Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:13, реферат
Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.
Введение.......................................................................................................................2
СУЩНОСТЬ ФИНАНСВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА, ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ И РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ...............4
2.Структура финансовой системы украины................................7
3. Финансовый рынок и его составляющие.................................8
4. Распределение функций между финансовыми институтами высшего уровня иерархии современной Украины.................................................................................................................10
заключение.........................................................................................................11
список литературы........................................................................................12
2. структура финансовой системы украины
Финансовая система
Украины имеет довольно сложную
и многоуровневую структуру. Составными
трехуровневой системы финансов
есть: финансы первичных структурных
звеньев экономики, то есть финансы
предприятий и организаций; государственные
финансы; финансы населения.
Основными принципами построения данной трехуровневой системы финансов стали:
а) полная экономическая самостоятельность финансов предприятий и их обособление от государственных финансов;
б) самостоятельность и обособленность государственного бюджета от внебюджетных фондов, в том числе и фонде социального страхования, пенсионного и других;
в) самофинансирование всех хозяйственных субъектов;
г) формирования независимой базы местных и региональных бюджетов;
д) право ведения независимой финансовой политики для всех субъектов хозяйствования;
е) разработка и
реализация бизнес-планов каждым из участников
финансово-хозяйственной
3. Финансовый рынок и его составляющие
При условиях рыночной
экономики обеспечить четко действующий
механизм перемещения потоков денежных
ресурсов от населения, которое в
основном осуществляет сбережения, к
инвестициям, которые реализуются
предприятиями, способен лишь четко
функционирующий финансовый рынок.
Ни одна из составных
финансового рынка не может быть
самостоятельным инструментом рыночной
экономики, так как они взаимосвязанные
и взаимно переплетаются. Но и
имеют свою специфику. Государство
должно хорошо учесть эту специфику
и использовать такие механизмы
регулирования каждого из этих институтов:
банковского рынка, рынка ценных
бумаг и страхового рынка для
улучшения экономического положения
всех субъектов хозяйственной жизни
и подъема эффективности
Развитый финансовый рынок состоит из разнообразных каналов, которые можно обобщить в форме двух групп:
а) каналы прямого финансирования, за которыми средство передвигаются непосредственно от собственников сбережений к заемщикам путем продажи акций, облигаций и других ценных бумаг;
б) каналы косвенного
финансирования, за которыми потоки денежных
средств от собственника сбережений
к заемщику направляются через финансовых
посредников (банки, страховые компании
и прочие кредитно-сберегательные учреждения).
Задачей финансовых посредников
есть направления сэкономленных
средств от тех, кто зарабатывает
больше, чем тратит, к тем, кто
тратит больше, чем зарабатывает. В
этом процессе важнейшие функции
выполняют банки, так как они
целеустремленно регулируют потоки
денежных средств от собственников
сбережений к инвесторам. Схематически
эти связи проиллюстрированы
на рис. 1
ЭМИТЕНТЫ ФИНАНСОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ ИНВЕСТОРЫ
Рис. 1
Известно утверждение, что «каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств».
По аналогии с обобщающим понятием субъектов фондового рынка - «инвестиционный институт» - введем понятие «финансовый институт».
Финансовый институт - любой из субъектов финансовых отношений, являющийся подсистемой (или элементом) финансовой системы, при реализации соответствующей функции финансовой системы. На множестве «финансовых институтов» может быть установлена иерархия, соответствующая иерархии: государство - местные финансы - финансы предприятий. Вместе с тем, при установлении иерархии могут быть использованы и иные подходы, например, срочность, важность подлежащих решению задач.
Следует заметить, что финансовая система страны является одной из быстро развивающихся, подвергающихся реформированию. Наименования важнейших элементов финансовой системы страны и их полномочия довольно часто изменяются.
В настоящее
время наблюдается некоторое пересечение
полномочий и задач финансовых институтов,
что может быть и бывает источником ролевых
конфликтов в финансовой системе. Например,
известны дискуссии по распределению
функций и сфер ответственности при аттестации
специалистов и лицензировании юридических
лиц в части их работы на рынке ценных
бумаг и т.д. Поэтому функции элементов
перераспределяются в соответствии с
текущим этапом развития финансовых рынков
и новыми задачами реформирования экономики.
Представляется полезным дальнейшее перераспределение
функций элементов финансовой системы
и с учетом разделения задач финансовых
целеполагания, маркетинга, менеджмента.
4. Распределение функций между финансовыми институтами высшего уровня иерархии современной Украины
Распределение функций между финансовыми институтами высшего уровня иерархии современной Украины может быть следующим:
Администрация Президента Украины - целеполагание финансовой политики: построение «дерева финансовых целей» для территорий и отраслей, определение допустимых и возможных источников финансовых ресурсов; разработка Указов и законодательных инициатив в области финансов;
Верховная Рада Украины - маркетинг и согласование финансовых инструментов государства, разработка и принятие законов, утверждение бюджета;
Министерство финансов Украины - финансовый менеджмент. Оно состоит из управлений, имеющих свои специфические подфункции. Так бюджетное управление составляет проект федерального бюджета. Кроме того оно включает отраслевые управления народного хозяйства (обороны и оборонной промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, охраны природы, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и др.); контрольно-ревизионное управление и др.
Казначейство Украины - обеспечивает кассовое исполнение бюджета;
Национальный банк Украины - обеспечивает макроэкономическое регулирование денежного обращения, чем влияет на состояние финансовой системы; является агентом Правительства Украины по размещению внутреннего долга, регулирует деятельность коммерческих банков на финансовых рынках;
Налоговая инспекция - обеспечивает правильность и контроль сбора налогов;
Антимонопольный комитет - ограничивает и контролирует сделки с крупными пакетами (35%) акций;
Таможенный комитет - обеспечивает сбор таможенных пошлин, соблюдение правил ввоза на территорию Украины ценных бумаг и их бланков;
Государственный комитет по управлению имуществом - является номинальным держателем государственных пакетов акций и осуществляет управление ими от имени государства;
Государственная
комиссия по предупреждению несостоятельности
и банкротства - осуществляет процедуры
продажи и санации предприятий-
Государственная
комиссия по рынку ценных бумаг - ответственна
за разработку основных направлений
развития рынка ценных бумаг, разработку
и утверждение единых требований
к правилам осуществления профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг, обеспечивает
аттестацию персонала, выдачу
лицензий на деятельность на фондовом
рынке и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства.
История экономического
развития и финансов показывает, что
в периоды относительного благополучия
и устойчивого развития государства
для оживления деловой
Наблюдается все более тесная связь финансовых отношений и отношений собственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, франчайзинга, залога, конвертации долговых ценных бумаг в долевые и др.
Возможны широкая и узкая трактовка предмета финансов, связанные с использованием положений теории систем, известных как процедуры агрегирования (объединения элементов в целое) и декомпозиции (расчленение целого на части) при исследованиях.
Становление финансовой системы Украины происходило одновременно со становлением ее государственности. Хотя еще преждевременно говорить, что этот сектор экономики приобрел завершенный образ, основные его элементы так или иначе сформировались и функционируют. Это системы государственных финансов, банковская, фондовых и валютных бирж, страховых, доверительных и инвестиционных компаний.
Наряду с прямым
администрированием, информационным воздействием,
законодательной и нормативной
деятельностью финансы являются одним
из инструментов социального менеджмента.
ЛИТЕРАТУРА
1.Флейшман Б.С. Основы системологии. - М.: Сов радио, 1980.- 469 с.
2.Общая теория финансов: Учебник/Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Окунева и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995. - 256 с.
3.Финансы/ В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1995.-432 с.
4.Глущенко В.В., Глущенко И.И. Факторы развития современных финансов. М.: Рук. деп. в ВИНИТИ № 3067-В97 от 15.10.1997 г.
5. Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. Железнодорожный, М.О., НПЦ "Крылья", 1998, 224 с., изд. 2-е