Ценообразования в энергетике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 21:55, реферат

Краткое описание

Ценовая политика имеет важнейшее значение для экономики в целом и для каждого человека, и поэтому прежде всего следует определиться с понятием цены. Разные источники в зависимости от позиции, на которой они находятся и от уровня развития экономической мысли именуют ее по-разному

Оглавление

Введение ..................................................................................................... 2

1. История регулирования цен в ТЭКе ....................................................... 4

2. Структурная реформа ............................................................................... 6

3. Структура цен в ТЭКе .............................................................................. 10

4. Динамика изменения цен в ТЭКе ............................................................ 12

5. Дифференциация цен в ТЭКе .................................................................. 14

6. ФОРЭМ ...................................................................................................... 17

7. Соотношение российских и мировых цен на энергоносители ............. 21

* Нефть .................................................................................................... 21

* Газ .......................................................................................................... 22

* Уголь ...................................................................................................... 22

* Электроэнергия .................................................................................... 23
Заключение .............................................................................................. 24
Список литературы ............................................................................. 26

Файлы: 1 файл

ТЭК.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

     Структурная реформа в 1997 – 2000 годах включает следующие основные направления:

     В области электроэнергетики цена на оптовом рынке будет формироваться на основе конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электрической энергии. Контроль над формированием цен будет осуществлять Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и в случае необходимости, она же будет устанавливать предельный уровень на заявляемые цены. В этой же сфере будет разработан и утвержден комплекс нормативных  правовых документов по государственному регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, которые должны:

      а) обеспечивать при установлении тарифов включение всех обоснованных производственных затрат регулируемых организаций электроэнергетики и получение обоснованной прибыли на используемый капитал;

      б) обеспечивать внедрение обоснованной дифференциации тарифов для различных групп потребителей и регионов Российской Федерации, в наибольшей мере отражающей различие издержек в энергоснабжении;

      в) предусматривать поэтапное прекращение перекрестного субсидирования;

      г)  установить обоснованные тарифы на транспортировку электрической и тепловой энергии.  
       

Будут приняты органами регулирования  деятельности субъектов естественных монополий решения по сокращению тарифного перекрестного субсидирования между группами потребителей и выравниванию тарифов для льготных потребителей энергии и промышленных потребителей.

     В отношении газовой промышленности, реформа предусматривает формирование в этой сфере системы цен на газ, отвечающей следующим требованиям:  обеспечение самофинансирования Российского акционерного общества «Газпром» посредством возмещения обоснованных затрат при разных уровнях надежности газоснабжения, включая покрытие текущих издержек и обеспечение необходимого уровня прибыли; стимулирование надежного газоснабжения  посредством  обеспечения необходимой гибкости цен при предоставлении потребителям права выбора условий своего газоснабжения; соответствие цен условиям равновесия спроса и предложения, недопущение дефицита или избытка газа на рынке.

     Механизм  ценообразования будет согласован с механизмами начисления и взимания налогов, с инвестиционной политикой РАО «Газпром» и величиной дивидендов акционеров. При установлении цен на газ будут учитываться условия конкуренции различных видов топлива и принципы стимулирования энергосбережения. Будут установлены правила и порядок регулирования цен на газ. Необходимо сохранение государственного регулирования в сфере естественной монополии путем установления тарифов на услуги по транспортировке газа. Цены добычи газа будут контролироваться   в соответствии с антимонопольным законодательством. При этом цена продажи газа конечным потребителям независимыми производителями газа не будет подлежать государственному регулированию.

     Структурную реформу предполагается осуществлять в три этапа: 

     I этап – 1997 год: 

  • по  электроэнергии:

     Введение  Федеральной энергетической комиссией  Российской Федерации двухставочных тарифов с регулируемой маржинальной ставкой платы за электроэнергию и ставкой платы за мощность, а также обоснованных тарифов на транспортировку электрической и тепловой энергии; организация конкуренции производителей электроэнергии по топливной составляющей затрат в европейской и сибирской зонах оптового рынка и сохранение регулируемой платы за мощность. 

  • по  газу:

     Введение  цен на природный газ, дифференцированных в зависимости от стоимости его транспортировки от мест добычи до потребителей;   разработка и внедрение единой системы тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам как для независимых поставщиков газа, не входящих в Российское акционерное общество «Газпром», так и для организаций названного акционерного общества; подготовка и утверждение нормативных документов, устанавливающих порядок регулирования цен на природный газ; 

     II этап – 1998 год: 

  • по  электроэнергии:

     Увеличение  числа субъектов оптового рынка (электростанций акционерных обществ энергетики и электрификации и крупных потребителей электроэнергии). 

  • по  газу:

     Прекращение практики перекрестного субсидирования разных групп потребителей газа и  доведение оптовой цены на газ, предназначенный  для реализации населению, до уровня оптовой цены на газ, отпускаемый  организациями РАО «Газпром» газораспределительным организациям (перепродавцам) для промышленных нужд (без акциза); передача полномочий в области государственного регулирования тарифов на транспортировку газа по местным сетям региональным энергетическим комиссиям, осуществляющим свою деятельность под методическим руководством и контролем федеральных органов исполнительной власти. 

     III этап -1999 - 2000 годы: 

  • по  электроэнергии:

     Прекращение регулирования цен на электроэнергию, формируемых на оптовом рынке, развитие контрактных отношений на оптовом рынке; 

    • по  газу:

      Переход к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа, предоставляемые предприятиями Российского акционерного общества «Газпром».

 

Структура цен в ТЭКе

 

     Основу  цены, как и на товар в любой  другой отрасли составляет себестоимость, состоящая из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов. Сейчас все большую роль в росте цен на продукцию этой отрасли играют внепроизводственные расходы, а в частности, затраты на транспортировку. Резко возросла доля транспортных расходов, например, в ценах на уголь в местах потребления. Так, по канско-ачинским и бородинским углям даже при перевозке на расстояние до 1 тысячи км она достигает 75-80%.

     Вторая  составляющая цены – прибыль, которая  является выражением чистого дохода, создаваемого прибавочным трудом работника. Следует различать прибыль от реализации продукции и валовую прибыль. Прибыль от реализации является элементом цены и определяется как разность между ценой и себестоимостью, налогами, включаемыми в цены (НДС, акциз, экспортный тариф). Предприятия нефтепроводного транспорта, оказывая услуги по перекачке, перевалке и наливу нефти на экспорт не включают в оплату счетов услуг НДС. Акцизом облагается только нефть и природный газ, а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Ставка акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат – 55 руб. за 1 тонну. Ставки акцизов и порядок их определения по подакцизным видам минерального сырья утверждаются Правительством РФ дифференцированно для отдельных месторождений в соответствии со средневзвешенной ставкой акциза.2 Ставка акциза (Ак, рублей за 1 тонну) для конкретного месторождения рассчитывается, исходя из системы уравнений: 

     Ак = Аср + О + О + О + Е (1 + Дк/ SДк) 

     Аср = Sк х Дк)/ SДк; 

     где:

  1. Аср – средневзвешенная ставка акциза, установленная Федеральным законом «Об акцизах»;
  2. Дк – количество (тонн) добытой и реализованной с конкретного месторождения нефти;
  3. Е – поправка для выхода на средневзвешенную ставку акциза (рублей за 1 тонну);
  4. О, О,  О– отклонения, обусловленные горно-геологическими особенностями объектов разработки, различиями в заработной плате, различиями в транспортном тарифе.

     Рабочая группа при Правительстве РФ рассматривает вопрос о возможном снижении акцизов на нефть на 10 руб. за 1 тонну. Для нормальной работы нефтяной отрасли необходимо снижение акциза на 30 руб. за тонну от нынешнего уровня в 55 руб. В том случае, если Правительство примет решение о снижении акциза до 45 руб. за тонну, то это позволит нефтяной отрасли России, как считают многие экономисты, сократить потери от падения мировых цен на 2 млрд. рублей.

           По природному газу акциз устанавливается в процентах  к стоимости реализованной продукции  газосбытовым организациям и непосредственно потребителям, исчисленной исходя из государственной регулируемой оптовой цены промышленности. 
 

 

Динамика  изменения цен  в ТЭКе 

     В переходный период цены на продукцию  ТЭКа, после объявления их свободными быстро поползли вверх. Причинами чего было стремление максимально приблизить цены на нефть, газ, уголь и т.д. к уровню реальных затрат на добычу, переработку и транспортировку, так как цены на эту продукцию в нашей стране были заниженными, что обусловлено многими факторами, в том числе и природно-климатическими. Динамику изменения цен можно увидеть в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Индексы оптовых цен производителей по промышленности в  целом, отдельным  отраслям и подотраслям, в % к предыдущему  периоду.

  1993 1994 1995 1996 1997 1998
I

квартал

II

квартал

III

квартал

IV

квартал

I

квартал

Промышленность 1000 330 280 130 104 102 100,6 100,3 100,9
Электроэнергетика 1360 330 300 140 105 102 98,3 101 101,2
Топливная промышленность 730 300 290 140 107 103 100,7 100,8 101
Нефтедобывающая 560 290 280 120 109,3 103,7 *** *** 102
Нефтеперерабатывающая 520 290 300 140 108,1 101,9 *** *** 100,3
Газовая 950 390 260 230 100,2 100,1 *** *** 99,8
Угольная 930 350 280 130 103,6 101,6 *** *** 100,7

     *** – данные отсутствуют

Таблица 2

Средние цены предприятий-производителей на энергоресурсы

  1994 1995 1996 1997 1998
I

квартал

II

квартал

III

квартал

IV

квартал

I

квартал

Нефть                
тыс. руб. за тонну  70 221 325 351 373 373 375 384
в % к  предыдущему периоду 290 280 120 108 103 99,9 100,5 102
Уголь                
тыс. руб. за тонну 20,2 67,9 123 116 121 122 118 119
в % к  предыдущему периоду 350 270 140 103 102 97,4 97,3 100,7
Газ                
тыс. руб. за тонну 5,7 12,9 24,3 42,5 38,4 39,2 39,5 40,2
в % к  предыдущему периоду 390 260 230 100,3 99,7 99,9 100,7 99,3

Информация о работе Ценообразования в энергетике