Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа
В системе управления различными аспектами деятельности любого предприятия в современных условиях наиболее сложным и ответственным звеном является управление финансами — финансовый менеджмент. Менеджмент — процесс управления предприятием. Финансовый менеджмент – наука управления финансами. После второй мировой войны, как термин, появился в США. Финансовый менеджмент — часть общего процесса управления предприятием. В настоящее время существует множество точек зрения на содержание, цели, функции финансового менеджмента.
. Экономическая сущность финансового менеджмента………………6
1.1 Сущность, цели финансового менеджмента……………………………….6
1.2 Функции и задачи финансового менеджмента…………………………….15
1.3 Основные направления финансового менеджмента………………………17
Глава 2. Финансовый менеджмент как путь повышения эффективности…...19
2.1 Анализ макроэкономической среды и организация
финансового менеджмента на предприятии…………………………………. 19
2.2 Информационное обеспечение финансового менеджмента…………….26
2.3 Базовые показатели и методика анализа эффективности
финансового менеджмента на предприятии
Во-вторых,
это то, что степень воздействия
отдельных компонент
Для
того чтобы организация могла
результативно изучать
Изучение компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или же в каком состоянии они находятся на данный момент времени. Необходимо также вскрыть те тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных фактов и попытаться предсказать направление развития этих факторов с тем, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.
Система
анализа макроокружения дает необходимый
эффект только в том случае, если
она поддерживается высшим руководством
и дает ему необходимую информацию,
если она тесно связана с системой
планирования в организации и, наконец,
если работа аналитиков, работающих в
этой системе, сочетается с работой
специалистов по стратегическим вопросам,
которые в состоянии проследить
связь между данными о
2.2 Информационное обеспечение финансового менеджмента
Основным источником финансовой информации является финансовая отчетность.
Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности, составляющаяся на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также об изменениях в его финансовом положении за отчетный период в удобной и понятной форме этим пользователям определенных деловых решений на предприятии.
Финансовая отчетность является связующим звеном между предприятием и внешней средой. Основной целью предоставления информации внешним пользователям является получении дополнительных финансовых ресурсов.
Среди
внешних пользователей
В соответствии с различными экономическими признаками вся отчетная информация группируется в отдельные укрупненные статьи, которые в международном практике называются элементами финансовой отчетности. Основными из них являются: активы, обязательства, собственный капитал, доходы-расходы, прибыль – убыток.
Все элементы отражаются в Бухгалтерском балансе (форма №1), в Отчете о прибылях и убытках (форма №2), в Отчете о движении денежных средств (форма №4).
Данные финансовой отчетности подвергаются анализу, основными методами которого являются: чтение финансовой отчетности (изучение её абсолютных величин), горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, расчет финансовых коэффициентов.
Финансовые коэффициенты не учитывают различия в принятых методах учета, не отражают качества составляющих компонентов, имеют статичный характер (на конкретный период времени).
Все это не означает невозможность использования коэффициентов в финансовом управлении. Для финансового менеджера они являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями отчетности, поэтому, принимая решение, менеджер должен оценить его влияние на финансовые коэффициенты.
В финансовом менеджменте используются следующие группы финансовых коэффициентов:
Особое место в финансовом анализе для управления занимает анализ движения денежных средств.
Различают прямой и косвенный методы анализа. Оба вида позволяют оценить влияние составляющих денежного потока на его итоговую величину.
При прямом методе оценивается влияние движения денежных средств от определенного вида деятельности (операционной, инвестиционной) на итоговый денежный поток.
Он проводится с использованием данных Формы №4.
Косвенный
метод анализа позволяет
Проводится по данным Формы №1.
Денежный поток = приток – отток.
Актив | Изменение | Пассив | Изменение |
ВНА | ∆1 | Собственный капитал | ∆5 |
Запасы | ∆2 | Заемный капитал | ∆6 |
Дебиторская задолженность | ∆3 | ||
Денежные средства | ∆4 (ДП) |
- косвенный метод.
Прямой метод: ДП = поступления + выбытия
Из
косвенного метода: ДП = ((Выручка –
Текущие затраты – Амортизация)
Следовательно, ДП = Чистая прибыль + Амортизация (Д)
(от
операционной деятельности)
2.3 Базовые
показатели и методика анализа
эффективности финансового
В практике финансового менеджмента принята система финансовых показателей, которые базируются на 4 основных:
Добавленная
стоимость – стоимость
Брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ) определяется: добавочная стоимость минус расходы на оплату труда и связанные с ней платежи минус все налоги кроме налога на прибыль.
Нетто-результат
эксплуатации инвестиций (НРЭИ) определяется:
БРЭИ минус амортизационные
Экономическая рентабельность активов определяется:
ЭР = НРЭИ / АКТИВ х 100 %
Производные показатели:
Рентабельность
– это доходность, прибыльность,
показатель экономической эффективности
деятельности предприятия, отражающий
конечные результаты хозяйственной
деятельности. Рентабельность представляет
собой отношение прибыли к
производственным фондам или к себестоимости
продукции. Показатель рентабельности
оценивает эффективность
К основным факторам, оказывающим непосредственное воздействие на увеличение уровня рентабельности на предприятиях относятся: рост объема производства продукции, снижение ее себестоимости, сокращение времени оборота основных производственных фондов и оборотных средств, рост массы прибыли, лучшее использование фондов; система ценообразования на оборудование, здания и сооружения и другие носители основных производственных фондов; установление и соблюдение норм запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции. Для достижения высокого уровня рентабельности необходимо планомерно и систематически внедрять передовые достижения науки и техники, эффективно использовать трудовые ресурсы и производственные фонды.
Повышение рентабельности возможно за счет:
-реконструкции предприятий;
-усовершенствования финансового менеджмента;
-снижение себестоимости;
-увеличения
объемов производства и
-улучшения
качества продукции и
Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), увеличение прибыли и повышения рентабельности.
Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности факторы, влияющие на них, классифицируют по различным признакам (рисунок 1.4).
К внешним
факторам относятся природные условия,
государственное регулирование
цен, тарифов, процентов, налоговых
льгот, штрафных санкций, инфляции и
др. Эти факторы не зависят от
деятельности предприятий, не могут
оказать значительное влияние на
величину прибыли и рентабельности.
Рисунок
1.4 - Схема факторов, влияющих на величину
прибыли и рентабельности
К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляции и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, не могут оказать значительное влияние на величину прибыли и рентабельности.
Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объем средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через качественные изменения: производительности оборудования и его качества. Использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускоряемости оборачиваемости оборотных средств, повышения квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствования организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов.
Информация о работе Финансовый менеджмент как путь повышения эффективности