Таможенные доходы как источник доходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:33, курсовая работа

Краткое описание

Уплата таможенных платежей является одним из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу РФ. Это понятие основано, прежде всего, на правомерном поведении лиц, участвующих во внешнеторговых операциях. Отсутствие законности в деяниях субъектов может привести к юридической ответственности, что и является критерием разграничения финансовых ресурсов, взимаемых в области таможенного дела.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
1.Понятие и структура государственного бюджета РФ………………………. 7
1.1.Общие принципы построения бюджетной системы……………………….7
1.2.Доходы и расходы государственного бюджета………………………….....8
2. Роль таможенных платежей в формировании доходов государственного бюджета…………………………………………………………………………..13
2.1. Таможенные платежи……………………………………………………….13
2.2.Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф……………..15
3. Динамика таможенных платежей. Совершенствование таможенных платежей в РФ……………………………………………………………………21
3.1.Анализ динамики таможенных платежей………………………………….21
3.2.Совершенствование таможенных платежей в РФ…………………………30
Заключение……………………………………………………………………..40
Список литературы…………………………………………………………….43

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.docx

— 109.80 Кб (Скачать)
="text-align:justify">б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог на операции с  ценными бумагами;

г) таможенная пошлина;

д) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

ж) платежи за пользование  природными ресурсами;

з) налог на прибыль предприятий и организаций;

и) налоги, служащие источниками  образования дорожных фондов;

к) гербовый сбор;

л) государственная пошлина;

м) сбор за использование  наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

н) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

о) налог на доходы (дивиденды, проценты и др.).

 

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым  условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии  дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях  сбалансированности бюджета могут  устанавливаться предельные размеры  дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного  уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета  в течение оставшегося времени  текущего финансового года. Секвестру  не подлежат защищенные статьи6.

Состав защищенных статей определяется Федеральным Собранием  РФ, а также представительными  органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытие дефицита бюджета  развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных  ресурсов.

 

2. Роль таможенных платежей в формировании доходов государственного бюджета.

 

2.1.  Таможенные платежи.

 Таможенные платежи  занимают особое место в ряду  государственных доходов. История  таможенного налогообложения России  насчитывает более 1000 лет. Издревле  на Руси с продаваемых предметов  взимались пошлины. Памятник древнерусского  права «Русская Правда» (свод  законов, в котором большое  внимание уделялось таможенному налогообложению) свидетельствует, что таможенная плата за торговлю, или пошлина, была законодательно введена уже в IX в., а «мытник», или сборщик пошлин, рассматривался в ней как защитник интересов купцов и их имущества. Наибольшее развитие пошлины получили во времена татаро-монгольского ига, когда в русском языке появилось слово «тамга». В то время все взимаемые при продаже товаров на заставах в городах, селах, слободах, на рынках сборы получили название таможенных, а сборы, которые уплачивались непосредственно на границе, назывались «большой тамгой». И лишь со второй половины XVI в. пошлины, взимаемые на границе, стали отличать от внутренних пошлин и записывать в отдельные книги.

На протяжении всей истории  России вопросам таможенного налогообложения уделялось большое внимание, что во многом определяется ролью таможенных платежей в развитии национальной промышленности и увеличении доходной части государственного бюджета. В зависимости от политических и экономических условий изменялась и степень вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу. Существовавшая в СССР многие годы государственная монополия внешней торговли сменилась общепризнанными в мировой практике экономическими методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), основная роль в котором принадлежит налоговому регулированию, в свою очередь, базирующемся на применении таможенных налогов и сборов.

Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечению условий интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных платежей при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, с другой – направлено на регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном для удовлетворения потребностей внутреннего рынка количестве. Вместе с тем таможенные налоги и сборы как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в федеральный бюджет. Таможенные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные поступления, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при ввозе или вывозе товаров и транспортных средств на/с таможенную территорию РФ.

В соответствии с частью I Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по части взимания таможенных налогов и сборов. Перечень таможенных платежей установлен Таможенным кодексом РФ. В экономической литературе принято условное деление таможенных налогов и сборов на две группы: основные и факультативные. К основным таможенным платежам относятся: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы за таможенное оформление, а к факультативным – таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; платежи, взимаемые по единым ставкам и другие.

Следует отметить, что понятие  «таможенные платежи» значительно  уже, чем «платежи, предусмотренные  таможенным законодательством», которые помимо таможенных включают такие обязательные платежи, осуществляемые в сфере ВЭД, как средства от реализации конфискатов, проценты за предоставление отсрочки или рассрочки таможенных платежей и другие. Существенное значение для практики таможенного налогообложения имеет деление таможенных платежей на налоги (НДС, таможенная пошлина, акциз) и обязательные платежи неналогового характера – различные таможенные сборы, платы и др.

Виды платежей, предусмотренные  таможенным законодательством (в соответствии с перечнем, предусмотренным Таможенным кодексом РФ от 18.06.93г.№ 5221-1)

Классификация таможенных платежей в соответствии с Таможенным кодексом РФ

С 2000 г. все средства от взимания таможенных платежей поступают в федеральный бюджет. В настоящее время в России таможенные доходы составляют примерно 30% доходов федерального бюджета. Так, в 2011 г. таможенные органы перечислили в федеральный бюджет 6022,17 млрд. рублей. Основным источником таможенных доходов являются таможенные пошлины. В современной России таможенные платежи представляют особую, наиболее динамичную группу налогов на потребление, которые имеют существенное значение с фискальной точки зрения. Общепризнанным классическим инструментом налогового регулирования ВЭД является таможенная пошлина.

2.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф

В экономической литературе прочно закрепилось понятие «таможенная  пошлина», но ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно ее экономической сущности; высказываемые точки зрения порой прямо противоречат друг другу. Как нам представляется, по своей экономической сущности таможенная пошлина (если употреблять именно это название) является не чем иным, как налогом, поскольку, исходя из определения, пошлина предполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам ВЭД, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным, что величина последней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, по сути, платой за услуги. Таким образом, сравнение таможенных сборов и таможенной пошлины отчетливо демонстрирует нам налоговую природу последней.

Таможенные пошлины обладают всеми основными сущностными  признаками налога. Так, их уплата носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением. Основным принципом регулирования налоговых отношений в сфере ВЭД является принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, который запрещает субъектам данных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлин. Таможенная пошлина, как и любой налог, не возвращается плательщику, и последнему ничего не предоставляется взамен. Средства от взимания таможенных пошлин поступают в федеральный бюджет, где обезличиваются и выполняют, как и все прочие налоги, фискальную функцию.

Итак, таможенная пошлина  представляет собой косвенный налог, которым облагается внешнеторговый оборот товаров при пересечении ими таможенной границы. Оплачивается этот налог, в конечном счете, потребителем, поскольку включается в цену товара, влияя тем самым на его конкурентоспособность. В зависимости от проводимой государством внешнеторговой политики ставки таможенных пошлин могут дифференцированно удорожать товары, перемещаемые через таможенную границу. При взимании налоговых пошлин наиболее ярко проявляется их регулирующая функция, поскольку введение пошлин преследует, кроме всего прочего, цели защиты интересов национальных производителей на внутреннем рынке и регулирования структуры экспорта и импорта товаров.

Таможенные пошлины могут  быть классифицированы по ряду признаков.

 

В зависимости от направления  перемещения все товары, пересекающие таможенную границу государства, подразделяются на экспортные, импортные и транзитные. Такую же классификацию имеют и таможенные пошлины в зависимости от объекта налогообложения.

Экспортные (вывозные) пошлины взимаются при вывозе товаров с таможенной территории государства. Вывозные пошлины на отдельные виды товаров были введены в России в 1992 г. вместо действующего ранее налога на экспорт и просуществовали до середины 1996 г. Отмена пошлин была обусловлена стремлением России стать членом Всемирной торговой организации. В начале 1999 г. в целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования ВЭД взимание вывозных пошлин было возобновлено. В настоящее время экспортные пошлины широко применяются в таможенной практике России и распространяются в основном на топливно-энергетические и другие сырьевые товары (на которые приходится большая часть российского экспорта), а также рыбопродукты, лесоматериалы и др. Применение экспортных пошлин, чем бы ни аргументировалось их введение, преследует чисто фискальные цели.

Транзитные (провозные) пошлины взимаются за провоз товаров по территории страны. Исторически они не получили большого распространения и существуют лишь в немногих развивающихся странах. В настоящее время транзитные пошлины в России не применяются. Импортные (ввозные) пошлины взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию государства и широко применяются во многих странах, в том числе и в РФ. По цели взимания различают фискальные и протекционистские пошлины. Фискальные пошлины выступают в качестве средств бюджетных доходов, как правило, имеют низкие ставки и устанавливаются в основном на потребительские товары, которые не производятся в данной стране или производятся в недостаточном количестве, а протекционистские призваны защитить внутренних товаропроизводителей от иностранной конкуренции и имеют высокие ставки, затрудняющие ввоз товаров. Однако на практике четкого разграничения между фискальными и протекционистскими пошлинами не существует.

По назначению различают особые и сезонные таможенные пошлины. Вместе с тем, особые пошлины являются разновидностью протекционистских, поскольку применяются в целях защиты экономических интересов РФ. Особые и сезонные пошлины носят временный характер. В таможенной практике применяются три вида особых пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные. Специальные пошлины применяются, если товары импортируются в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, а иногда — в качестве ответной меры на дискриминационные действия других государств. Антидемпинговые пошлины применяются к импортным товарам, которые ввозятся по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, а компенсационные — в случаях ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются именно тогда, когда ввоз товаров влечет за собой неблагоприятные последствия для страны-импортера.

В некоторых случаях для  оперативного регулирования ввоза  или вывоза отдельных видов товаров могут применяться сезонные пошлины. Ставки сезонных пошлин и перечень товаров, на которые они распространяются, должны быть официально опубликованы не позднее чем за 30 дней до начала применения, а срок их действия не может превышать шести месяцев в году. Таможенным пошлинам присущи все элементы налоговых обязательств, однако с пользованием характерной для них терминологии. Одним из главных элементов таможенной пошлины является ставка, под которой понимается денежный размер пошлины с единицы обложения. Ставки таможенных пошлин приведены в таможенном тарифе.

Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. То есть в таможенном тарифе устанавливается соответствие между товарной номенклатурой, в которой каждому виду перемещаемого через границу товара соответствует определенная товарная позиция, и ставкой таможенной пошлины. С 1 января 2001 г. вступил в силу новый Таможенный тариф и новая 10-значная Товарная номенклатура ВЭД РФ, применяемая во внешней торговле. Следует отметить, что ставки таможенных пошлин являются едиными. Они не подлежат изменению в зависимости от статуса лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов. Исключением из этого правила могут быть только тарифные льготы. Различают следующие виды ставок таможенных пошлин:

• адвалорные или ценовые (устанавливаются в процентах  к таможенной стоимости товаров);

• специфические, или твердые (устанавливаются в фиксированном размере за единицу облагаемых товаров);

• комбинированные (представляют собой сочетание адвалорной и специфической ставок).

Кроме того, ставки ввозных  таможенных пошлин дифференцированы в  зависимости от страны происхождения  товара. В таможенном тарифе установлены базовые ставки таможенных пошлин. Они применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации (РЫБ). Если же товары ввозятся из стран, к которым Россия не применяет РНБ, или страна их происхождения не установлена, то базовые ставки увеличиваются в два раза. Такие ставки получили название максимальных.

Импортные пошлины широко используются в тарифных преференциях. Так, в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ и происходящих из развивающихся стран-пользователей схемой преференций РФ, ставки таможенных пошлин применяются в размере 75% от базовых. Такие ставки получили название преференциальных. Если ввозимые товары происходят из слаборазвитых стран-пользователей схемой преференций РФ и стран-участниц СНГ, таможенные пошлины не применяются. Таким образом, таможенные пошлины по своей экономической сущности являются налогами, на потребление, в отношении которых регулирующая функция налогообложения проявляется наиболее ярко и выражается в многообразном воздействии на экономическое положение государства посредством тарифных ставок и льгот, а также санкций за нарушение налогового законодательства по части взимания таможенных платежей.

Информация о работе Таможенные доходы как источник доходов бюджета