Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 06:45, курсовая работа
Дебиторская задолженность представляет собой своеобразный кредит фирм-поставщиков предприятиям-покупателям при покупке товаров и услуг, то есть при получении продукции предприятие-поставщик не требует от контрагентов немедленной оплаты товара. Процедура получения такого кредита не требует длительного оформления, дебиторская задолженность возникает автоматически. Однако отсрочку от уплаты предприятие обычно предоставляет в тех случаях, когда имеет дело с хорошо знакомым, надежным клиентом, обладающим определенным уровнем платежеспособности. Дебиторская задолженность не является бесплатным кредитом, его цена - проценты и штрафы за просрочку платежа.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..4
1.1. Понятие и типы кредитной политики предприятия………………………..4
1.2.Сущность затрат предприятия за пользование кредитными ресурсами………………………………………………………………………...14
1.3.Обоснование новых подходов к методике прогнозирования расходов предприятия за пользование кредитными ресурсами…………………………17
2.ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Продтовары»………………………..24 2.1 Социально-экономическая характеристика ОАО «ПРОДТОВАРЫ»……24
2.2Оценка дебиторской задолженности для формирования кредитной политики предприятия ………………………………………………………….30
2.3Анализ рисков и дебиторской задолженности кредитной политики предприятия……………………………………………………………………..37
2.4 Проблемы и недостатки, выявленные по результатам анализа кредитной политики предприятия………………………………………………………….43
2.5 Предложение по совершенствованию кредитной политики……………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………57
В условиях нестабильной экономики (например, спад производства), высоких темпов инфляции фактические показатели за прошлые периоды не могут являться единственной базой оценки способности клиента погасить свои обязательства, включая ссуды банка, в будущем. В этом случае должны использоваться либо прогнозные данные для расчета названных коэффициентов, либо рассматриваемый способ оценки кредитоспособности предприятия (организации) дополнится другими. К последнему можно отнести анализ делового риска в момент выдачи ссуды н оценку менеджмента.
Описанные финансовые коэффициенты кредитоспособности рассчитываются на основе средних остатков по балансам на отчетные даты и далеко не всегда отражают реальное положение дел и относительно легко искажаются в отчетности. Поэтому в мировой банковской практике используется еще система коэффициентов, рассчитываемых на основе счета результатов. Этот счет содержит отчетные показатели оборотов за период. Исходным оборотным показателем является выручка от реализации. Путем исключения из нее отдельных элементов (материальных и трудовых затрат, процентов, налогов, амортизации и т.д.) получают промежуточные показатели и в конечном итоге получают чистую прибыль за период.
Чистое сальдо наличности является разницей между наличностью актива и пассива баланса. Наличность актива – остаток денег в кассе и на счетах в банке. Наличность пассива – краткосрочные ссуды на текущую производственную деятельность. Поэтому чистое сальдо наличности показывает размер собственных средств клиента, осевших в кассе и на счете.
Анализ денежного потока также является способом оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка, а этот показатель, в свою очередь, как раз является фактором определения расходов предприятия за пользование кредитными ресурсами. В основе такого анализа лежит использование фактических показателей, характеризующих оборот средств у клиента в отчетном периоде.16
Анализ денежного потока заключается в сопоставлении оттока и притока средств у заемщика за период, соответствующий обычно сроку испрашиваемой ссуды. При выдаче ссуды на год анализ денежного потока делается в годовом разрезе, на срок до 90 дней – в квартальном и т. д.
Элементами притока средств за период являются:
1.прибыль, полученная в данном периоде;
2.амортизация, начисленная за период;
3.высвобождение средств из:
-запасов;
-дебиторской задолженности;
-основных фондов;
-прочих активов;
4.увеличение кредиторской задолженности;
5.рост прочих пассивов;
6.увеличение акционерного капитала;
7.выдача новых ссуд;
В качестве элементов оттока средств можно выделить:
1.уплату налогов процентов дивидендов штрафов и пеней;
2.дополнительные вложения средств в:
-запасы;
-дебиторскую задолженность;
-прочие активы;
-основные фонды;
3.сокращение кредиторской задолженности;
4.уменьшение прочих пассивов;
5.отток акционерного капитала;
6.погашение ссуд;
Разница между притоком и оттоком средств определяет величину общего денежного потока. Для определения этого влияния сравниваются остатки по статьям запасов, дебиторов, кредиторов ми т.д. на начало и конец периода. Рост остатка запасов, дебиторов и прочих активов в течение периода означает отток средств и показывается при расчете со знаком "-", а уменьшение - приток средств и фиксируется со знаком "+". Рост кредиторов и прочих пассивов рассматривается как приток средств ("+"), снижение - как отток ("-").
Имеются особенности в определении притока и оттока средств в связи с изменением основных фондов учитываются не только рост или снижение стоимости их остатка за период, но и результаты реализации части основных фондов в течение периода. Превышение цены реализации над балансовой оценкой рассматривается как приток средств, а обратная ситуация как отток средств.
Модель анализа денежного потока построена на группировке элементов притока и оттока средств по сферам управления предприятием. Этим сферам в модели анализа денежного потока (АДП) могут соответствовать следующие блоки:
1.управление прибылью предприятия;
2.управление запасами и расчетами;
3.управление финансовыми обязательствами;
4.управление налогами и инвестициями;
5.управление соотношением собственного капитала и кредитов.
Для анализа денежного потока берутся данные как минимум за три истекшие года. Если клиент имел устойчивое превышение притока над оттоком средств, то это свидетельствует о его финансовой устойчивости, а также о кредитоспособности. Колебание величины общего денежного потока, а также кратковременное превышение оттока над притоком средств говорит о более падком рейтинге клиента по уровню кредитоспособности.17 Анализ денежного потока позволяет сделать вывод о слабых местах управления предприятием. Например, отток средств может быть связан с управлением запасами, расчетами (дебиторы и кредиторы), финансовыми платежами (налоги, проценты, дивиденды). Выявление слабых мест менеджмента используется для разработки условий кредитования, отраженных в кредитном договоре. Для решения вопроса о целесообразности и размере выдачи ссуды на относительно длительный срок анализ денежного потока делается не только на основе фактических данных за истекшие периоды, но и на основе прогнозных данных на планируемый период. К новым методам прогнозирования расходов относится также анализ делового риска как способ оценки кредитоспособности клиента.
Деловой риск это риск, связанный с тем, что кругооборот фондов заемщика может не завершиться в срок и с предполагаемым эффектом. Факторами делового риска являются различные причины, приводящие к прерывности или задержке кругооборота фондов на отдельных стадиях. Факторы делового риска можно сгруппировать по стадиям кругооборота.
Итак, все выше перечисленные способы прогнозирования расходов предприятия, берущего кредит, позволяют в полной мере определить кредитоспособность клиента, что в свою очередь ведет к стабилизации не только самого процесса выдачи кредита, но и всей кредитной системы в целом.
2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «Продтовары»
2.1 Социально-экономическая характеристика
ОАО «ПРОДТОВАРЫ»
Полное фирменное наименование Общества: Открытое акционерное общество «Продтовары»; аббревиатура: ОАО «Продтовары». Общество было создано на неопределенный срок.
Учредителями Общества являются: трудовой коллектив торгового объединения «Продтовары».
ОАО «Продтовары» является коммерческой организацией, осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, хозяйственного расчета и самоокупаемости.
Целью создания ОАО «Продтовары» является извлечение прибыли и удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах, производимых ОАО «Продтовары».
Основными направлениями деятельности Общества являются:
1. торговое обслуживание
детских и лечебных учреждений,
социально-незащищенных групп
2. реализация
винно-водочных изделий по
3. производство
и реализация продукции
4.закупка, хранение, подсортировка, переработка, комплектация продовольственных товаров и снабжение ими населения и коллективов предприятий города.
Для достижения своих целей ОАО «Продтовары» имеет право совершать любые, не запрещенные законодательством РФ сделки и другие юридические акты с юридическими и физическими лицами, в том числе осуществлять внешнеэкономическую деятельность. При осуществлении видов деятельности, на которые распространяются ограничения, предусмотренные действующим законодательством России, ОАО «Продтовары» в установленном порядке приобретает лицензии.
Управленческая структура предприятия может быть показана на схеме 1.
Схема 1
Управленческая структура ОАО «Продтовары» в 2010 году, построенная по фун кциональному принципу.
Вывод: Высшим органом управления ОАО «Продтовары» является совет директоров, решение принимаются им собрании и оформляется письменно.
Руководство текущей деятельностью ОАО «Продтовары» осуществляется генеральным директором, который назначается решением совета директоров. Данная форма организационной структуры наиболее эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации специалистов при их хорошем техническом оснащении, в особенности в сочетании с управлением по проектам.
ОАО «Продтовары»
является юридическим лицом и
имеет в собственности обособле
Структура имущества ОАО «Продтовары» представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура имущества ОАО «Продтовары»
В условиях жесткой конкуренции рыночной экономики нужно идти в ногу с требованиями времени. За последние годы в ОАО «Продтовары» под руководством генерального директора улучшается интерьер магазинов, обновляется оборудование, расширяется ассортимент продовольственных товаров, внедряются новые формы торговли, в том числе небольшие уютные пивные бары в разных районах города, ночные магазины.
Сегодня ОАО «Продтовары» - это 36 продовольственных магазинов во всех частях города, 1 мелкооптовый магазин, собственный кондитерский цех, низкотемпературный холодильник на 1500 тн, распределительные склады площадью 4500 кв.м., административно-бытовой корпус, собственная автоколонна из 18 автомашин, стройгруппа, общежитие и 1317 рабочих и служащих.
Рассматривая финансовое состояние ОАО «Продтовары» необходимо проанализировать его основные экономические показатели, представленные в таблице 1.
Таблица 1 Основные технико-экономические показатели деятельности
ОАО «Продтовары»
Показатели |
2009год |
2010год |
2011год |
Темп роста, % | |
2010 / 2009 |
2011 / 2010 | ||||
Выручка от продаж, тыс. руб. |
486758 |
725077 |
1079937 |
148,96 |
148,94 |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
484624 |
711396 |
1078131 |
146,79 |
151,55 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
2134 |
13681 |
1806 |
641,10 |
13,20 |
Прибыль от основной деятельности, тыс. руб. |
9964 |
692 |
2750 |
6,95 |
397,40 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
7992 |
35 |
267 |
0,44 |
762,86 |
Средний размер капитала, тыс. руб. |
177663 |
237768 |
368451 |
133,83 |
154,96 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. |
83945 |
96817 |
126408 |
115,33 |
130,56 |
Среднесписочная численность персонала, человек |
676 |
734 |
869 |
108,58 |
118,39 |
Средний размер оборотного капитала, тыс. руб. |
83745 |
129196 |
212823 |
154,27 |
164,73 |
Затраты на 1 рубль продаж, коп. |
99,56 |
98,11 |
99,83 |
98,54 |
101,75 |
Рентабельность продаж, % |
0,44 |
1,89 |
0,17 |
429,54 |
8,99 |
Рентабельность капитала, % |
4,50 |
0,01 |
0,07 |
0,22 |
700,00 |
Фондоотдача, руб. |
5,80 |
7,49 |
8,54 |
129,14 |
114,02 |
Производительность труда, тыс. руб. |
720,06 |
987,84 |
1242,73 |
137,19 |
125,80 |
Оборачиваемость оборотного капитала, обороты |
5,81 |
5,61 |
5,07 |
96,56 |
90,37 |
Основными факторами, влияющими на результаты деятельности предприятия, являются выполнение плана поставок товаров, объем реализации и уровень цен. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года, выручка ОАО «Продтовары» за 2010 год увеличилась на 238319 тыс. руб. или на 48,96%, а в 2011 году на 354860 тыс. руб. или на 48,94%. Полная себестоимость проданной продукции в 2011 году составила 1078131 тыс. руб., что на 593507 тыс. руб. больше, чем в 2009 году и на 366735 тыс. руб. больше, чем в 2010 году. В 2010 по сравнению с 2009 годом прибыль от продажи продукции повысилась на 11547 тыс. руб. Несмотря на рост выручки от продаж, темпы роста себестоимости превысили темпы роста выручки, что привело к снижению прибыли от продаж на 11875 тыс. руб. в 2011 году.
При осуществлении всех видов деятельности на конец анализируемого периода предприятие получило чистую прибыль в размере 267 тыс. руб. Резкое снижение чистой прибыли предприятия по сравнению с 2009 годом на 7725 тыс. руб. связано с преобладанием операционных и внереализационных расходов предприятия в отчетном периоде. Затраты на один рубль выручки от реализации составили в 2011 году 99,83 коп., что на 0,27 коп. и на 1,72 коп. выше, чем в 2009 и 2010 году соответственно, то есть произошло повышение стоимости запасов товаров предприятия.
Производительность труда
за рассматриваемый период стабильно
растет, составив в 2010 году 1242,73 тыс. руб.
на человека. Фондоотдача показывает,
какой объем продукции
О неэффективности
использования оборотных
Рассмотрев основные социально - экономические показатели можно сделать вывод о том, что структура аппарата управления ОАО “Продтовары” построена по функциональному принципу – то есть каждый отдел выполняет определенные функции. Товароведы торгового отдела подготавливают все необходимые данные для заключения договоров с поставщиками; ведут учет исполнения договоров; ведут учет выборки товарных фондов; принимают заявки от магазинов на поставки товаров; контролируют выполнение заявок поставщиками; изучают спрос на товары; участвуют в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей. Инспектора отдела организации и торговли организуют внедрение прогрессивных форм и методов продажи товаров; изучают помещения действующих магазинов; осуществляют контроль за наличием в магазинах книг отзывов и предложений; организуют рекламу товаров и информации; составляют планы развития и контролируют работу мелкорозничной торговой сети; организуют проведение конкурсов-смотров, выездную торговлю при проведении городских мероприятий. Экономисты планово-экономического отдела разрабатывают перспективные и текущие планы по основным показателям хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, штатного расписания; организуют комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности в целом по фирме и структурным подразделениям; выводят результаты финансово-хозяйственной деятельности магазинов и других структурных подразделений на основании данных бухгалтерского учета. Инспектора отдела кадров составляют планы потребности в кадрах всех категорий; обеспечивают организацию работы по соблюдению установленного порядка приема на работу, перевода, увольнения работников предприятия; ведут учет работников, в установленном порядке оформляют и хранят их личные дела. Структура ОАО “Продтовары” другие документы по кадрам; проводят заполнение, хранение и выдачу трудовых книжек. Юрист принимает участие в подготовке и заключении коллективных договоров и так далее основой служат функциональные подразделения, которые могут сами отдавать распоряжения нижестоящим звеньям, но не по всем, а по ограниченному кругу вопросов, определяемых их функциональной специализацией.