Финансовый менеджмент как путь повышения эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

В системе управления различными аспектами деятельности любого предприятия в современных условиях наиболее сложным и ответственным звеном является управление финансами — финансовый менеджмент. Менеджмент — процесс управления предприятием. Финансовый менеджмент – наука управления финансами. После второй мировой войны, как термин, появился в США. Финансовый менеджмент — часть общего процесса управления предприятием. В настоящее время существует множество точек зрения на содержание, цели, функции финансового менеджмента.

Оглавление

. Экономическая сущность финансового менеджмента………………6
1.1 Сущность, цели финансового менеджмента……………………………….6
1.2 Функции и задачи финансового менеджмента…………………………….15
1.3 Основные направления финансового менеджмента………………………17
Глава 2. Финансовый менеджмент как путь повышения эффективности…...19
2.1 Анализ макроэкономической среды и организация
финансового менеджмента на предприятии…………………………………. 19
2.2 Информационное обеспечение финансового менеджмента…………….26
2.3 Базовые показатели и методика анализа эффективности
финансового менеджмента на предприятии

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 67.06 Кб (Скачать)

       Во-вторых, это то, что степень воздействия  отдельных компонент макроокружения на различные организации различна. В частности, степень влияния  проявляется по-разному в зависимости  от размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т. п. Например, считается, что крупные  организации испытывают большую  зависимость от макроокружения, чем  мелкие. Чтобы учитывать это при  изучении  макроокружения, организация  должна определить для себя, какие  из внешних факторов, относящихся  к каждой из компонент макроокружения, оказывают значительное влияние  на ее деятельность. Кроме того, организация  должна составить список тех внешних  факторов, которые являются потенциальными носителями угроз для организации. Также необходимо иметь список тех  внешних факторов, изменения в  которых могут открыть дополнительные возможности для организации.

       Для того чтобы организация могла  результативно изучать состояние  компонент макроокружения, должна быть создана специальная система  отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как  проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми  событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации  внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных  способов. Наиболее распространенными  способами наблюдения являются:

    • Анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях;
    • Участие в профессиональных конференциях;
    • Анализ опыта деятельности организации;
    • Изучение мнения сотрудников организации;
    • Проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.

       Изучение  компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они  пребывали ранее или же в каком  состоянии они находятся на данный момент времени. Необходимо также вскрыть  те тенденции, которые характерны для  изменения состояния отдельных  важных фактов и попытаться предсказать  направление развития этих факторов с тем, чтобы предвидеть то, какие  угрозы могут ожидать организацию  и какие возможности могут  открыться перед ней в будущем.

Система анализа макроокружения дает необходимый  эффект только в том случае, если она поддерживается высшим руководством и дает ему необходимую информацию, если она тесно связана с системой планирования в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в  этой системе, сочетается с работой  специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии  макроокружения и стратегическими  задачами организации и оценивать  эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации

2.2 Информационное обеспечение финансового менеджмента

     Основным  источником финансовой информации является финансовая отчетность.

     Финансовая  отчетность - это совокупность форм отчетности, составляющаяся на основе данных финансового учета с целью  предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении  и деятельности предприятия, а также  об изменениях в его финансовом положении  за отчетный период в удобной и  понятной форме этим пользователям  определенных деловых решений на предприятии.

     Финансовая  отчетность является связующим звеном между предприятием и внешней  средой. Основной целью предоставления информации внешним пользователям является получении дополнительных финансовых ресурсов.

     Среди внешних пользователей отчетности выделяют две группы:

  1. пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности компании (собственники, поставщики, покупатели);
  2. пользователи, непосредственно незаинтересованные в ней (аудиторские службы, торговые ассоциации, регистрационные государственные органы, биржи и прочие).

     В соответствии с различными экономическими признаками вся отчетная информация группируется в отдельные укрупненные  статьи, которые в международном  практике называются элементами финансовой отчетности. Основными из них являются: активы, обязательства, собственный  капитал, доходы-расходы, прибыль –  убыток.

     Все элементы отражаются в Бухгалтерском  балансе (форма №1), в Отчете о  прибылях и убытках (форма №2), в  Отчете о движении денежных средств (форма №4).

     Данные  финансовой отчетности подвергаются анализу, основными методами которого являются: чтение финансовой отчетности (изучение её абсолютных величин), горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый  анализ, расчет финансовых коэффициентов.

     Финансовые  коэффициенты не учитывают различия в принятых методах учета, не отражают качества составляющих компонентов, имеют  статичный характер (на конкретный период времени).

     Все это не означает невозможность использования  коэффициентов в финансовом управлении. Для финансового менеджера они  являются основой для оценки его  деятельности внешними пользователями отчетности, поэтому, принимая решение, менеджер должен оценить его влияние на финансовые коэффициенты.

     В финансовом менеджменте используются следующие группы финансовых коэффициентов:

  • коэффициенты ликвидности
  • коэффициенты деловой активности
  • коэффициенты рентабельности
  • коэффициенты финансовой устойчивости
  • коэффициенты рыночной активности

     Особое  место в финансовом анализе для  управления занимает анализ движения денежных средств.

     Различают прямой и косвенный методы анализа. Оба вида позволяют оценить влияние  составляющих денежного потока на его  итоговую величину.

     При прямом методе оценивается влияние  движения денежных средств от определенного  вида деятельности (операционной, инвестиционной) на итоговый денежный поток.

     Он  проводится с использованием данных Формы №4.

     Косвенный метод анализа позволяет оценить  влияние изменения статей баланса  на величины денежного потока.

     Проводится  по данным Формы №1.

     Денежный  поток = приток – отток.

Актив Изменение Пассив Изменение
ВНА ∆1 Собственный капитал ∆5
Запасы ∆2 Заемный капитал ∆6
Дебиторская задолженность ∆3    
Денежные  средства ∆4 (ДП)    

          - косвенный метод.

     Прямой  метод: ДП = поступления + выбытия 

     Из  косвенного метода: ДП = ((Выручка –  Текущие затраты – Амортизация)Ч(1-Ставка налога на прибыль)) + Амортизация.

     Следовательно, ДП = Чистая прибыль + Амортизация (Д)

     (от  операционной деятельности)  

2.3 Базовые  показатели и методика анализа  эффективности финансового менеджмента  на предприятии

     В практике финансового менеджмента  принята система финансовых показателей, которые базируются на 4 основных:

     Добавленная стоимость – стоимость произведенной  продукции за период – стоимость  потребленных материальных средств  и услуг других организаций.

     Брутто-результат  эксплуатации инвестиций (БРЭИ) определяется: добавочная стоимость минус расходы  на оплату труда и связанные с  ней платежи минус все налоги кроме налога на прибыль.

     Нетто-результат  эксплуатации инвестиций (НРЭИ) определяется: БРЭИ минус амортизационные отчисления; на практике НРЭИ определяется как  балансовая прибыль плюс проценты за кредит относимые на себестоимость  продукции.

     Экономическая рентабельность активов определяется:

     ЭР = НРЭИ / АКТИВ х 100 %

     Производные показатели:

Рентабельность  – это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности  деятельности предприятия, отражающий конечные результаты хозяйственной  деятельности. Рентабельность представляет собой отношение прибыли к  производственным фондам или к себестоимости  продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства путем соизмерения доходов от производства и расходов на него.

К основным факторам, оказывающим непосредственное воздействие на увеличение уровня рентабельности на предприятиях относятся: рост объема производства продукции, снижение ее себестоимости, сокращение времени оборота основных производственных фондов и оборотных  средств, рост массы прибыли, лучшее использование фондов; система ценообразования  на оборудование, здания и сооружения и другие носители основных производственных фондов; установление и соблюдение норм запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой  продукции. Для достижения высокого уровня рентабельности необходимо планомерно и систематически внедрять передовые  достижения науки и техники, эффективно использовать трудовые ресурсы и  производственные фонды.

Повышение рентабельности возможно за счет:

-реконструкции  предприятий;

-усовершенствования  финансового менеджмента;

-снижение  себестоимости;

-увеличения  объемов производства и реализации  продукции;

-улучшения  качества продукции и повышения  цен на нее.

Для повышения  эффективности работы предприятия  первостепенное значение имеет выявление  резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости  продукции (работ, услуг), увеличение прибыли  и повышения рентабельности.

Для определения  основных направлений поиска резервов увеличения прибыли и повышения  рентабельности факторы, влияющие на них, классифицируют по различным признакам (рисунок 1.4).

К внешним  факторам относятся природные условия, государственное регулирование  цен, тарифов, процентов, налоговых  льгот, штрафных санкций, инфляции и  др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, не могут  оказать значительное влияние на величину прибыли и рентабельности. 

 

 

 

Рисунок 1.4 - Схема факторов, влияющих на величину прибыли и рентабельности 

К внешним  факторам относятся природные условия, государственное регулирование  цен, тарифов, процентов, налоговых  льгот, штрафных санкций, инфляции и  др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, не могут  оказать значительное влияние на величину прибыли и рентабельности.

Внутренние  факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие  и использование средств и  предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут  подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли  через количественные изменения: объем  средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы  воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через качественные изменения: производительности оборудования и его качества. Использование  прогрессивных материалов, совершенствование  технологии обработки, ускоряемости оборачиваемости  оборотных средств, повышения квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствования организации  труда и более эффективное  использование финансовых ресурсов.

Информация о работе Финансовый менеджмент как путь повышения эффективности