Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 06:45, курсовая работа
Дебиторская задолженность представляет собой своеобразный кредит фирм-поставщиков предприятиям-покупателям при покупке товаров и услуг, то есть при получении продукции предприятие-поставщик не требует от контрагентов немедленной оплаты товара. Процедура получения такого кредита не требует длительного оформления, дебиторская задолженность возникает автоматически. Однако отсрочку от уплаты предприятие обычно предоставляет в тех случаях, когда имеет дело с хорошо знакомым, надежным клиентом, обладающим определенным уровнем платежеспособности. Дебиторская задолженность не является бесплатным кредитом, его цена - проценты и штрафы за просрочку платежа.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..4
1.1. Понятие и типы кредитной политики предприятия………………………..4
1.2.Сущность затрат предприятия за пользование кредитными ресурсами………………………………………………………………………...14
1.3.Обоснование новых подходов к методике прогнозирования расходов предприятия за пользование кредитными ресурсами…………………………17
2.ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Продтовары»………………………..24 2.1 Социально-экономическая характеристика ОАО «ПРОДТОВАРЫ»……24
2.2Оценка дебиторской задолженности для формирования кредитной политики предприятия ………………………………………………………….30
2.3Анализ рисков и дебиторской задолженности кредитной политики предприятия……………………………………………………………………..37
2.4 Проблемы и недостатки, выявленные по результатам анализа кредитной политики предприятия………………………………………………………….43
2.5 Предложение по совершенствованию кредитной политики……………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………57
Финансовое состояние ОАО «Продтовары» неустойчивое – частые колебания в прибыльности связаны с реконструкцией магазинов и переводом их в режим самообслуживания. Расходы по реконструкции магазинов приводят к значительному повышению издержек предприятия, при этом ОАО «Продтовары» несет убытки по обслуживанию коммерческих кредитов, взятых на реконструкцию, что приводит к значительному росту убытков финансовой и инвестиционной деятельности предприятия, в связи с чем снижается чистая прибыль ОАО «Продтовары».
2.2ОЦЕНКА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
На предприятии ОАО «Продтовары» существует стратегический план кредитной политики.
Существенное место отведено проблемам оборачиваемости капитала, составляющего оборотные активы, и все финансовое состояние предприятия. Ведущую роль здесь играет уменьшение или увеличение дебиторской задолженности. Сокращение дебиторской задолженности оценивается положительно, если это происходит за счет уменьшения периода ее погашения, в целом искусство управления дебиторской задолженностью заключается в оптимизации общего ее размера, современной конвертации требований в деньги последующего корректного расчета предприятия с работниками, кредиторами, по налоговым обязанностям. Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в оборотных активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям, либо об увеличении объема продаж, либо о неплатежеспособности и банкротстве части покупателей.
Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность, определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.
Управление дебиторской задолженностью предполагает выполнение следующих мероприятий:
1. разработка
и реализация политики
2. разделение по группам клиентов в зависимости от объемов закупок, кредитной истории и предпочтения условий оплаты;
3. контроль
над погашением дебиторской
4. нахождение
путей ускорения погашения
5. установление условий продажи, гарантирующих сокращение и исключение невостребованных долгов;
6. прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.
В плане кредитной политике можно выделить следующие приемы управления дебиторской задолженностью:
1. анализ и учет продаж, оформление счетов и определение характера дебиторской задолженности;
2. проведение анализа дебиторов;
3. рассмотрение дебиторской задолженности по видам продукции для выявления «невыгодных» товаров;
4. расчет стоимости существующей в настоящий период времени дебиторской задолженности;
5. вычет из
реальной стоимости
6. контроль за
соотношением дебиторской и
7. принятие мер,
стимулирующих сокращение задол
8. анализ и
оценка использования
Понятно, что с целью обеспечения быстрого притока денежных средств целесообразно разработать систему договоров с гибкими условиями сроков и формы оплаты, тем более что существуют следующие приемы, помогающие предприятию максимально сократить дебиторскую задолженность.
1. Предоплата обычно используется в том случае, если имеются скидки.
2. Частичная предоплата включает предоплату и продажу в кредит.
3. Передача
на реализацию предполагает
4. Выставление
промежуточного счета
5. Банковская гарантия означает возмещение банком необходимых денежных средств в случае неуплаты дебитором долга.
6. Гибкое ценообразование предназначается для снижения степени инфляционного риска. Гибкие цены могут быть установлены:
а) с учетом общего процента инфляции;
б) с учетом индекса инфляции по конкретным видам продукции;
в) в зависимости от фактического срока оплаты и прибыли от альтернативных вложений денежных средств.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, применяемыми на практике в настоящее время, являются:
а) факторинг;
б) учет векселей или их продажа на фондовом рынке;
в) форфейтинг.
Но они не используются в кредитной политике ОАО «Продтовары».
Осуществляя операции по рефинансированию дебиторской задолженности, предприятие определяет их эффективность. В этих целях размер платы по рефинансированию задолженности сопоставляется с размером дохода от использования высвобождаемых денежных активов, со стоимостью привлечения заемного капитала и с потерями от инфляции.
Актуальным является вопрос о сопоставимости дебиторской и кредиторской задолженности для ОАО «Продтовары». Сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности - один из этапов анализа дебиторской задолженности, позволяющий выявить причины ее образования. Многие аналитики считают, что если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то организация рационально использует средства, то есть временно привлекает в оборот средств больше, чем отвлекает от оборота.18 Бухгалтеры с ними не согласны, потому что кредиторскую задолженность организация обязана погашать независимо от состояния дебиторской задолженности.19
Своевременно выявление недопустимых видов дебиторской и кредиторской задолженности, к которым относятся: просроченная задолженность поставщикам, в бюджет; кредиторская задолженность по претензиям; сверхнормативная задолженность по устойчивым пассивам; товары отгруженные, не оплаченные в срок; поставщики и покупатели по претензиям; задолженность по расчетам возмещения материального ущерба; задолженность по статье «Прочие дебиторы», должна помочь информация.
В качестве источников
информации для анализа дебиторской
задолженности можно
В процессе анализа надо изучить динамику, состав и структура дебиторской задолженности, при этом резкое увеличение ее суммы может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям, либо об увеличении объема продаж, либо о неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. Сокращение дебиторской задолженности оценивается положительно, если оно происходит за счет сокращения периода ее погашения. Если же дебиторская задолженность уменьшается в связи с уменьшением отгрузки продукции, то это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия.
Отсюда проанализируем
изменение дебиторской
Таблица 8
Анализ дебиторской задолженности предприятия
Вид актива бухгалтерского баланса |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Изменения (+, -) | ||||||
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % |
2010 от 2009 гг. |
2011 от 2010 гг. | |||
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % | |||||||
Краткосрочная де-биторская задолжен-ность – всего, в том числе: -покупатели и заказчики; -авансы выданные; -прочая |
15571
5824 60 9687 |
100
37,40 0,39 62,21 |
12989
665 269 12055 |
100
5,12 2,07 92,81 |
26236
5603 12400 8233 |
100
21,36 47,26 31,38 |
-2583
-5159 208 2368 |
-
-32,28 1,68 30,6 |
13247
4938 12131 -3822 |
-
16,2 45,2 -61,4 |
3. ИТОГО |
15572 |
100 |
12989 |
100 |
26236 |
100 |
-2583 |
- |
13247 |
- |
По данным таблицы
8 видно следующее: дебиторская задолженность
ОАО «Продтовары» является краткосрочной,
отсутствие долгосрочной дебиторской
задолженности расценивается по
В процессе дальнейшего
анализа рассмотрим сроки образования
дебиторской задолженности
Таблица 9 Анализ давности образования дебиторской задолженности
Вид дебиторской Задолженности |
Сумма, тыс. руб. |
В том числе | |||||
до 1 мес. |
от 1 до 3 мес |
от 3 до 6 мес. |
от 6 до 9 мес. |
от 9 до 12 мес. |
свыше года | ||
1. Покупатели и заказчики |
5603 |
3640 |
48 |
526 |
80 |
51 |
1258 |
2. Авансы выданные |
12400 |
9057 |
66 |
1809 |
177 |
76 |
1216 |
3. Прочие дебиторы |
8233 |
4350 |
112 |
1067 |
118 |
113 |
2473 |
ИТОГО |
26236 |
17047 |
226 |
3402 |
375 |
240 |
4947 |
Удельный вес, % |
100 |
64,973 |
0,86 |
12,966 |
1,43 |
0,913 |
18,857 |
По данным таблицы
9 видно, что наибольший удельный вес
в составе дебиторской
2.3АНАЛИЗ РИСКОВ В ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
После общего ознакомления с составом, структурой и изменением дебиторской задолженности необходимо дать ее оценку с точки зрения реальной стоимости, так как она может быть взыскана не вся. Возвратность дебиторской задолженности определяется на основе прошлого опыта и текущих условий. Бухгалтерский риск состоит в том, что прошлый опыт может быть неадекватной мерой будущего убытка или текущие условия могут быть учтены только частично. В результате убытки могут быть существенными, поэтому необходимо знать реальность и правильность оформления и определения вероятности возврата дебиторской задолженности. Для этого расчет процента не возврата долгов производится по средним данным за несколько лет. По этой причине целесообразно изучить:
1. распределение дебиторской задолженности по срокам ее образования;
2. долю в дебиторской
задолженности, которую
Для оценки вероятности безнадежных долгов используется накопленный на предприятии статистический материал, который показан в таблице 10.
Таблица 10 Оценка реального состояния дебиторской задолженности предприятия
Показатели |
Сроки возникновения задолженности |
Итого | |||||
до 1 мес. |
от 1 до 3 мес. |
от 3 до 6 мес. |
от 6 до 9 мес. |
от 6 до 12 мес. |
свыше года | ||
1. Дебиторская задолженность, тыс. руб. |
17047 |
226 |
3402 |
375 |
240 |
4947 |
26236 |
2.Вероятность возникновения безнадежных долгов, % |
1,5 |
2,5 |
5,5 |
15,6 |
26,0 |
45,0 |
10,54 |
3. Сумма безнадежных долгов, тыс. руб. |
225,7 |
5,6 |
187,1 |
58,5 |
62,4 |
2226,1 |
2765,4 |
4.Реальная величина задолженно |
16821,3 |
220,4 |
3214,9 |
316,5 |
177,6 |
2720,9 |
23471,6 |
Как видно из данных таблицы 10, сумма сомнительных долгов, исходя из опыта прошлых лет, составляет на предприятии 181714,5 тыс. руб. или 20,71% от общей суммы дебиторской задолженности. В соответствии с этим, реальная сумма дебиторской задолженности на предприятии составляет 695799,5 тыс. руб., что оказывает отрицательное влияние на снижение платежеспособности ОАО «Продтовары». Поэтому предприятию целесообразно создавать резерв по сомнительным долгам.
Проведенный анализ
дебиторской задолженности
Проводя кредитную политику предприятие должно помнить о рисках, тем более что их надо учитывать и при определении размера скидки и объеме товарного кредита и размера предоплаты и сроков оплаты за поставку товара (отгруженную продукцию). Риски измеряются в долях к единице: 1,0 - отсутствие риска, 0 - высокий уровень риска.
Они могут различаются по следующим видам: