Экономика организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько различных по содержанию моделей экономики. Они отличаются в зависимости от степени воздействия государства на экономику и от приоритетных задач.

Файлы: 1 файл

ЭК.ОРГАНИЗ курсовик.docx

— 80.45 Кб (Скачать)

 

 

 

                   1.3. Модели рыночной экономики.

Экономическая модель каждой страны - это результат длительного  исторического процесса, в течение  которого выстраивается соотношение  элементов модели и формируется  механизм их взаимодействия. Именно поэтому  каждая национальная экономическая  система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

Эффективность той или  иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно  и адекватно реагировать на внешние  и внутренние дисбалансы. В конечном счете наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.

При всей своей устойчивости каждая национальная экономика имеет  свой жизненный цикл. Достаточно длительные (обычно не менее 10 лет) периоды стабильного  и динамического роста той  или иной страны, сопровождающегося  прогрессивными преобразованиями в  структуре экономики и ростом благосостояния, иногда называют «экономическим чудом».

Конечно, в разных странах  системы отличаются друг от друга. В  зависимости от страны в системе  всегда будут преобладать элементы рынка или плана. Одни страны опираются  в основном на командные, другие - на рыночные рычаги. Различают несколько  моделей смешанной экономики.

Прежде всего делом государства является обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию.

Другой государственной  функцией является регулирование внешних  эффектов, которые представляют собой  побочные последствия хозяйственной  деятельности отдельных участников рынка.

Особая задача государства - управление нерыночным сектором национального  хозяйства, который представляет населению  товары и услуги общественного пользования. Речь идет о национальной обороне, государственном  управлении, единой энергосистеме и  национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п.

     Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.

Таким образом, отметим  характерные для американской модели черты:

- абсолютное преобладание  частной собственности;

- законодательное обеспечение  максимальной свободы субъектов  рынка;

- относительно небольшая  доля государственного бюджета  в ВВП и удельного веса госинвестиций  и выплат по линии социального  обеспечения в структуре государственных  расходов.

Германская модель - это  модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал  увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с  формированием многослойной институциональной  структуры субъектов социальной политики.

В Германии государству  отведена регулирующая функция. При  этом действует принцип: «как можно  меньше государства, насколько это  возможно, и столько государства, насколько это нужно».

Одновременно действует  разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал  от банкротства своего предприятия  или осваивает новую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам  войны. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишком высокими, и менее трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять.

Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической  инициативы. Они воплощаются в  социальном равенстве граждан - равенстве  прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства  при этом - обеспечивать баланс между  рыночной эффективностью и социальным равенством.

 

Таким образом, для германской модели социально-ориентированной  рыночной экономики характерны следующие  основные черты:

- смешанная экономика  характеризуется более или менее  значительным государственным сектором;

- осуществляется государственное  регулирование не только макроэкономических  процессов, но и отдельных сфер  деятельности хозяйствующих субъектов;

- направленность регулирования  на поддержание свободной конкуренции,  уменьшение концентрации капиталов  в немногих руках, создание  новых хозяйственных единиц;

- регулирование занятости  населения с ориентацией на  минимизацию безработицы;

- регулирование экономики  в основном через кредитно-денежную  политику, а не бюджетно-финансовую.

 

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства  за счет перераспределения национального  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой  нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной  социализации», при которой функция  производства ложится на частные  предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.

Шведская модель в ее классическом виде - это социальная модель, для которой характерен высокий  уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов  и распространении многообразных  «свободных ассоциаций».

Доминирование в целях  модели полной занятости и выравнивания доходов объясняется уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито  стремление к равенству.

Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет.

 

Швеция, избравшая принцип  всеобщего благосостояния, расширила  государственный сектор до такого размера, что сделало страну уникальной в  этой области: 1/3 самодеятельного населения  была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках  налогообложения.

Меньших успехов достигла Швеция в других областях, в частности, цены росли быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти  не увеличивалась производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания  полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали своего рода оплатой полной занятости и  политики равенства.

Выделим специфические  черты шведской модели:

-низкая безработица;

-профсоюзная политика  солидарности в области зарплаты;

-централизованные переговоры  по зарплате;

-значительный государственный  сектор;

-тяжелое налоговое бремя.

Социал-демократическая  модель близка к предыдущей, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

-значительна роль госсектора, в структуре которого преобладают  объекты социального назначения;

-доля госбюджета в  ВВП превышает 50%, в расходной  части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная  сфера;

-регулирование трудовых  отношений не на уровне предприятий  и отраслей, а на национальном  уровне;

-государственная социальная  политика включает средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;

-развитая система производственной  демократии.

Такая модель присуща экономикам государств Северной Европы, прежде всего  скандинавским странам. Эта экономическая  система известна как шведская модель.

 

Японская модель - модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности  накопления капитала сопрягаются с  активной ролью государственного регулирования  в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением  корпоративного (внутрифирменного) начала.

     Эта  модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни.

Итак, проведя анализ описных  выше моделей рыночной экономики, можно  прийти к выводу, что при наличии  частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей:

-господство частной  собственности и частной инициативы;

-рыночная экономика  играет решающую роль в их  развитии;

-основными производителями  являются крупные объединения,  контролирующие движение капитала;

-государственное регулирование  экономики стало необходимым  условием экономического роста,  и государство стало активным  субъектом экономики;

-наблюдается тенденция  к формированию социально-ориентированных  систем;

-стремление к открытой  экономике. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Особенности экономического развития Швеции в XIX-XX веках

2.1. Основные черты и история экономического развития

 

К середине XIX века Швеция была еще довольно отсталой аграрной страной на севере Европы. 80 % её населения получали свои доходы от сельского хозяйства. Лишь 1/10 часть 3,5-миллионного населения проживало в городе.

Импульсом этого  скачка Швеция обязана в основном загранице, а именно 
Великобритании. Из-за миграции населения Англии в города стал быстро повышаться спрос на основные шведские товары: железо, лес и продукты сельского хозяйства. Именно потребность в первых двух товарах вызвала бурное строительство металлургических предприятий, целлюлозных фабрик и лесопилок.

Быстро увеличивались  инвестиционные потоки. Шло активное увеличение протяженности сети железых дорог в Швеции, что в свою очередь уменьшало транспортные издержки.

       Новые фабрики и заводы требовали все большее количество людей. 
Появился рабочий класс, начали формироваться различные политические партии.

        Превращению экономики из отсталой аграрной в передовую промышленную способствовало наличие больших запасов важных природных ресурсов: железной руды, леса, гидроэнергии. Огромный внешний спрос на шведский лес и железную руду, способность Швеции разрабатывать ресурсы и близость европейских рынков в эпоху высоких транспортных издержек были основными факторами развития.

       В 70-х годах прошлого столетия шведские железная руда и лес были необходимы для индустриализации Европы. Расширение шведского экспорта способствовало индустриализации страны и росту городского населения, что в свою очередь привело к развитию сети железных дорог и строительства. На основе шведских изобретений создавались и быстро росли новые компании в металлургии и машиностроении. Хотя по-прежнему доминировали лесопильная и железорудная отрасли, быстро развивались целлюлозно-бумажная промышленность и машиностроение.

Доля рабочей  силы, занятой в промышленности, с 1870 по 1913 г. выросла с 15 до 34%. К началу первой мировой войны на сельское хозяйство все еще приходилась  половина работающего населения.

В условиях быстрого роста населения важное значение имела эмиграция, прежде всего в Северную Америку. В 1860-1930 гг. страну покинули 1,2 млн. шведов. Эмиграция позволила избежать голода и массовой безработицы. Швеция избежала участия в обоих мировых войнах, что позволило не только сохранить производственный потенциал и трудовые ресурсы, но и значительно обогатиться на поставках воюющим странам и при восстановлении европейской экономики.

В послевоенный период экономика Швеции развивалась  быстрыми темпами. Это были ее «золотые» годы. Главным фактором этого развития был экспорт. Рост производительности труда составлял в среднем в год 5,1% в первой половине 60-х годов и 4,3% в 1965-1974 гг. Это объяснялось значительными капиталовложениями и успехами в политике занятости.

В 70-е годы темпы  роста упали. После энергетического  кризиса 1973-1974 гг. в промышленности страны возник ряд серьезных проблем. В значительной степени это стало  следствием весьма глубокого и продолжительного мирового кризиса середины 70-х годов. Швецию поразили глубокие структурные кризисы. Около 25% промышленного производства приходилось на отрасли, пораженные кризисом: горнодобывающую, черную металлургию, лесную и судостроение. Возросла международная конкуренция. На мировой рынок вышли страны с низкими трудовыми издержками. Сократились издержки на транспорт. Резко возросли цены на нефть.

Избыток мощностей  и низкий мировой спрос на чугун и сталь отрицательно отразились на черной металлургии Швеции. Лесная промышленность теряла свои позиции под натиском конкурентов, прежде всего из Северной Америки. Большой мировой избыток мировых мощностей в судостроении в сочетании со слабым спросом, как на новые суда, так и на фрахтование резко сократил выпуск судов в Швеции. Производство обуви и одежды испытывало очень серьезную конкуренцию со стороны некоторых развивающихся стран, где издержки на рабочую силу были значительно ниже, чем в Швеции. Чтобы избежать слишком резких структурных сдвигов в промышленности и быстрого роста безработицы, государство с середины 70-х по начало 80-х годов предоставляло в значительных объемах помощь пораженным отраслям, прежде всего черной металлургии, судостроению и горнодобывающей промышленности.

Информация о работе Экономика организации