Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 21:55, реферат
Ценовая политика имеет важнейшее значение для экономики в целом и для каждого человека, и поэтому прежде всего следует определиться с понятием цены. Разные источники в зависимости от позиции, на которой они находятся и от уровня развития экономической мысли именуют ее по-разному
Введение ..................................................................................................... 2
1. История регулирования цен в ТЭКе ....................................................... 4
2. Структурная реформа ............................................................................... 6
3. Структура цен в ТЭКе .............................................................................. 10
4. Динамика изменения цен в ТЭКе ............................................................ 12
5. Дифференциация цен в ТЭКе .................................................................. 14
6. ФОРЭМ ...................................................................................................... 17
7. Соотношение российских и мировых цен на энергоносители ............. 21
* Нефть .................................................................................................... 21
* Газ .......................................................................................................... 22
* Уголь ...................................................................................................... 22
* Электроэнергия .................................................................................... 23
Заключение .............................................................................................. 24
Список литературы ............................................................................. 26
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Ценовая политика имеет важнейшее значение для экономики в целом и для каждого человека, и поэтому прежде всего следует определиться с понятием цены. Разные источники в зависимости от позиции, на которой они находятся и от уровня развития экономической мысли именуют ее по-разному:
Цена – то же, что и стоимость, так объяснил В. Даль в своем «Толковом словаре».
Цена – денежное выражение стоимости товара, трактовка Советского Энциклопедического Словаря, 1987 г.
Цена – количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги, «Экономикс» Макконела и Брю, 1995 г.
Эта
курсовая работа рассчитана на то, чтобы
дать анализ состояния цен в топливно-
Для
исследований в этих вопросах будет
использоваться Законодательные акты
Российской Федерации, периодические
и книжные издания.
Основные определения:
Основным
показателем, характеризующим экономическую
ситуацию в стране, является уровень цен.
От того, каким путем регулируются цены
и тарифы: под влиянием ли государства
или спроса и предложения зависит дальнейшая
перспектива развития экономики. До середины
1992 года в нашей стране цены на продукцию
ТЭКа регулировались со стороны государства,
в то время как цены на остальную продукцию
были отпущены уже с начала 1992 года. За
счет того, что цены на продукцию потребляемую
ТЭКом были свободными и непрерывно повышались,
а цены на энергоресурсы были явно занижены,
образовалась существенная разница между
ценами энергоресурсов и ценами других
отраслей. С начала 1992 года регулирование
цен осуществлялось через повышающий
коэффициент. На нефть,
газ, уголь этот коэффициент
был равен 5. На электро-
и теплоэнергию были
установлены фиксированные
цены. Ряд экономистов считали целесообразным
освободить цены на топливо и энергию
с 1 января 1992 года, чтобы избежать высокой
инфляции. Однако тогда отрасли ТЭК могли
резко повысить их цены, как это произошло
в металлургии и химико-лесном комплексе,
что привело бы к еще большей инфляции
и неплатежам. Подтверждает это и освобождение
цен на уголь с 1 июля 1993 года, когда они
выросли в 5 – 6 раз, обусловив рекордный
(на 30%) рост цен в июле. Итак, цены на нефть
были отпущены в сентябре 1992 г., а для ограничения
необоснованного их роста были введены
предельная рентабельность (50%
себестоимости по нефти
и 10-20% по нефтепродуктам) и отчисления
в фонд ценового регулирования при превышении
минимальной цены на нефть. На газ цены
устанавливались фиксированные с ежемесячной
индексацией, а на уголь – были отпущены
в 1993 году.
Большое значение в росте цен имели два основных фактора:
Общее соотношение цен на продукцию ТЭК и других отраслей за годы реформ осталось практически неизменным, хотя цены и тарифы на электроэнергию, тепло, газ для промышленности увеличились в большей степени, чем для населения, коммунально-бытовой сферы и сельского хозяйства.
В 1996 г. Была образована федеральная энергетическая комиссия (ФЭК), основными функциями которой являются:
Федеральная энергетическая комиссия устанавливает тарифы:
ФЭК решает проблемы на федеральном уровне, а на региональном эту функцию выполняют Региональные энергетические комиссии (они, например, устанавливают тарифы и цены на продукцию ТЭКа, отпускаемую потребителям какого-либо региона).
Государственное
регулирование цен на энергоресурсы
оправдано, так как эластичность
энергопотребления чрезвычайно
низка, в том числе и в отраслях, имеющих
жизненно важное значение. Поэтому полное
освобождение цен на энергоресурсы практически
не приведет к снижению их потребления,
а вызовет соответствующий рост цен на
продукцию других отраслей.
Структурная
реформа
Начавшийся в 1992 году переход России к рыночной экономике при одновременном переходе от унитарного к федеративному государственному устройству обусловил необходимость проведения структурных реформ в сфере естественных монополий. В топливно-энергетическом комплексе эти реформы охватывают электроэнергетику и газовую промышленность. Важной задачей в сфере энергетики было обеспечение устойчивого энергоснабжения потребителей, которая была решена с помощью такого способа формирования отраслевой структуры капитала, при котором контрольный пакет акций большинства энергетических предприятий и организаций принадлежит Российскому акционерному обществу «ЕЭС России».
Однако, если рассмотреть функционирование электроэнергетики в переходный период, можно обнаружить наличие у нее большого количества слабых сторон, которые в совокупности с неблагоприятными внешними условиями (спад производства, неплатежи и др.) привели к снижению экономической эффективности деятельности отрасли. Создание и дальнейшее развитие в России федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) – ФОРЭМ требует внесения серьезных изменений в сферу естественной монополии в электроэнергетической отрасли.
Обеспечение надежного электроснабжения российских потребителей с допустимо минимальными затратами, создание благоприятных условий для притока российских и иностранных инвестиций в объекты электроэнергетики невозможно без развития конкуренции в сфере производства энергетической энергии и организации оптового рынка на основе конкуренции, а также без совершенствования государственного регулирования и контроля в тех сферах хозяйственной деятельности, где конкуренция нецелесообразна или невозможна (передача и распределение электроэнергии, управление оптовым рынком и т.д.). Ожидаемым результатом создания условий для конкуренции станет предъявление жестких требований к снижению производственных издержек и повышению экономической эффективности электроэнергетических организаций. Во многом снижение эффективности инвестиционного процесса является результатом действующего порядка финансирования электроэнергетики. Возможность получения значительных инвестиционных ресурсов за счет их «принудительного» включения в тарифы для конечных потребителей освобождает акционерные общества электроэнергетики от необходимости поиска потенциальных инвесторов, снижает требовательность к отбору эффективных проектов. Кроме того, финансирование электроэнергетики через регулируемые тарифы перекладывает весь инвестиционный риск на потребителей электроэнергии, сокращает их собственные инвестиционные возможности по модернизации производства, что не способствует энергосбережению, преодолению экономического спада и восстановлению конкурентоспособности российской промышленности. Также большие проблемы назрели и в газовой промышленности. Во-первых, не существует разделения видов деятельности на монопольные и потенциально конкурентные (в рамках Российского акционерного общества «Газпром»), и как следствие этого отсутствует ясность в порядке формирования структуры затрат по этим видам деятельности, что не позволяет установить необходимый контроль за издержками предприятий РАО «Газпром» в монопольных видах деятельности. До последнего времени использовался упрощенный режим государственного регулирования газовой промышленности, при котором Российскому акционерному обществу «Газпром» было предоставлено право изменения оптовой цены на газ в соответствии с индексом роста цен на промышленную продукцию. Финансовое положение и издержки РАО «Газпром» при этом не рассматривались. Структурная реформа в этой области предполагает продолжение работы по дифференциации цен на природный газ с учетом стоимости его транспортировки, объемов потребления по сезонам, характера нагрузки и степени надежности газоснабжения.