Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 21:55, реферат
Ценовая политика имеет важнейшее значение для экономики в целом и для каждого человека, и поэтому прежде всего следует определиться с понятием цены. Разные источники в зависимости от позиции, на которой они находятся и от уровня развития экономической мысли именуют ее по-разному
Введение ..................................................................................................... 2
1. История регулирования цен в ТЭКе ....................................................... 4
2. Структурная реформа ............................................................................... 6
3. Структура цен в ТЭКе .............................................................................. 10
4. Динамика изменения цен в ТЭКе ............................................................ 12
5. Дифференциация цен в ТЭКе .................................................................. 14
6. ФОРЭМ ...................................................................................................... 17
7. Соотношение российских и мировых цен на энергоносители ............. 21
* Нефть .................................................................................................... 21
* Газ .......................................................................................................... 22
* Уголь ...................................................................................................... 22
* Электроэнергия .................................................................................... 23
Заключение .............................................................................................. 24
Список литературы ............................................................................. 26
Структурная реформа в 1997 – 2000 годах включает следующие основные направления:
В
области электроэнергетики цена
на оптовом рынке будет
а) обеспечивать при установлении тарифов включение всех обоснованных производственных затрат регулируемых организаций электроэнергетики и получение обоснованной прибыли на используемый капитал;
б) обеспечивать внедрение обоснованной дифференциации тарифов для различных групп потребителей и регионов Российской Федерации, в наибольшей мере отражающей различие издержек в энергоснабжении;
в) предусматривать поэтапное прекращение перекрестного субсидирования;
г)
установить обоснованные тарифы на транспортировку
электрической и тепловой энергии.
Будут приняты органами регулирования деятельности субъектов естественных монополий решения по сокращению тарифного перекрестного субсидирования между группами потребителей и выравниванию тарифов для льготных потребителей энергии и промышленных потребителей.
В
отношении газовой
Механизм
ценообразования будет
Структурную
реформу предполагается осуществлять
в три этапа:
I
этап – 1997 год:
Введение
Федеральной энергетической комиссией
Российской Федерации двухставочных тарифов
с регулируемой маржинальной ставкой
платы за электроэнергию и ставкой платы
за мощность, а также обоснованных тарифов
на транспортировку электрической и тепловой
энергии; организация конкуренции производителей
электроэнергии по топливной составляющей
затрат в европейской и сибирской зонах
оптового рынка и сохранение регулируемой
платы за мощность.
Введение
цен на природный газ, дифференцированных
в зависимости от стоимости его транспортировки
от мест добычи до потребителей;
разработка и внедрение единой системы
тарифов на услуги по транспортировке
газа по магистральным газопроводам как
для независимых поставщиков газа, не
входящих в Российское акционерное общество
«Газпром», так и для организаций названного
акционерного общества; подготовка и утверждение
нормативных документов, устанавливающих
порядок регулирования цен на природный
газ;
II
этап – 1998 год:
Увеличение
числа субъектов оптового рынка
(электростанций акционерных обществ
энергетики и электрификации и крупных
потребителей электроэнергии).
Прекращение
практики перекрестного субсидирования
разных групп потребителей газа и
доведение оптовой цены на газ, предназначенный
для реализации населению, до уровня
оптовой цены на газ, отпускаемый
организациями РАО «Газпром» газораспределительным
организациям (перепродавцам) для промышленных
нужд (без акциза); передача полномочий
в области государственного регулирования
тарифов на транспортировку газа по местным
сетям региональным энергетическим комиссиям,
осуществляющим свою деятельность под
методическим руководством и контролем
федеральных органов исполнительной власти.
III
этап -1999 - 2000 годы:
Прекращение
регулирования цен на электроэнергию,
формируемых на оптовом рынке, развитие
контрактных отношений на оптовом
рынке;
Переход к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа, предоставляемые предприятиями Российского акционерного общества «Газпром».
Основу цены, как и на товар в любой другой отрасли составляет себестоимость, состоящая из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов. Сейчас все большую роль в росте цен на продукцию этой отрасли играют внепроизводственные расходы, а в частности, затраты на транспортировку. Резко возросла доля транспортных расходов, например, в ценах на уголь в местах потребления. Так, по канско-ачинским и бородинским углям даже при перевозке на расстояние до 1 тысячи км она достигает 75-80%.
Вторая
составляющая цены – прибыль, которая
является выражением чистого дохода, создаваемого
прибавочным трудом работника. Следует
различать прибыль от реализации продукции
и валовую прибыль. Прибыль от реализации
является элементом цены и определяется
как разность между ценой и себестоимостью,
налогами, включаемыми в цены (НДС, акциз,
экспортный тариф). Предприятия нефтепроводного
транспорта, оказывая услуги по перекачке,
перевалке и наливу нефти на экспорт не
включают в оплату счетов услуг НДС. Акцизом
облагается только нефть и природный газ,
а также отдельные виды минерального сырья
в соответствии с перечнем, утверждаемым
Правительством Российской Федерации.
Ставка акциза на нефть, включая стабилизированный
газовый конденсат – 55 руб. за 1 тонну.
Ставки акцизов и порядок их определения
по подакцизным видам минерального сырья
утверждаются Правительством РФ дифференцированно
для отдельных месторождений в соответствии
со средневзвешенной ставкой акциза.2
Ставка акциза (Ак, рублей за 1 тонну)
для конкретного месторождения рассчитывается,
исходя из системы уравнений:
Ак
= Аср + О1к + О2к
+ О3к + Е (1 + Дк/ SДк)
Аср
= S(Ак
х Дк)/ SДк;
где:
Рабочая группа при Правительстве РФ рассматривает вопрос о возможном снижении акцизов на нефть на 10 руб. за 1 тонну. Для нормальной работы нефтяной отрасли необходимо снижение акциза на 30 руб. за тонну от нынешнего уровня в 55 руб. В том случае, если Правительство примет решение о снижении акциза до 45 руб. за тонну, то это позволит нефтяной отрасли России, как считают многие экономисты, сократить потери от падения мировых цен на 2 млрд. рублей.
По природному газу
акциз устанавливается в
Динамика
изменения цен
в ТЭКе
В переходный период цены на продукцию ТЭКа, после объявления их свободными быстро поползли вверх. Причинами чего было стремление максимально приблизить цены на нефть, газ, уголь и т.д. к уровню реальных затрат на добычу, переработку и транспортировку, так как цены на эту продукцию в нашей стране были заниженными, что обусловлено многими факторами, в том числе и природно-климатическими. Динамику изменения цен можно увидеть в таблицах 1 и 2.
Индексы оптовых цен производителей по промышленности в целом, отдельным отраслям и подотраслям, в % к предыдущему периоду.
|
*** – данные отсутствуют
Средние цены предприятий-производителей на энергоресурсы
|