Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 21:55, реферат
Ценовая политика имеет важнейшее значение для экономики в целом и для каждого человека, и поэтому прежде всего следует определиться с понятием цены. Разные источники в зависимости от позиции, на которой они находятся и от уровня развития экономической мысли именуют ее по-разному
Введение ..................................................................................................... 2
1. История регулирования цен в ТЭКе ....................................................... 4
2. Структурная реформа ............................................................................... 6
3. Структура цен в ТЭКе .............................................................................. 10
4. Динамика изменения цен в ТЭКе ............................................................ 12
5. Дифференциация цен в ТЭКе .................................................................. 14
6. ФОРЭМ ...................................................................................................... 17
7. Соотношение российских и мировых цен на энергоносители ............. 21
* Нефть .................................................................................................... 21
* Газ .......................................................................................................... 22
* Уголь ...................................................................................................... 22
* Электроэнергия .................................................................................... 23
Заключение .............................................................................................. 24
Список литературы ............................................................................. 26
Как видно из таблицы 1, с 1993 года цены росли очень быстрыми темпами, тем не менее, имея тенденцию к замедлению. Так, если в 1993г. по сравнению с 1992 г. индекс цен по промышленности в целом составлял 1000% (наибольший – 1360% был в электроэнергетике), то уже в 1995 г. он был 280%, а по данным за I квартал 1998 г. – 100,9%. Примерно такими же темпами развивалась и топливная промышленность, однако, начиная с 1994 г. рост общего индекса цен в основном был обусловлен не ростом его в энергетике, а повышением тарифов в угольной промышленности. На сегодняшний день удельные веса отраслей в общем снижении цен примерно одинаковы. В 1997 г. в целом, по сравнению с предыдущими годами рост цен был наименьший, а особенно это снижение цен было видно во II квартале 1997 г. в нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей отраслях, что обусловлено снижением мировых цен на нефть. По последним данным, цены во всех отраслях, кроме газовой, где произошло снижение на 0,2% в течение I квартала 1998 г., повысились.
Примерно
такая же ситуация видна и в
изменении средних цен
В целом можно сказать, что изменение цен в ТЭКе практически не отличается от их динамики в других отраслях, таких как легкая, пищевая, машиностроение, химическая и др., то есть, с отпуском цен они сильно подскочили, а к нынешнему времени заметно их снижение.
Дифференциация
цен в ТЭКе
Важное значение имеет дифференциация цен по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий потому что топливно-энергетические ресурсы по территории и регионам распределены крайне неравномерно. Для сглаживания уровней тарифов на электроэнергию между регионами необходимо развитие единого оптового рынка электрической энергии (мощности). В качестве факторов, характеризующих горно-геологические и экономико-географические условия месторождений, приняты:
Наиболее
полно территориальной
Разработка
механизма сознательно
Рынки сбыта могут быть смежные и изолированные. Смежными становятся рынки, когда продукция может быть реализована в общих (или смежных) районах потребления. Например, для угольной отрасли характерна система смежных рынков сбыта. Изолированные рынки сбыта имеют якутские, магаданские угли. Поэтому для угольной отрасли теоретически важны два аспекта территориальной дифференциации рыночной стоимости. Во-первых, внутри зональная дифференциация рыночной стоимости. Здесь возможны два случая:
Во-вторых, территориальной дифференциации рыночной стоимости, характерный для угольной отрасли, состоит в согласовании цен смежных рынков сбыта:
Сравнение территориальной дифференциации цен показывает, что цены базисных пунктов являются наиболее совершенным видом, соответствующим управляющему рыночному механизму. Можно выделить два преимущества такой системы цен:
Проведенные
в 1995 г. в бывшем НИИ цен исследования
показали, что практически вся территория
России «вписывается» в систему цен базисных
пунктов. При этом выявлены конкретные
рынки сбыта ресурсов применительно к
западному региону и восточному, определены
их конфигурации и уровни цен.
Однако,
многие страны отказались от системы
цен базисных пунктов, так как сведение
в единую взаимосвязанную систему цен
по всей территории страны и регулирование
общего уровня цены из одного или нескольких
базисных пунктов противоречит антимонопольному
законодательству и рассматривается как
«сговор о ценах», ликвидирующий конкуренцию.
Несмотря на это, такой вид цен продолжает
действовать в развитых станах и на мировых
рынках в виде «справочных» цен на многие
сырьевые и энергетические товары (нефть
и нефтепродукты, уголь, металлы).
ФОРЭМ
ФОРЭМ – федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности)3, созданный Правительством РФ в 1996 г. Субъектами ФОРЭМа являются: РАО «ЕЭС России», Центральное диспетчерское управление «ЕЭС России», государственное предприятие – концерн «Росэнергоатом», электростанции и другие производители энергии, акционерные общества энергетики и электрификации и другие энергоснабжающие организации, отдельные крупные потребители электрической энергии. Основными целями функционирования ФОРЭМ являются:
В постановлении указано, что электрическая энергия вырабатываемая электростанциями Российского акционерного общества «ЕЭС России», акционерных обществ энергетики и электрификации и других региональных энергоснабжающих организаций, атомными электростанциями и иными производителями электрической энергии (мощности) независимо от их организационно-правовых форм, должна поставляться на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) на принципах конкуренции. Действиями ФОРЭМа руководит Федеральная энергетическая комиссия РФ, которая при установлении тарифов на электрическую энергию должна предусматривать полную компенсацию обоснованных затрат производителей электрической энергии и получение ими необходимой прибыли исходя из условий самофинансирования. При образовании ФОРЭМа в 1996 г. ФЭК предписывалось разработать систему двухставочных тарифов на электрическую энергию и тарифов, дифференцированных по времени (сезонных и внутрисуточных), уровням напряжения и объемам электропотребления.
Организатором функционирования и развития ФОРЭМа является Российское акционерное общество «ЕЭС России», которое выполняет расчеты плановых балансов электрической энергии и мощности, а также балансов стоимости электрической энергии, на основе которых формируются цены ФОРЭМа.
Для того чтобы повысить уровень сбора денежных средств были утверждены особенности применения тарифов на электрическую энергию, которые заключались в полной 100% оплата текущих платежей, из которых текущие платежи за 50% объема полученной электрической энергии (мощности) оплачивались денежными средствами. С момента организации ФОРЭМа и принятия решения о возможности участия в ФОРЭМ крупных энергоемких потребителей поступило значительное количество заявок отдельных потребителей. В частности, только в металлургической отрасли выразили желание выйти на оптовый рынок более 150 предприятий. Предоставление возможности выхода на ФОРЭМ можно считать явлением, создающим конкурентную среду для производителей потребителей электроэнергии. Тем не менее ситуация перехода многих потребителей с розничного рынка на оптовый говорит о наличии недостатков у первого.
До
последнего времени тарифы на розничном
рынке формировались в
Таблица 1
Тарифы на электрическую мощность на оптовом рынке (ФОРЭМ) и
на потребительском рынке в 1997 г.
Объединенная
энергосистема |
Тариф на ФОРЭМ, руб./(кВт*ч) | Тариф на розничном рынке, руб./(кВт*ч) |
Северо-запада | 136-143 | 259 |
Центра | 122-143 | 290 |
Волги | 132-143 | 305 |
Северного Кавказа | 143 | 430 |
Урала | 138-143 | 228 |
Сибири | 43-105 | 129 |
Востока | 72-257 | 368 |