………………………………….43

2.5 Предложение  по совершенствованию кредитной  политики……………..45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………57

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной  рыночной экономике роль и значение качества управления предприятиями  исключительно велики. От эффективности  системы управления зависит результативность всей финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Управление  бизнесом в рыночной экономике характеризуется  многими особ2енностями; выделим некоторые из них. Во-первых, в общей совокупности ресурсов предприятия доминирующую значимость приобретают финансовые ресурсы. Во-вторых, принятие управленческих решений инвестиционно-финансового характера всегда осуществляется в условиях неопределенности. В-третьих, в условиях реальной самостоятельности предприятий основной проблемой руководителей становится поиск источников финансирования и оптимизация инвестиционных потоков. В-четвертых, устанавливая коммерческие отношения с каким-либо контрагентом, можно полагаться исключительно на собственную оценку его финансовой состоятельности.

В современных  экономических условиях большинство  хозяйствующих субъектов испытывает дефицит инвестиционно-финансовых ресурсов, поэтому первостепенными являются вопросы, связанные с формированием, оптимальным размещением и эффективным их использованием.

Существенное  влияние финансовое состояние хозяйствующего субъекта оказывает динамика – уменьшение или увеличение дебиторской задолженности, а также разработка эффективной кредитной политики предприятия. В целом искусство управления кредитной политикой предприятия заключается в оптимизации общего размера дебиторской задолженности, современной конвертации требований в деньги последующего корректного расчета предприятия с работниками, кредиторами, по налоговым обязанностям  и тому подобное.

Дебиторская задолженность  представляет собой своеобразный кредит фирм-поставщиков предприятиям-покупателям при покупке товаров и услуг, то есть при получении продукции предприятие-поставщик не требует от контрагентов немедленной оплаты товара. Процедура получения такого кредита не требует длительного оформления, дебиторская задолженность возникает автоматически. Однако отсрочку от уплаты предприятие обычно предоставляет в тех случаях, когда имеет дело с хорошо знакомым, надежным клиентом, обладающим определенным уровнем платежеспособности. Дебиторская задолженность не является бесплатным кредитом, его цена - проценты и штрафы за просрочку платежа.

 

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

1.1 Понятие и типы кредитной политики предприятия

Кредитная политика — это система мер и правил, направленных на реализацию контроля за проведением и использованием кредитов, предоставляемых компанией или банком. Кредитная политика предприятия в числе прочего может включать в себя систему правил по выстраиванию отношений с заказчиками, куда входит и процедура взыскания задолженности.1

Положения кредитной политики могут быть отражены в объемном труде, содержащем подробные инструкции, или занимать всего одну страницу.

Кредитная политика должна включать в себя:

1. продуманную  работу с клиентом: правила сегментирования  типов заказчиков и правила  работы с каждым сегментом;

2.  распределение  внутри компании работ по взаимодействию  с должниками;

3.  процедуру  взыскания долгов внутренними  силами;

4.  описание  ситуаций, при которых долг передается  для взыскания коллекторскому  агентству; 

5.  описание  ситуаций, при которых на должника подают в суд.

Эта система  обязательно должна быть зафиксирована  на бумаге. Понятно, что у каждого  предприятия и у каждого человека есть какие-то внутренние ощущения, ориентируясь на которые они решают, можно давать в долг данному человеку либо предприятию или нельзя. Вопрос в том, являются ли эти ощущения только внутренними или же они прописаны и понимаются всеми сотрудниками предприятия одинаково, есть ли четкие инструкции для каждого из работников предприятия и для каждой возможной ситуации.2

Главной целью  деятельности предприятия является достижение прибыли. Как правило, прибыль  увеличивается при увеличении объема продаж. Одним из самых действенных  способов увеличения объема продаж является предоставление товара в кредит. Для этого есть следующие причины:

1. возможно привлечения  покупателя, не имеющего достаточно  средств для предоплаты;

2. покупатель  в состоянии купить больше  или более дорогого товара.

При разработке кредитной политики предприятия  необходимо учитывать не только условия продажи в кредит, но и обязательно внутреннюю структуру управления предприятием. Руководство предприятия, как правило, сталкивается здесь со всевозможными проблемами. Обычно отдел сбыта или торговый агент не только не действует совместно с кредитным отделом, если он есть на предприятии, а даже испытывает к нему недоверие. Это связано с тем, что торговый агент заинтересован в первую очередь продать товар и получить за это комиссионные как правило, он рискует лишь тем, что комиссионные ему не будут выплачены. В случае же неплатежа возвратом долга занимается либо бухгалтер, либо сам отдел сбыта. Функция бухгалтера - это функция учета на предприятии, а задача отдела сбыта - увеличение продаж. Поэтому они не только не в состоянии формировать кредитную политику предприятия и заниматься возвратом долгов, но и наверняка будут делать это без всякого желания, а иногда и саботировать эти работы.3

В рамках кредитной  политики предприятия решаются следующие  задачи:

1. увеличение  объема продаж за счет предоставления покупателям более выгодных условий;

2. ускорение  оборачиваемости дебиторской и  кредиторской задолженности;

3. минимизация  недополученной выгоды от невозможности  использования суммы задолженности  и потерь от инфляционного  обесценения суммы задолженности;

4. минимизация  финансовых рисков, связанных с  возможным дефицитом денежных  средств вследствие несвоевременного  погашения дебиторской задолженности,  со списанием безнадежных долгов;

5. определение  круга кредиторов, форм и объемов  заимствований с учетом особенностей производственного и финансового циклов предприятия;

6. минимизация  цены заемного капитала;

7. переключение  на альтернативные источники  заимствований по мере возникновения  необходимости;

8. контроль за  своевременностью погашения долга  и уплаты процентов, выбор форм реструктуризации долга при необходимости;

9. поддержание  баланса между текущими активами  и текущими обязательствами по  суммам и срокам.

Кредитная политика предприятия состоит из органично  связанных между собой блоков: управление дебиторской задолженностью и управление кредиторской задолженностью. Разрабатывая кредитную политику, предприятие должно учесть следующие факторы:

1. общее состояние  экономики страны, в случае, если  предприятие работает на внешнем  рынке, то состояние и мировой  экономики, и основные тенденции ее развития;

2. конкурентную  среду, состояние спроса на  продукцию, конъюнктуру товарных  и финансовых рынков;

3. разработанность  нормативно-правовой базы относительно  взыскания дебиторской задолженности;

4. существующую  практику проведения торговых операций на предприятии, наличие проработанной договорной базы;

5. финансовые  возможности предприятия в части  отвлечения части оборотных средств  в дебиторскую задолженность.

Кредитная политика принимается на год, по истечении  которого уточняются цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия на предприятие.4

Целями кредитной  политики предприятия должны быть: повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объёма продаж (прибыли  от продаж) и отдачи на вложенные средства.

Помимо формализации целей управления дебиторской задолженностью в кредитной политике следует  определить задачи, решение которых  позволит достичь целевых значений (например, выход на новые рынки  сбыта, завоевание большей доли существующего рынка, формирование репутации, минимизация стоимости кредитных ресурсов). Каждая сформулированная задача должна иметь количественное измерение и сроки выполнения работ.5 При изменении целей компании, ее стратегии, рыночных условий и других значимых факторов кредитную политику необходимо пересматривать.

Под кредитной  политикой, для целей настоящего положения понимается реализация клиентам предприятия товаров в кредит, в форме предоставления клиентам рассрочки или отсрочки платежа  по договору поставки товаров (коммерческий кредит).

Предоставление  кредита не является центральным  конкурентным преимуществом предприятия, то есть акцентировать на этом внимание клиента и в первую очередь  заявлять о возможности предоставления кредита на переговорах при работе с клиентами запрещено. Поэтому в ходе ведения переговоров следует всегда пытаться работать с предоплатой. Если полная предоплата невозможна, то следует попытаться получить частичную предоплату. И только в случае, когда клиент приводит убедительные аргументы в необходимости предоставления ему кредита, и при условии, что данный клиент представляет интерес для предприятия (является целевым), следует приступить к обсуждению предлагаемых предприятием условий кредитования.6

Существенными показателями кредитной политики являются:

1.определение условий предоставления товарного кредита;

2.расчёт максимального срока предоставления товарного кредита;

3.составление "матрицы скидок" - таблицы, содержащей варианты скидок за отгружаемый товар (оказываемые услуги) в зависимости от сроков его оплаты. То есть, в качестве цены, указываемой в прейскуранте, принимается цена товара, предоставленного в кредит на максимально установленный срок.

При выборе типа кредитной политики должны учитываться  следующие основные факторы:

1. общее состояние  экономики, определяющее финансовые  возможности покупателей, уровень  их платежеспособности;

2. сложившаяся  конъюнктура товарного рынка,  состояние спроса на продукцию  организации;

3. потенциальная  способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

4. правовые условия  обеспечения взыскания дебиторской  задолженности;

5. финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность.

Показатели, определяющие кредитную политику, — это следующие  четыре характеристики:

1) срок предоставления  кредита — период времени,  в течение которого клиенты  должны оплатить купленный товар; 

2) стандарты  кредитоспособности — минимальная  финансовая  устойчивость, которой должны обладать клиенты для получения возможности отсрочки платежа, и размеры допустимых сумм кредита, предоставляемых различным категориям клиентов;

3) политика сбора  платежей — определяется степенью  лояльности по отношению к клиентам,  задерживающим выплаты, с точки зрения предоставления  кредита вновь;

4) скидки, предоставляемые  за оплату в более ранние  сроки; эти льготы включают  сумму скидки и  период, в  течение которого ими можно  воспользоваться.

 Различают  три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции – консервативный, умеренный и агрессивный, которые характеризуют принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия.

Консервативный  тип кредитной политики предприятия  направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается  как приоритетная цель осуществления  его кредитной деятельности. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизации сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышения его стоимости; использование жестких процедур погашения дебиторской задолженности.

Умеренный тип  кредитной политики предприятия  характеризует условия ее осуществления  в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется  на средний уровень кредитного риска  при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики предприятия  приоритетной целью кредитной политики ставит максимизацию дополнительной прибыли  за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгированного кредита.7

Информация о работе Кредитная политика предприятия