Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:42, курсовая работа
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько различных по содержанию моделей экономики. Они отличаются в зависимости от степени воздействия государства на экономику и от приоритетных задач.
Шведская экономическая
система обычно характеризуется
как смешанная или
Кроме этих трех форм собственности существует множество компаний со смешанной собственностью, фирмы, принадлежащие профсоюзам, сберегательным банкам и т.п. Однако их доля очень мала.
Самую значительную роль в производстве товаров и услуг в Швеции, как и почти во всех рыночных экономических системах играет частный сектор.
В его рамках
можно выделить крупный капитал,
доминирующий в отраслях, определяющих
экспортную специализацию, прежде всего
в обрабатывающей промышленности. Остальная
часть частного сектора состоит
из мелких и средних фирм. По этому
критерию частные компании можно
разделить на две группы. К одной
относится множество мелких фирм,
в которых основатель, собственник
и директор-распорядитель
Повышение роли
нефинансовых компаний, занимающихся
коммерческой деятельностью, произошло
в силу различных причин. Некоторые
из них ввели принадлежащие им
дочерние компании на фондовую биржу,
сохраняя значительную, а часто и
подавляющую часть акций в
своем распоряжении.
Другие, продавая фирму или ее отделения,
получали в качестве платежа акции покупающей
компании.
Вместе с
тем резко возросло и число
шведов, владеющих акциями. Это
объясняется как сокращением
портфелей акций частных
Стокгольмской фондовой бирже. Важную
роль сыграло появление новой группы индивидуальных
владельцев акций после создания в 1978
году различных акционерно-инвестиционных
фондов. Сбережения в этих так называемых
всеобщих фондах под управлением банков
или фирм получали разнообразные налоговые
субсидии от правительства. До 1984 года
вкладчики получали скидку 30% с налогов
на свои годовые сбережения в дополнение
к необлагаемым налогом дивидендам и приросту
стоимости акций.
Экономика Швеции
характеризуется высоким
20 крупнейших компаний трудится более
40% рабочей силы в промышленности. На долю
200 крупнейших компаний приходится по
75% объема производства, числа занятых,
капиталовложений и экспорта Швеции.
В последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике возросла. В 1987 году среди 500 крупнейших неамериканских промышленных компаний насчитывалось уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов капиталистического мира они не входят.
В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы.
Так же не малую
роль играет государственный сектор,
хотя и производит не столь много
товаров, как частный, но у него есть
очень важная роль – это аккумуляция
и перераспределение
Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.
Государственный
сектор и государственная
Государственный сектор можно охарактеризовать
как объем вмешательства государства
в экономическую жизнь. По этому показателю
Швеция занимает среди развитых стран
первое место.
Размер государственного сектора может измеряться в таких показателях, как удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения, занятого в государственном секторе.. За последние десятилетия государственный сектор возрастал во всех странах, но наиболее активно - в Швеции.
Коммунальная собственность весьма ограничена и по закону разрешена в сфере коммунальных услуг и жилищном строительстве.
Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в судостроении, коммунальных услугах и в транспорте.
Созданный в 1970 г. для координации деятельности государственных предприятий холдинг «Статсферетаг» был реорганизован в 1983 г., когда из него вышла группа крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой сырья, а оставшиеся вошли в фирму, получившую название «Прокордиа». Сейчас она объединяет около 15 фирм в химической, фармацевтической, пивоварной промышленности, машиностроении, производстве потребительских товаров и услуг. В 1987 г. число занятых в «Прокордии» составило 25 тысяч человек.
Предприятия государственного
управления предназначены для выполнения
особых целей и в некоторых
случаях по закону являются монополиями.
На почту и связь - две крупнейшие
государственные монополии - приходится
свыше 60% всех занятых на государственных
предприятиях. Другая важная сфера - транспорт.
Шведские государственные железные
дороги составляют 95% всех железных дорог
в Швеции и на них работают 33 тыс. человек.
Около половины производства электроэнергии
приходится на государственное управление
«Ваттенфалль». В последние годы оно также
занялось исследованиями в области как
новых источников энергии (солнце, ветер
и вода), так и традиционных
(уголь, торф и природный газ).
Центральное правительство
воздействует на экономику страны посредством
различных экономических
В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному долгу.
Оставшиеся после
вычета трансфертных платежей из общих
государственных расходов средства
составляют государственное потребление
и инвестиции. На государственное
потребление приходится порядка 90%
оставшейся суммы, в том числе тратится
на здравоохранение, образование, государственную
администрацию и т.д. Большая часть государственного
потребления состоит из зарплаты государственных
служащих - медицинских работников, учителей
и др. Основная часть коммунальных расходов
приходится на здравоохранение и социальные
услуги, охрану окружающей среды
(около 30%), образование (около 21%), электро
- и водоснабжение (12%), досуг и культуру
(5%), транспорт и связь (5%).
Основа шведской
системы социального
Финансирование
государственных расходов в Швеции
комплексное.
Различные части государственного сектора
имеют собственные источники доходов.
Кроме того, коммуны и сектор социального
страхования получают дотации, в основном
от центрального правительства. Для последнего
основной источник доходов - косвенные
доходы.
В 1988 году налоги
и взносы на социальное страхование,
выплаченные государству, составили
340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального
правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы
составляют косвенные налоги,
15% - налоги на социальное страхование.
Для местных властей основной источник финансирования - подоходные налоги (60%). Государственные трансферты коммунам в 1988 году составили 67 млрд. крон, что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогообложения, помощью и субсидиями на инвестиции.
В секторе социальных
услуг взносы предпринимателей и
трудящихся на социальное страхование
- основной источник доходов.
Этому способствует,
например, хорошее качество и низкие издержки
на такие важные государственные услуги,
как транспорт и связь, система образования.
В этом четко видно взаимодействие частного
и государственного секторов: рост доходов
от первого используется через налоговые
и другие поступления в государственный
бюджет для увеличения, прежде всего государственных
услуг населению, что в свою очередь способствует
большей эффективности экономики, где
основу составляет частный сектор.
Особенностью
именно шведской модели рыночной экономики
является роль и значение кооперативного
движения в стране. Оно распространено
по всей стране и занимает весьма сильные
позиции. Кооперативы способствовали
превращению Швеции из аграрной в промышленно
развитую, процветающую страну.
Важную роль кооперативное движение играет
в сельском хозяйстве, в промышленности,
в розничной торговле, жилищном строительстве
и других сферах деятельности.
Кооперативы делятся на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс. человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.
В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве «третьей силы», или «третьей альтернативы», частной и государственной собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В некоторых областях - особенно среди потребительских кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.
На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и всех, 7,5% занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от числа всего работающего населения. В Швеции домашних хозяйств тем или иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От спроса до продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими в кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80% соответственно.
Кооперативное предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами его членов. Среди принципов кооперативного движения: свобода членства - никто не может быть исключен, кроме случаев нарушения устава; независимость от политических партий и вероисповеданий; демократическое управление – «один член - один голос»; ограничение доходов на вложенный пай, кооперативное общество - ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов.
Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже похоронные.
Таким образом, кооперативы играют очень важную роль в современном шведском обществе. Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на положение дел в кооперативах.
3.2. Швеция и Россия. Торгово-экономические отношения.
Несмотря на то, что Россия и Швеция соседи, прямая торговля между ними по большей части носила незначительный характер. На то были свой причины. Во-первых, страны долгое время оставались бедными родственниками в мировой торговле, а значит, не представляли большого интереса друг для друга. Во-вторых, в XVIII-XIX веке Россия и Швеция предлагали на рынок почти одни и те же товары – лес и железо – так что скорее они выступали конкурентами, нежели партнерами. В советское время развитие российско-шведской торговли жестко ограничивалось.
Единственное исключение в череде упущенных возможностей – это начало XX, когда бурноразвивающиеся шведские машиностроительные компании буквально завалили российский рынок передовой по тем временам технической продукцией. Особой популярностью пользовались знаменитые молочные сепараторы Густава де Лаваля. Которые в русских деревнях любовно называли «лавалькам». В 1916 году, уже в период Первой мировой войны, шведский экспорт в Россию вышел на рекордный показатель, составив 8% от всего шведского экспорта.