Финансовый менеджмент как путь повышения эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

В системе управления различными аспектами деятельности любого предприятия в современных условиях наиболее сложным и ответственным звеном является управление финансами — финансовый менеджмент. Менеджмент — процесс управления предприятием. Финансовый менеджмент – наука управления финансами. После второй мировой войны, как термин, появился в США. Финансовый менеджмент — часть общего процесса управления предприятием. В настоящее время существует множество точек зрения на содержание, цели, функции финансового менеджмента.

Оглавление

. Экономическая сущность финансового менеджмента………………6
1.1 Сущность, цели финансового менеджмента……………………………….6
1.2 Функции и задачи финансового менеджмента…………………………….15
1.3 Основные направления финансового менеджмента………………………17
Глава 2. Финансовый менеджмент как путь повышения эффективности…...19
2.1 Анализ макроэкономической среды и организация
финансового менеджмента на предприятии…………………………………. 19
2.2 Информационное обеспечение финансового менеджмента…………….26
2.3 Базовые показатели и методика анализа эффективности
финансового менеджмента на предприятии

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 67.06 Кб (Скачать)

3.1Основные направления финансового менеджмента 

Направление Предмет
1.Формирование  активов - выявление  реальной потребности в отдельных  видах активов, исходя из планирования  объемов деятельности

- оптимизация  состава по критерию использования  ликвидности и платежеспособности

2.Формирование  финансовой структуры капитала - определение  общей потребности в капитале  для финансирования формируемых  активов предприятия

- выбор  наиболее целесообразного источника  финансовой деятельности предприятия  для каждого этапа его развития

-оптимизация  финансовой структуры капитала  по критерию минимизации стоимости  его привлечения и обеспечения  финансовой устойчивости предприятия

3.Управление  оборотными активами - анализ и  прогнозирование продолжительности  отдельных циклов оборота работы  капитала (запасы + дебиторская задолженность  - кредиторская задолженность)

- обеспечение  ускорения оборота отдельных  видов оборотных активов

-повышение  эффективности их использования

-выбор  форм и источников их финансирования

4.Управление  внеоборотными активами - обеспечение  эффективного использования основных  средств

- анализ  потребности в их текущем и  капитальном ремонте и замена  этих средств

- разработка  мероприятий по увеличению фондоотдачи

- оптимизация  структуры источников их финансирования

5.Управление  инвестициями - формирование  инвестиционной политики предприятия

- формирование  инвестиционного портфеля

6.Управление  формированием собственных финансовых  ресурсов - определение  потребности в собственных финансовых  ресурсах

- поддержание  финансовой устойчивости предприятия

- достижение  целевой финансовой структуры  предприятия

7.Управлением  привлечением заемных финансовых  ресурсов - определение  общей потребности в заемных  финансовых средствах

- оптимизация  соотношения краткосрочной и  долгосрочной задолженности

- оптимизация  форм источников привлечения

- подготовка  проектов кредитных договоров

- минимизация  стоимости заемных средств

8.Управление  финансовыми рисками - выявление  состава рисков

- определение  уровня рисков и их последствий

- формирование  программы мероприятий по уменьшению  рисков

 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Финансовый менеджмент как путь повышения  эффективности производства

2.1 Анализ  макроэкономической среды организация  финансового менеджмента на предприятии 

Макроокружение  создает общие условия среды  нахождения организации. В большинстве  случаев макроокружение не носит  специфического характера по отношению  к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с  различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций. В состав компонентов  макроокружения входят: экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая, природно-географическая (рис. 1.1.).

        Рис. 1.1. Компоненты макроокружения организации. 
 
 
 
 
 
 

       Изучение  экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются  и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик как  величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный  баланс, норма накопления и т. п. При  изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие  факторы как общий уровень  экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и  уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

       Руководство должно также уметь оценивать, как  скажутся на операциях организации  общие изменения состояния экономики. Состояние этой компоненты влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и  способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство  может считать желательным увеличение запасов поставляемых организации  ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда  с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также  решить сделать заем, поскольку при  наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем  самым будут частично компенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть  путь уменьшения запасов готовой  продукции, поскольку могут появиться  трудности ее сбыта, сократить часть  работников или отложить планы расширения производства.

       Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это, в  основном, обусловлено тем, что федеральное  правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической  обстановки, регулируя налоги, денежную массу и учетную ставку, устанавливаемую  ЦБ. Этот банк изменяет условия получения  кредита и повышает (снижает) ставки процента, а также долю обязательных резервов для коммерческих банков. Подобным образом, снижение налогов  увеличивает массу денег, которые  люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать стимулированию бизнеса.

         Текущее и прогнозируемое состояние  экономики может иметь драматическое  влияние на цели организации.  Вышеуказанные факторы в экономической  окружающей среде должны постоянно  диагностироваться и оцениваться.  Что для одной организации  представляется экономической угрозой,  другая воспринимает как возможность.

       Анализ  правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных  актов, устанавливающих правовые нормы  и рамки отношений дает организации  возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и  приемлемые методы отстаивания своих  интересов. Изучение правового регулирования  не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как деятельность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области  и процессуальная сторона практической реализации законодательства.

       Политическая  составляющая макроокружения должна изучаться  в первую очередь для того, чтобы  иметь ясное представление о  намерениях органов государственной  власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых  государство намерено проводить  в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться  на выяснении того, какие программы  пытаются провести в жизнь различные  партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах  государственной власти, какое отношение  у правительства существует по отношению  к различным отраслям экономики  и регионам страны, какие изменения  в законодательстве и правовом регулировании  возможны в результате принятия новых  законов и новых норм, регулирующих экономические процессы. При этом важно уяснить такие базовые  характеристики политической подсистемы, как то: какая политическая идеология  определяет политику правительства, насколько  стабильно правительство, насколько  оно в состоянии проводить  политику, какова степень общественного  недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры, чтобы, используя это недовольство, захватить власть в свои руки.

       Некоторые аспекты политической обстановки представляют для организаций особое значение. Один из них – настроение местной  администрации, законодательных органов всех уровней и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов фирм, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, законодательство по защите прав потребителей, стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы и т. п.

       Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющие рынки сбыта в  других странах, имеет фактор политической стабильности. В стране-хозяине для  иностранного инвестора или для  экспорта продукции политические изменения  могут привести к ограничению  прав собственности для иностранцев (даже к национализации иностранной  собственности) или установлению специальных  пошлин на импорт. Баланс платежей или  проблемы с обслуживанием внешнего долга могут затруднить получение  валюты, вывозимой в качестве прибыли. С другой стороны, политика может  измениться и в сторону, благоприятную  для инвесторов, когда возникает  потребность в притоке капитала из-за рубежа.

       Также необходимо заметить, что воздействие  этой компоненты макроокружения не носит  строго однонаправленный характер, то есть влияние политики на организацию. Происходит и взаимодействие с государством. Оно может быть эффективном только в том случае, если будет пересечение  их интересов и целей. С точки  зрения руководителя государство должно создавать условия, в которых  можно эффективно достигать своих  целей: условия инвестирования, правовая определенность и т. д. А с точки  зрения политики руководитель организации  призван обеспечить реализацию целей  и интересов более высокого порядка, то есть обеспечение экономического роста, снижение безработицы и других крупных общественно-значимых проблем. Взаимодействие же организации с  региональными и муниципальными органами власти происходит во время  регистрации фирмы, сертификации, регистрации товарных знаков, стандартизации, экологического контроля.

       Изучение  социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить  влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение  людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и  верования; разделяемые людьми ценности; демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства и  т. п. Значение социальной компоненты очень  важно, так как она является всепроникающей, влияющей как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Социальные процессы изменяются относительно медленно. Однако если происходят определенные социальные изменения, то они приводят ко многим очень существенным изменениям в  окружении организации. Поэтому  организация должна серьезно отслеживать  возможные социальные изменения. Социальная компонента представляет социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе и влияющие на деятельность организации. Эта составляющая влияет на уровень  спроса, потребительские предпочтения, выбор рынка сбыта продукции  и т. д. Также она определяет параметры  регионального рынка труда, от которого зависит месторасположение предприятия.

       Анализ  технологической компоненты позволяет  своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники  открывает для производства новой  продукции, для усовершенствования производимой продукции и для  модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки  и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации  не в состоянии увидеть открывающиеся  новые перспективы, так как технические  возможности для осуществления  коренных изменений преимущественно  создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют долю своего рынка, что может привести к крайне негативным последствиям для них.

       Технология  является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить  и распределять информацию, а также  на то, какого рода услуги и новые  продукты ожидают потребители от организации. Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с  технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия должны быть в состоянии  быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Однако сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность, все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит  эффективность их деятельности. Анализ технологической внешней среды  может, по меньшей мере, учитывать  изменения в технологии производства, применение компьютеров в проектировании и предоставлении товаров и услуг  или успехи в технологии средств  связи. Не все организации подвергаются воздействию быстрого научно-технического прогресса, однако, руководство обязательно  должно определить, какие факторы  в технологической внешней среде  могут привести к созданию «футурошока» (разрушительный процесс, возникающий  из-за воздействия слишком больших  перемен за слишком короткое время), который может привести к разрушению организацию.

       Также выделяются в особую группу природно-географические факторы, связанные с климатическими условиями, запасами природных ресурсов и энергетической обстановкой.

       Проводя изучение различных компонент макроокружения, очень важно иметь в виду два  следующих момента.

       Во-первых, это то, что все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменение в одной  из компонент обязательно приводит к тому, что происходят изменения  и в других компонентах макроокружения. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других составляющих макроокружения.

Информация о работе Финансовый менеджмент как путь повышения эффективности