Внебюджетные фонды, их специфические признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:46, реферат

Краткое описание

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, которыми управляют органы государственной власти Российской Федерации. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Внебюджетные фонды отождествляют собой экономические отношения по поводу перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования определенных общественных потребностей, которые расходуются на основе оперативной самостоятельности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

1) Внебюджетные фонды, их специфические признаки

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, которыми управляют органы государственной власти Российской Федерации. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Внебюджетные фонды отождествляют собой экономические отношения по поводу перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования определенных общественных потребностей, которые расходуются на основе оперативной самостоятельности.

Внебюджетные фонды создаются для реализации конкретных целей, а необходимость их создания вызвана объективной потребностью перераспределения финансовых ресурсов для финансирования важнейших социальных и других потребностей общества, не предусмотренных в бюджетах. С их помощью решаются две основные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение объемов финансирования социальных услуг для населения.

Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей, отличающих их от других звеньев финансовой системы:

  • имеют строго целевую направленность;
  • средства фондов используются для финансирования государственных расходов, как правило, не финансируемых из бюджета или финансируемых в небольших объемах;
  • подавляющая часть доходов фондов формируется за счет страховых взносов юридических лиц;
  • все имущество и денежные средства фондов находятся в государственной собственности и не входят в состав бюджетов.

Внебюджетные фонды – это один из элементов такого звена финансовой системы, как общегосударственные финансы, они широко развиты за рубежом. Источниками формирования внебюджетных фондов могут являться специальные налоги и сборы, ассигнования из бюджетов, специальные займы, добровольные взносы, а также доходы от деятельности самого фонда.

Наиболее часто внебюджетные фонды классифицируются по следующим критериям:

  • срокам действия – постоянные и временные;
  • принадлежности – государственные, местные, межгосударственные;
  • направлениям использования – социальные, кредитные, экономические, научные, инвестиционные и др.

Наиболее развиты внебюджетные социальные фонды. В России объем доходов этих фондов составляет более половины доходов федерального бюджета. Существует три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд рФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС). Социальные внебюджетные фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного социального обеспечения по возрасту, по болезни, в случае потери кормильца, на рождение и воспитание детей, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи и др.

Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Основным доходным источником фондов является единый социальный налог. Средства государственных федеральных и территориальных внебюджетных фондов находятся в федеральной и региональной собственности. Проекты бюджетов внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются Государственной Думой и Федеральным Собранием в форме федеральных законов.

2) Финансовые результаты страхования и  тарифная политика

Страховые тарифы и тарифная политика

Страховые компании и страхователи, вступая в отношения  купли-продажи страховой услуги, подписывают соответствующий договор, который, наряду с прочим, предполагает установление цены этой услуги. Как  и на любом другом сегменте рынка, цена должна удовлетворять интересы каждой из сторон сделки.

Страховой взнос (премия), уплачиваемый клиентом, определяется на основе страховых тарифов по отдельным  видам страхования.

Страховой тариф  представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. Таким образом, на основе страхового тарифа определяются страховые платежи, которые формируют страховой фонд. Тарифная политика – это целенаправленная деятельность страховщика по установлению и разработке страховых тарифов для удовлетворения интересов страхователей и безубыточности страховых операций.

Тарифы строятся не произвольно, а на основе определенных исторически сложившихся принципов. Существует пять принципов построения тарифов (тарифной политики):

  1. Эквивалентность страховых отношений сторон: тариф должен максимально соответствовать вероятности ущерба. Это обеспечивает возвратность средств страхового фонда за тарифный период той совокупности страхователей, для которых строились страховые тарифы. Принцип эквивалентности соответствует перераспределительной сущности страхования.
  2. Доступность страховых тарифов для широкого круга страхователей: чрезмерно высокие тарифные ставки становятся тормозом на пути развития страхования. Страховые взносы должны составлять такую часть дохода страхователя, которая не является для него обременительной, иначе страхование может стать невыгодным. Доступность тарифных ставок напрямую зависит от числа страхователей и количества застрахованных объектов – чем больше число страхователей и количество застрахованных объектов, тем ниже страховой тариф.
  3. Стабильность размеров страховых тарифов на протяжении длительного времени: неизменные в течение нескольких лет тарифные ставки укрепляют уверенность страхователей в надежности страховщика.
  4. Расширение объема страховой ответственности, если это позволяют действующие тарифные ставки. Этот принцип является приоритетным в деятельности страховщика. Действительно, чем шире объем страховой ответственности, тем больше страхование соответствует потребностям страхователя. Это расширение возможно при снижении убыточности и неизменных тарифах.
  5. Обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций: страховые тарифы должны строиться таким образом, чтобы поступление страховых платежей постоянно покрывало расходы страховщика и обеспечивало страховщику нормальную прибыль. Это – общий принцип ценообразования на рынке, и страхование как вид коммерческой деятельности в данном случае не исключение.

При расчете  ставки страхового тарифа (или так  называемой брутто-ставки) по отдельным видам страхования производится расчет двух ее составляющих: нетто-ставки и нагрузки к нетто-ставке.

Страховой тариф (брутто-ставка)

Нетто-ставка

Нагрузка к нетто-ставке

Часть, предназначенная для страховых  выплат, формирования страховых резервов

Часть, предназначенная для обеспечения  безубыточной работы страховщика (расходы  на ведение дела)

Отчисления в фонд превентивных мероприятий

Прибыль


Нетто-ставка предназначена  для формирования страхового фонда  в его основной части, которая направляется на страховые выплаты в форме страхового возмещения и страхового обеспечения. Рассчитывается нетто-ставка исходя из вероятности нанесения страхователям ущерба. Если условиями страхования предусматривается несколько видов страховой ответственности, то совокупная нетто-ставка может состоять из суммы нескольких частных нетто-ставок.

Методики расчета  страховых тарифов по «рисковым» и накопительным (страхование жизни) видам страхования существенно  различаются, однако в любом случае первоначально определяют нетто-ставку и, добавляя к ней нагрузку, получают брутто-ставку. Полная нетто-ставка по конкретному виду страхования представляет собой сумму нетто-ставок по отдельным страховым рискам. Соотношение составных частей страхового тарифа отражается в его структуре, которая характеризует долю каждой составляющей (нетто-ставки и нагрузки ) в брутто-ставке.

Страховые тарифы рассчитываются по каждому виду и  варианту страхования. Они зависят  от объема страховой ответственности  страховщика:

  • набора рисков, на случай наступления которых проводится страхование;
  • установленного размера страховых выплат по каждому из них.

Изменение (расширение или ограничение) объема страховой  ответственности страховщика приводит к изменению страховых тарифов, при этом при увеличении количества рисков, принимаемых на себя страховщиком, повышается страховой тариф. Например, при страховании автомобиля страхователь может застраховать его от таких рисков, как авария, угон, потеря товарного вида, кража багажа и т.д. Следовательно, страховой тариф при страховании всей совокупности рисков будет больше, чем при cтpaховании группы рисков или только отдельных из них.

Нагрузка к нетто-ставке составляет меньшую часть брутто-ставки. В зависимости от формы и вида страхования она колеблется от 9 до 40%. Нагрузка к нетто-ставке включает следующие накладные расходы страховщика:

  • оплату труда штатных и нештатных работников страховой организации;
  • аренду помещения;
  • плату за электроэнергию, отопление, водоснабжение, почтово-телеграфные, телефонные расходы;
  • командировочные расходы;
  • другие расходы компании, связанные с выполнением ею своей деятельности;
  • отчисления в фонд превентивных (предупредительных) мероприятий;
  • прибыль компании.

По рисковым видам cтрахования за основу нетто-ставки принимается убыточность страховой суммы – экономический показатель, который рассчитывается на основании статистических данных и характеризует соотношение между выплачиваемым страховым возмещением и страховой суммой всех застрахованных объектов. Он отражает долю совокупной страховой суммы, которая выбывает из страхового портфеля при наступлении страхового события, и позволяет сопоставить расходы на выплату с объемом принятой на себя страховщиком ответственности.

Уровень убыточности страховой  суммы определяется под влиянием следующего набора факторов:

а – число застрахованных объектов;  
b – страховая сумма застрахованных объектов;  
с – число страховых случаев;  
d – число пострадавших объектов;  
f – сумма страхового возмещения;  
q – показатель убыточности страховой суммы.

Показатель убыточности рассчитывается по формуле:

q = c/a * d/c * f/d * a/b = f/b.

В этой формуле используются показатели, так называемые элементы убыточности, позволяющие глубже проанализировать финансовые результаты страхования. К  ним относятся:

c/a – частота  (отношение числа страховых случаев  к числу всех застрахованных  объектов);  
d/c – опустошительность (отношение числа пострадавших объектов к числу страховых случаев);  
f/d / b/a – отношение рисков (средняя страховая сумма пострадавших объектов, отнесение к средней страховой сумме застрахованных объектов).

Таким образом, убыточность страховой суммы  есть произведение частоты, опустошительности  и отношения рисков.

По накопительным  видам страхования (страхование  жизни) для расчета нетто-ставок используются показатели смертности и продолжительности жизни населения, рассчитанные по таблицам смертности, а также нормы доходности от инвестирования поступивших страховых нетто-платежей, рассматриваемых в качестве инвестиционных ресурсов страховщика. Расчеты страховых тарифов по страхованию жизни получили название актуарных, хотя в последнее время это понятие относится также и к расчетам по рисковым видам страхования. Актуарные расчеты – это система математических и статистических методов, с помощью которых определяются финансовые взаимоотношения страховщика и страхователя по долгосрочному страхованию жизни.

Чтобы исчислить  объем страхового фонда, нужно иметь  сведения о том:

  • сколько лиц из числа застрахованных доживет до окончания срока действия их договоров страхования и сколько из них каждый год может умереть;
  • у скольких из них и в какой степени будет утрачена трудоспособность или наступит стойкое расстройство здоровья.

Количество  выплат, помноженное на соответствующие  страховые суммы, определяет размеры  предстоящих выплат; появляется возможность узнать, в каких размерах нужно аккумулировать страховой фонд.

Продолжительность жизни отдельных людей колеблется в широких пределах. Она относится  к категории случайных величин, чье численное значение зависит  от многих причин. Теория вероятностей и статистика исследуют случайные явления, имеющие массовый характер, в том числе смертность населения, подчиненную закону больших чисел.

Демографической статистикой выявлена и выражена с помощью формул зависимость  смертности от возраста людей. Разработана специальная методика составления так называемых таблиц смертности (таблиц дожития), показывающих вероятность дожития человека, достигшего определенного возраста, до другого определенного возраста. Этими таблицами страховые организации пользуются для расчета тарифов.

Кроме закономерностей, связанных с процессом доживаемости и смертности, при построении тарифов  учитывается досрочный характер операции страхования жизни, поскольку  эти договоры заключаются на длительные сроки – на три года и более. В течение всего времени их действия (или в самом начале срока страхования при единовременной уплате) страховые органы получают взносы. Выплаты же страховых сумм производятся на протяжении срока страхования или по истечении определенного периода от начала действия договора, если наступит смерть застрахованного или он утратит трудоспособность.

Временно свободные  средства, аккумулируемые страховыми организациями, используются ими как  кредитные ресурсы. Для того чтобы  учесть доход от использования этих ресурсов, уменьшаются (дисконтируются) подлежащие уплате взносы плательщика. Финансовая математика разработала специальные дисконтирующие множители.

Тарифные ставки в страховании жизни состоят  из нескольких частей. Рассмотрим, например, смешанное страхование жизни.

В нем объединяется несколько видов страхования, которые  могли бы быть и самостоятельными:

  1. страхование на дожитие;
  2. страхование на случай смерти;
  3. страхование на случай утраты трудоспособности.

Информация о работе Внебюджетные фонды, их специфические признаки