Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:02, курсовая работа
Цель данной ВКР – рассмотреть процесс разработки финансового плана и
доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы,
рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.
некоторых случаях план может послужить также базой для разработки
детального рабочего бюджета компании. Финансовый план фактически становится
руководящим документом, в котором детально расписано, как и когда будет
расходоваться капитал, а также указываются цели, достижение которых
необходимо для обеспечения успеха бизнеса.
От правильности определения движения финансовых потоков,
сбалансированности доходов и расходов, соответствия движения финансовых
потоков планам производства и реализации продукции в значительной степени
зависит
получение прибыли.
3.3 Проблемы
совершенствования финансового
планирования на предприятиях.
Наряду с осознанной необходимостью широкого применения совершенного
финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы,
ограничивающие его использование на предприятиях. Основные из них:
- высокая степень неопределённости на российском рынке, связанная с
продолжающимися
глобальными изменениями во
(их
непредсказуемость затрудняет
- незначительная
доля предприятий,
для
осуществления серьёзных
- отсутствие
нормативно-правовой базы
Большие возможности для осуществления эффективного финансового
планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми
средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов,
обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области
финансов.
На небольших предприятиях, как правило, для этого нет средств, хотя
потребность в финансовом планировании больше, чем в крупных. Малые фирмы
чаще нуждаются в привлечении заёмных средств для обеспечения своей
хозяйственной деятельности, в то время как внешняя среда у таких
предприятий менее поддаётся контролю и более агрессивна. И как следствие –
будущее
небольшого предприятия более
Для российских предприятий
применении планирования:
1) Вновь созданные частные
фирмы. Бурный процесс
привел к увеличению и осложнению деятельности многих из этих фирм, а также
к возникновению других факторов, создающих потребность в формах
планирования, адекватных современному рыночному хозяйству. Главная
проблема,
связанная с применением
формальному планированию, основанное на мнении, что бизнес ( это умение
«крутиться», правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда
недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему. Тем не менее,
многие из крупных фирм начали создавать подразделения планирования, или, по
крайней
мере, ввели должность финансиста-
2) Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные
предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их
опыт планирования относится в основном к периоду централизованной
экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный
характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом
уровнях, и, следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать
и предвидеть собственные цели развития.
Поэтому, как организациям первого типа, так и государственным и
приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт
внутрифирменного планирования. [11, с. 384]
Вообще в российском планировании всегда присутствовал элемент
неоправданного обобщения частного опыта. Присутствует он и сейчас: единые
принципы и форматы планирования, включая критерии эффективности и методы
контроля, использовались практически без изменений во всех регионах,
отраслях, для всех предприятий холдингов и групп, почти без учета
особенностей организационных структур, систем управления, систем
распределения, делегирования полномочий, взаимосвязей между текущими и
стратегическими задачами, региональными и отраслевыми особенностями
предприятий. Другая характерная особенность — неумение выделять приоритеты.
[22., с. 274]
Анализ причин недостаточной
эффективности
предприятий позволил выявить основные проблемы и сформулировать следующие
принципы постановки системы планирования:
. процесс изменения системы планирования должен успевать за процессами
слияния, поглощения, соответствующими изменениями в структурах,
системах управления
. планирование (корректировка и уточнение) должно осуществляться
«сверху вниз» по принципу
«дерева целей» то есть
будут комплексными и
главного управляющего, а от учредителей, владельцев, инвесторов, тех
людей, кому принадлежит данный бизнес. Если это правило не
соблюдается, то планирование превращается в абсолютно бессмысленную
акцию;
. должно осуществляться сценарное планирование с учетом изменений
внешней среды, внешних и
. нужно планировать защитные действия и контрдействия для компенсации
реальных угроз конкурентов,
. следует оптимизировать планы и производственные программы с учетом
стратегических интересов собственника, по экономическим и
инвестиционным критериям;
. система планирования должна быть привязана к имеющейся на предприятии
системе центров
иначе реализация даже самых
лучших планов будет
. обязательное требование —
систему мотивации для топ-менеджеров, «ключевых» руководителей и
специалистов. [34, с. 69 ]
Реализация этих принципов построения системы планирования позволяет
(разумеется,
в комплексе с другими
реализовать стратегию, минимизирующую вероятность потерь.
Есть две основные линии, по которым надо все правильно построить:
стратегическое планирование и, соответственно, стратегическое управление
бизнесом и оперативное (тактическое) планирование. [24, с. 110]
Если говорить о
тех точек, направлений и способов ведения бизнеса, которые дадут
максимальный результат в определенной временной перспективе. Она может быть
краткосрочной (до одного года), среднесрочной (до трех лет) или
долгосрочной.
Подразумевается, что каждый
происходит или должно происходить. Поэтому планерки, совещания и иные
мероприятия помогают оперативно управлять процессом.
Основная трудность при
сложно, но как сделать, чтобы он заработал.
Планы, конечно, должны быть «работоспособными», и необходимо, чтобы в
них присутствовали реальные желания высших руководителей компании. Часто
планы, составленные другими людьми, не работают как раз по причине своей
чужеродности. [22, с. 277]
Также план должен быть
маркетинговый анализ: есть ли рынок, есть ли определенное число
потребителей, готовы ли они заплатить деньги. Часто компании этого не
учитывают. В стратегическом планировании как части стратегического
управления ключевым моментом, конечно, является рынок, и главное — попасть
в точку, не просчитаться.
Следующий аспект планирования — возможности организации. Необходимо
просчитать, достаточно ли ресурсов под хороший рынок.
И еще очень тонкий момент,
возникающий при внедрении.
усвоены менеджерами, они должны захотеть это сделать. Проблемная область —
это именно стратегическое планирование. Тактическое планирование пытаются
так или иначе реализовывать: строить текущие планы, графики, планировать
встречи и так далее. Хотя зачастую графики строят, а ответственных забывают
назначить. [24, с. 112]
Со стратегическим планированием все намного сложнее. На
«стратегический» уровень выходят только сильные, крупные компании. Перед
ними встает задача выхода на новый уровень бизнеса, и появляется
потребность в планировании совсем другого рода.