Кредитная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 06:45, курсовая работа

Краткое описание

Дебиторская задолженность представляет собой своеобразный кредит фирм-поставщиков предприятиям-покупателям при покупке товаров и услуг, то есть при получении продукции предприятие-поставщик не требует от контрагентов немедленной оплаты товара. Процедура получения такого кредита не требует длительного оформления, дебиторская задолженность возникает автоматически. Однако отсрочку от уплаты предприятие обычно предоставляет в тех случаях, когда имеет дело с хорошо знакомым, надежным клиентом, обладающим определенным уровнем платежеспособности. Дебиторская задолженность не является бесплатным кредитом, его цена - проценты и штрафы за просрочку платежа.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..4
1.1. Понятие и типы кредитной политики предприятия………………………..4
1.2.Сущность затрат предприятия за пользование кредитными ресурсами………………………………………………………………………...14
1.3.Обоснование новых подходов к методике прогнозирования расходов предприятия за пользование кредитными ресурсами…………………………17
2.ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Продтовары»………………………..24 2.1 Социально-экономическая характеристика ОАО «ПРОДТОВАРЫ»……24
2.2Оценка дебиторской задолженности для формирования кредитной политики предприятия ………………………………………………………….30
2.3Анализ рисков и дебиторской задолженности кредитной политики предприятия……………………………………………………………………..37
2.4 Проблемы и недостатки, выявленные по результатам анализа кредитной политики предприятия………………………………………………………….43
2.5 Предложение по совершенствованию кредитной политики……………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………57

Файлы: 1 файл

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

 Финансовое состояние  ОАО «Продтовары» неустойчивое – частые колебания в прибыльности связаны с реконструкцией магазинов и переводом их в режим самообслуживания. Расходы по реконструкции магазинов приводят к значительному повышению издержек предприятия, при этом ОАО «Продтовары» несет убытки по обслуживанию коммерческих кредитов, взятых на реконструкцию, что приводит к значительному росту убытков финансовой и инвестиционной деятельности предприятия, в связи с чем снижается чистая прибыль ОАО «Продтовары».

 

2.2ОЦЕНКА ДЕБИТОРСКОЙ  ЗАДОЛЖЕННОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

На предприятии ОАО  «Продтовары» существует стратегический план кредитной политики.

Существенное  место отведено проблемам оборачиваемости  капитала, составляющего оборотные  активы, и все финансовое состояние  предприятия. Ведущую роль здесь играет уменьшение или увеличение дебиторской задолженности. Сокращение дебиторской задолженности оценивается положительно, если это происходит за счет уменьшения периода ее погашения, в целом искусство управления дебиторской задолженностью заключается в оптимизации общего ее размера, современной конвертации требований в деньги последующего корректного расчета предприятия с работниками, кредиторами, по налоговым обязанностям. Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в оборотных активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям, либо об увеличении объема продаж, либо о неплатежеспособности и банкротстве части покупателей.

Управление  дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность, определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

Управление  дебиторской задолженностью предполагает выполнение следующих мероприятий:

1. разработка  и реализация политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;

2. разделение  по группам клиентов в зависимости от объемов закупок, кредитной истории и предпочтения условий оплаты;

3.  контроль  над погашением дебиторской задолженности;

4. нахождение  путей ускорения погашения долгов  и уменьшения безнадежных долгов;

5. установление условий  продажи, гарантирующих сокращение и исключение невостребованных долгов;

6. прогноз поступлений  денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.

В плане кредитной  политике можно выделить следующие приемы управления дебиторской задолженностью:

1. анализ и  учет продаж, оформление счетов  и определение характера дебиторской задолженности;

2. проведение  анализа дебиторов;

3. рассмотрение  дебиторской задолженности по  видам продукции для выявления  «невыгодных» товаров;

4. расчет стоимости  существующей в настоящий период времени дебиторской задолженности;

5. вычет из  реальной стоимости дебиторской  задолженности суммы безнадежных долгов;

6. контроль за  соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

7. принятие мер,  стимулирующих сокращение задолженности (установление скидок при досрочной оплате);

8. анализ и  оценка использования факторинга - продажи дебиторской задолженности.

Понятно, что  с целью обеспечения быстрого притока денежных средств целесообразно  разработать систему договоров  с гибкими условиями сроков и формы оплаты, тем более что существуют следующие приемы, помогающие предприятию максимально сократить дебиторскую задолженность.

1. Предоплата  обычно используется в том  случае, если имеются скидки.

2. Частичная  предоплата включает предоплату и продажу в кредит.

3.  Передача  на реализацию предполагает сохранение предприятием прав собственности на продукцию до момента оплаты за них.

4. Выставление  промежуточного счета используют  при заключении долгосрочных  контрактов, это помогает систематически получать денежные средства по мере выполнения отдельных этапов работы.

5. Банковская  гарантия означает возмещение  банком необходимых денежных средств в случае неуплаты дебитором долга.

6. Гибкое ценообразование  предназначается для снижения  степени инфляционного риска. Гибкие цены могут быть установлены:

а) с учетом общего процента инфляции;

б) с учетом индекса  инфляции по конкретным видам продукции;

в) в зависимости  от фактического срока оплаты и прибыли  от альтернативных вложений денежных средств.

Основными формами  рефинансирования дебиторской задолженности, применяемыми на практике в настоящее время, являются:

а) факторинг;

б) учет векселей или их продажа на фондовом рынке;

в) форфейтинг.

Но они не используются в кредитной политике ОАО «Продтовары».

Осуществляя операции по рефинансированию дебиторской задолженности, предприятие определяет их эффективность. В этих целях размер платы по рефинансированию задолженности сопоставляется с размером дохода от использования высвобождаемых денежных активов, со стоимостью привлечения заемного капитала и с потерями от инфляции.

Актуальным  является вопрос о сопоставимости дебиторской  и кредиторской задолженности для  ОАО «Продтовары». Сопоставление  дебиторской и кредиторской задолженности - один из этапов анализа дебиторской задолженности, позволяющий выявить причины ее образования. Многие аналитики считают, что если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то организация рационально использует средства, то есть временно привлекает в оборот средств больше, чем отвлекает от оборота.18 Бухгалтеры с ними не согласны, потому что кредиторскую задолженность организация обязана погашать независимо от состояния дебиторской задолженности.19

Своевременно  выявление недопустимых видов дебиторской  и кредиторской задолженности, к которым относятся: просроченная задолженность поставщикам, в бюджет; кредиторская задолженность по претензиям; сверхнормативная задолженность по устойчивым пассивам; товары отгруженные, не оплаченные в срок; поставщики и покупатели по претензиям; задолженность по расчетам возмещения материального ущерба; задолженность по статье «Прочие дебиторы», должна помочь информация.

В качестве источников информации для анализа дебиторской  задолженности можно использовать: бухгалтерский баланс предприятия; приложение к бухгалтерскому балансу; пояснительную записку; отчет о прибылях и убытках; журналы – ордера и приложенные к ним первичные документы; договора и контракты с поставщиками и подрядчиками.

В процессе анализа  надо изучить динамику, состав и структура дебиторской задолженности, при этом резкое увеличение ее суммы может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям, либо об увеличении объема продаж, либо о неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. Сокращение дебиторской задолженности оценивается положительно, если оно происходит за счет сокращения периода ее погашения. Если же дебиторская задолженность уменьшается в связи с уменьшением отгрузки продукции, то это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия.

Отсюда проанализируем изменение дебиторской задолженности  ОАО «Продтовары», иллюстрируя ситуацию в таблице 8.

Таблица 8

Анализ дебиторской  задолженности предприятия

Вид актива бухгалтерского баланса

2009 год

2010 год

2011 год

Изменения (+, -)

тыс.

руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс.

руб.

уд. вес, %

2010 от 2009 гг.

2011 от 2010 гг.

тыс.

руб.

уд. вес, %

тыс.

руб.

уд. вес, %

Краткосрочная де-биторская задолжен-ность – всего,

в том числе:

-покупатели и заказчики;

-авансы выданные;

-прочая

15571

 

 

 

5824

60

9687

100

 

 

 

37,40

0,39

62,21

12989

 

 

 

665

269

12055

100

 

 

 

5,12

2,07

92,81

26236

 

 

 

5603

12400

8233

100

 

 

 

21,36

47,26

31,38

-2583

 

 

 

-5159

208

2368

-

 

 

 

-32,28

1,68

30,6

13247

 

 

 

4938

12131

-3822

-

 

 

 

16,2

45,2

-61,4

3. ИТОГО

15572

100

12989

100

26236

100

-2583

-

13247

-


 

По данным таблицы 8 видно следующее: дебиторская задолженность  ОАО «Продтовары» является краткосрочной, отсутствие долгосрочной дебиторской  задолженности расценивается положительно для финансового состояния предприятия. В составе дебиторской задолженности наибольший удельный вес приходится на прочую задолженность, в 2011 году произошло увеличение доли на авансов выданных на 45,19%, что свидетельствует о расширении объемов продаж ОАО «Продтовары».

В процессе дальнейшего  анализа рассмотрим сроки образования  дебиторской задолженности предприятия, приведя их в таблице 9.

Таблица 9 Анализ давности образования дебиторской задолженности

Вид дебиторской 

Задолженности

Сумма, тыс.

руб.

В том числе

до 1 мес.

от 1 до 3 мес

от 3 до 6 мес.

от 6 до 9 мес.

от 9 до 12 мес.

свыше года

1. Покупатели  и заказчики

5603

3640

48

526

80

51

1258

2. Авансы выданные

12400

9057

66

1809

177

76

1216

3. Прочие дебиторы

8233

4350

112

1067

118

113

2473

ИТОГО

26236

17047

226

3402

375

240

4947

Удельный вес, %

100

64,973

0,86

12,966

1,43

0,913

18,857


По данным таблицы 9 видно, что наибольший удельный вес  в составе дебиторской задолженности  занимает задолженность, срок образования  которой находится в пределах до 1 месяца. 18,857% приходится на задолженность, возникшую свыше года (у предприятия имеется задолженность, со сроком образования в 2010-2009 гг.). В связи с этим предприятию необходимо сосредоточить внимание на наиболее старых долгах и уделить больше внимания крупным суммам задолженности. Рост долгосрочной дебиторской задолженности увеличивает риск не возврата платежей, тем более что срок исковой давности по данному виду задолженности составляет 3 года, по истечении которых предприятие будет вынуждено списать ее на свои убытки.

 2.3АНАЛИЗ РИСКОВ В ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

   После общего ознакомления с составом, структурой и изменением дебиторской задолженности необходимо дать ее оценку с точки зрения реальной стоимости, так как она может быть взыскана не вся. Возвратность дебиторской задолженности определяется на основе прошлого опыта и текущих условий. Бухгалтерский риск состоит в том, что прошлый опыт может быть неадекватной мерой будущего убытка или текущие условия могут быть учтены только частично. В результате убытки могут быть существенными, поэтому необходимо знать реальность и правильность оформления и определения вероятности возврата дебиторской задолженности. Для этого расчет процента не возврата долгов производится по средним данным за несколько лет. По этой причине целесообразно изучить:

1. распределение  дебиторской задолженности по  срокам ее образования;

2. долю в дебиторской  задолженности, которую составляет  продление ранее образовавшейся  и невостребованной, но признаваемой должником.20

Для оценки вероятности  безнадежных долгов используется накопленный  на предприятии статистический материал, который показан в таблице 10.

 

 

Таблица 10 Оценка реального состояния дебиторской задолженности предприятия

Показатели

Сроки возникновения  задолженности

Итого

до 1 мес.

от 1 до

3 мес.

от 3 до

6 мес.

от 6 до

9 мес.

от 6 до 12 мес.

свыше года

1. Дебиторская  задолженность, тыс. руб.

17047

226

3402

375

240

4947

26236

2.Вероятность возникновения безнадежных долгов, %

1,5

2,5

5,5

15,6

26,0

45,0

10,54

3. Сумма безнадежных  долгов, тыс. руб.

225,7

5,6

187,1

58,5

62,4

2226,1

2765,4

4.Реальная величина задолженности, тыс. руб.

16821,3

220,4

3214,9

316,5

177,6

2720,9

23471,6


      Как видно из данных таблицы 10, сумма сомнительных долгов, исходя из опыта прошлых лет, составляет на предприятии 181714,5 тыс. руб. или 20,71% от общей суммы дебиторской задолженности. В соответствии с этим, реальная сумма дебиторской задолженности на предприятии составляет 695799,5 тыс. руб., что оказывает отрицательное влияние на снижение платежеспособности ОАО «Продтовары». Поэтому предприятию целесообразно создавать резерв по сомнительным долгам.

Проведенный анализ дебиторской задолженности предприятия  показал следующее: за отчетный период сумма дебиторской задолженности возросла на 13247 тыс. руб. и составила к концу 2011 года 26236 тыс. руб., при этом реальная величина задолженности составляет 23471,6 тыс. руб. или 89,46% от общей задолженности. Наибольший удельный вес в составе дебиторской задолженности занимает задолженность, срок образования которой находится в пределах до 1 месяца.

Проводя кредитную  политику предприятие должно помнить  о рисках, тем более что их надо учитывать и при определении  размера скидки и объеме товарного  кредита и размера предоплаты и сроков оплаты за поставку товара (отгруженную продукцию). Риски измеряются в долях к единице: 1,0 - отсутствие риска, 0 - высокий уровень риска.

Они могут различаются  по следующим видам:

Информация о работе Кредитная политика предприятия