Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:52, курсовая работа
Страхование – это стратегический сектор экономики. В странах с развитым рыночным хозяйством общепризнанно, что страхование является одним из стратегических секторов экономики. Гарантируя собственникам возмещение ущерба при гибели имущества и потере дохода, создавая защищенность человека на все случаи жизни, страхование обеспечивает социально-экономическую стабильность в обществе. Резервы страховых компаний служат надежным источником крупномасштабных инвестиций в перспективные отрасли производственной и непроизводственной сферы.
Объектом исследования данной работы является страховой рынок Республики Беларусь.
Целью курсовой работы является анализ состояния рынка страховых услуг в Республике Беларусь, определение проблем его развития и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ…………………….............................................................................4
1 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СТРАХОВОГО РЫНКА….……..……6
2 АНАЛИЗ СТРАХОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ..…….13
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………………...……..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...…………………...…31
В международной практике основными индикаторами, принятыми для анализа развития страхового рынка и, соответственно, компенсационной функции, являются плотность страхования (сумма страховых взносов на душу населения) и глубина рынка (доля страховых взносов в ВВП).
В Республике Беларусь за 2009 г. доля страховых взносов в ВВП составила около 0,9%. Безусловно, сложившийся в республике данный показатель является невысоким по сравнению с большинством стран Центральной и Восточной Европы и тем более мировым рынком страхования. Так в государствах, характеризующихся относительно высоким уровнем жизни, доля страховых взносов в ВВП г.составляет от 5 до 15%.
Следует отметить, что плотность страхования в странах Центральной и Восточной Европы также имеет достаточно высокую дифференциацию, что обусловлено в первую очередь уровнем дохода на душу населения. В Республике Беларусь сумма взносов на 1 человека за 2009 г. составила 96931 рублей или 44,1 долл. США по среднему курсу 2009г НБРБ. Таким образом Республика Беларусь попадает в так называемую группу с менее низким доходом (Болгария, Сербия, Румыния и Украина).
Итак, развитие страхования напрямую связано с уровнем жизни в стране, что находит выражение в показателе ВВП на душу населения. Достигнутый Республикой Беларусь уровень развития страхования (0,9% от ВВП) можно признать закономерным.
Однако национальный страховой рынок демонстрирует высокую динамику развития. За 2008 г., среди 88 национальных страховых рынков мира темпы роста страхового рынка Республики Беларусь соответствовали 23-му месту, а среди 35 стран Европы — 10-му. Это свидетельствует о его высоких потенциальных возможностях, особенно с позиции защиты имущественных интересов, прежде всего юридических лиц.
На основании проведенного анализа, можно сделать вывод, что уровень реализации каждой из перечисленных функций на белорусском страховом рынке является невысоким.
Также следует заметить то, что в нашей республике перечень основных функций страхования в практике страхового рынка дополняется такой специфической функцией, как “бюджетная”, что в определенной мере представляет собой “пережиток” социалистического прошлого. При этом основной задачей страхования является не формирование доходной части бюджета, а снятие нагрузки с расходной. Вследствие и этого компенсационная функция страхового рынка республики развита настолько низко.
Исходя из сложившейся на данный момент ситуации на белорусском страховом рынке можно сделать вывод о том, что он неплохие перспективы роста, потому как имеется достаточно насущных проблем, которые предстоит решать для дальнейшего развития. Слабая развитость этой сферы экономики относительно мирового страхового рынка обусловлена в основном следующими факторами:
Безусловно, в дальнейшем по мере становления и укрепления страхового рынка следует ожидать как новых структурных изменений страхового рынка, так и удельного веса отдельных видов страхования и отраслей страхования.
Однако, несмотря на все это, есть надежда, что как раз такое тяжелое финансовое положение и подтолкнет наше правительство к принятию более решительных шагов в сторону либерализации рынка а также решению законодательных проблем.
В этих условиях функция государства в большей мере должна заключаться в создании необходимых условий для успешного развития национального страхового рынка.
Таким образом, резко увеличить страховые сборы, охват максимального количества потенциальных страхователей и рисков, привить страховую культуру можно только взвешенной страховой политикой на основе рыночных принципов, расчетливым использованием преимуществ как новых видов обязательного, так и механизмов добровольно-принудительного страхования. Но базовыми, желательно, должны стать механизмы стимулирования к заключению договоров на сознательной, добровольной основе. Без этого будет очень трудно выполнить задачу ближайшего пятилетия - достичь сбора страховых премий в размере 1,5% от ВВП. Очевидно, что для решения этой задачи без сложения усилий всех участников рынка (регулятора, страховщиков, брокеров, агентов) не обойтись.
Только
при решении этих вопросов могут
быть полностью реализованы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Страховой рынок и его социально-экономическое содержание