Экономика организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько различных по содержанию моделей экономики. Они отличаются в зависимости от степени воздействия государства на экономику и от приоритетных задач.

Файлы: 1 файл

ЭК.ОРГАНИЗ курсовик.docx

— 80.45 Кб (Скачать)

Шведская экономическая  система обычно характеризуется  как смешанная или многоукладная  экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах  с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический  базис шведской модели. Тут присутствует сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою «нишу», выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей. Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. На частные предприятия приходится около ѕ занятых в производственном секторе, из них 8% работают в принадлежащих иностранному капиталу фирмах.

Кроме этих трех форм собственности существует множество  компаний со смешанной собственностью, фирмы, принадлежащие профсоюзам, сберегательным банкам и т.п. Однако их доля очень  мала.

Самую значительную роль в производстве товаров и  услуг в Швеции, как и почти  во всех рыночных экономических системах играет частный сектор.

В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего  в обрабатывающей промышленности. Остальная  часть частного сектора состоит  из мелких и средних фирм. По этому  критерию частные компании можно  разделить на две группы. К одной  относится множество мелких фирм, в которых основатель, собственник  и директор-распорядитель часто  одно и тоже лицо. В другую группу входят крупные компании, зарегистрированные на фондовой бирже.

Повышение роли нефинансовых компаний, занимающихся коммерческой деятельностью, произошло  в силу различных причин. Некоторые  из них ввели принадлежащие им дочерние компании на фондовую биржу, сохраняя значительную, а часто и  подавляющую часть акций в  своем распоряжении. 
Другие, продавая фирму или ее отделения, получали в качестве платежа акции покупающей компании.

 Вместе с  тем резко возросло и число  шведов, владеющих акциями. Это  объясняется как сокращением  портфелей акций частных индивидуальных  собственников, так и быстрым  ростом числа компаний, зарегистрированных  на 
Стокгольмской фондовой бирже. Важную роль сыграло появление новой группы индивидуальных владельцев акций после создания в 1978 году различных акционерно-инвестиционных фондов. Сбережения в этих так называемых всеобщих фондах под управлением банков или фирм получали разнообразные налоговые субсидии от правительства. До 1984 года вкладчики получали скидку 30% с налогов на свои годовые сбережения в дополнение к необлагаемым налогом дивидендам и приросту стоимости акций.

Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем  концентрации производства и капитала и монополизации в ведущих  отраслях. На крупных предприятиях (с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в  промышленности, а на мелких (до 50 человек) - 17%. При этом рост концентрации проявляется, прежде всего, на уровне крупных фирм. В одной из 
20 крупнейших компаний трудится более 40% рабочей силы в промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится по 75% объема производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции.

В последние годы роль ведущих шведских компаний в  мировой экономике возросла. В 1987 году среди 500 крупнейших неамериканских промышленных компаний насчитывалось  уже 20 шведских. Конечно, в число  гигантов капиталистического мира они  не входят.

В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал  среди стран Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение  в финансовых группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы.

Так же не малую  роль играет государственный сектор, хотя  и производит не столь много  товаров, как частный, но у него есть очень важная роль – это аккумуляция  и перераспределение значительных денежных средств на социальные и  экономические цели согласно концепции  шведской модели.

Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство  и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в  коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности  единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так  и по масштабам (в каждом отдельном  случае, но не в совокупности) деятельности.

Государственный сектор и государственная собственность - разные понятия. Под государственной  собственностью принято считать  предприятия, принадлежащие государству  полностью или частично (смешанная  собственность). 
Государственный сектор можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь. По этому показателю Швеция занимает среди развитых стран первое место.

Размер государственного сектора может измеряться в таких  показателях, как удельный вес государственных  расходов, потребления, налогов в  ВВП, населения, занятого в государственном  секторе.. За последние десятилетия государственный сектор возрастал во всех странах, но наиболее активно - в Швеции.

Коммунальная  собственность весьма ограничена и  по закону разрешена в сфере коммунальных услуг и жилищном строительстве.

Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в  судостроении, коммунальных услугах  и в транспорте.

Созданный в 1970 г. для координации деятельности государственных предприятий холдинг «Статсферетаг» был реорганизован в 1983 г., когда из него вышла группа крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой сырья, а оставшиеся вошли в фирму, получившую название «Прокордиа». Сейчас она объединяет около 15 фирм в химической, фармацевтической, пивоварной промышленности, машиностроении, производстве потребительских товаров и услуг. В 1987 г. число занятых в «Прокордии» составило 25 тысяч человек.

Предприятия государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в некоторых  случаях по закону являются монополиями. На почту и связь - две крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60% всех занятых на государственных  предприятиях. Другая важная сфера - транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех железных дорог в Швеции и на них работают 33 тыс. человек. Около половины производства электроэнергии приходится на государственное управление «Ваттенфалль». В последние годы оно также занялось исследованиями в области как новых источников энергии (солнце, ветер и вода), так и традиционных 
(уголь, торф и природный газ).

Центральное правительство  воздействует на экономику страны посредством  различных экономических инструментов. Основной из них - государственный бюджет.

В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод  доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному долгу.

Оставшиеся после  вычета трансфертных платежей из общих  государственных расходов средства составляют государственное потребление  и инвестиции. На государственное  потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих - медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды 
(около 30%), образование (около 21%), электро - и водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%).

Основа шведской системы социального страхования - различные виды социальных пособий, которые также являются важным инструментом политики распределения. В 1988 году переводы из сектора социального страхования  домашним хозяйствам составили 109 млрд. крон, в том числе более 50% - пенсии. Всего же расходы сектора социального  страхования достигли 134 млрд. крон.

Финансирование  государственных расходов в Швеции комплексное. 
Различные части государственного сектора имеют собственные источники доходов. Кроме того, коммуны и сектор социального страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для последнего основной источник доходов - косвенные доходы.

В 1988 году налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги, 
15% - налоги на социальное страхование.

Для местных властей  основной источник финансирования - подоходные налоги (60%). Государственные трансферты коммунам в 1988 году составили 67 млрд. крон, что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогообложения, помощью и субсидиями на инвестиции.

В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и  трудящихся на социальное страхование - основной источник доходов. 
        Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования. 
В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов: рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения, прежде всего государственных услуг населению, что в свою очередь способствует большей эффективности экономики, где основу составляет частный сектор.

Особенностью  именно шведской модели рыночной экономики  является роль и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные  позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. 
Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, жилищном строительстве и других сферах деятельности.

Кооперативы делятся  на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс. человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.

В смешанной экономике  кооперативное движение действует в качестве «третьей силы», или «третьей альтернативы», частной и государственной собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В некоторых областях - особенно среди потребительских кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.

На кооперативы  в Швеции приходится 5% промышленного  производства и всех, 7,5% занятости  в промышленности, 14% в розничной  торговле и 5% от числа всего работающего населения. В Швеции домашних хозяйств тем или иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От спроса до продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими в кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80% соответственно.

Кооперативное предприятие  должно иметь прямую связь с нуждами  и экономическими интересами его  членов. Среди принципов кооперативного движения: свобода членства - никто  не может быть исключен, кроме случаев  нарушения устава; независимость  от политических партий и вероисповеданий; демократическое управление – «один член - один голос»; ограничение доходов на вложенный пай, кооперативное общество - ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов.

Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже похоронные.

Таким образом, кооперативы  играют очень важную роль в современном  шведском обществе. Но происшедшие  в 50-60 годы сдвиги к укрупнению экономических  предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и  на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция  стала серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время  кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на положение  дел в кооперативах.

 

3.2. Швеция  и Россия. Торгово-экономические  отношения.

 

Несмотря на то, что Россия и Швеция соседи, прямая торговля между ними по большей части  носила незначительный характер. На то были свой причины. Во-первых, страны долгое время оставались бедными родственниками в мировой торговле, а значит, не представляли большого интереса друг для друга. Во-вторых, в XVIII-XIX веке Россия и Швеция предлагали на рынок почти одни и те же товары – лес и железо – так что скорее они выступали конкурентами, нежели партнерами. В советское время развитие российско-шведской торговли жестко ограничивалось.

Единственное  исключение в череде упущенных возможностей – это начало XX, когда бурноразвивающиеся шведские машиностроительные компании буквально завалили российский рынок передовой по тем временам технической продукцией. Особой популярностью пользовались знаменитые молочные сепараторы Густава де Лаваля. Которые в русских деревнях любовно называли «лавалькам». В 1916 году, уже в период Первой мировой войны, шведский экспорт в Россию вышел на рекордный показатель, составив 8% от всего шведского экспорта.

Информация о работе Экономика организации