Страховой рынок и его социально-экономическое содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Страхование – это стратегический сектор экономики. В странах с развитым рыночным хозяйством общепризнанно, что страхование является одним из стратегических секторов экономики. Гарантируя собственникам возмещение ущерба при гибели имущества и потере дохода, создавая защищенность человека на все случаи жизни, страхование обеспечивает социально-экономическую стабильность в обществе. Резервы страховых компаний служат надежным источником крупномасштабных инвестиций в перспективные отрасли производственной и непроизводственной сферы.

Объектом исследования данной работы является страховой рынок Республики Беларусь.

Целью курсовой работы является анализ состояния рынка страховых услуг в Республике Беларусь, определение проблем его развития и пути их решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………….............................................................................4

1 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СТРАХОВОГО РЫНКА….……..……6

2 АНАЛИЗ СТРАХОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ..…….13

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………………...……..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...…………………...…31

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Итак, развитие страхования напрямую связано  с уровнем жизни в стране, что  находит выражение в показателе ВВП на душу населения.

     Однако  национальный страховой рынок демонстрирует  высокую динамику развития. Исходя из предварительных данных, полученных перестраховочным обществом SwissRe за 2008 г., среди 88 национальных страховых рынков мира темпы роста страхового рынка Республики Беларусь соответствовали 23-му месту, а среди 35 стран Европы — 10-му. Это свидетельствует о его высоких потенциальных возможностях, особенно с позиции защиты имущественных интересов, прежде всего юридических лиц. [2, С. 27]

     По  состоянию на середину 2010 года, по оценкам Белгосстраха, уровень страховой защиты основных фондов белорусских предприятий не превышал 5% от их остаточной стоимости. Такое положение дел нельзя признать удовлетворительным с точки зрения обеспечения их бесперебойной работы. Подобные результаты, как уже упоминалось, являются следствием того, что до недавнего времени источником уплаты страховых взносов при страховании имущества являлась прибыль предприятия. С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 19.05.2008 № 280 “О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)” можно ожидать определенных положительных изменений ситуации. [2, С. 26]

     Уровень реализации предупредительной функции страхования характеризуется размером отчислений страховыми организациями в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий и его соотношением с величиной средств, выделяемых на аналогичные цели государством. Так, к примеру, только Белгосстрахом за 2007 г. сформированы средства фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по всем видам страхования в сумме 16,9 млрд. рублей. В то же время на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (за исключением преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС) в 2008 г. было предусмотрено направить 15,9 млрд. руб. [2, С. 26]

     Уровень реализации инвестиционной функции страхования определяется величиной страховых резервов, сформированных страховщиками, а также соотношением этого показателя и макроэкономических параметров. Общая сумма страховых резервов, сформированных страховыми организациями республики, по состоянию на 01.10.2010 составила 986,6 млрд. рублей. Страховые резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни, составляют 741,5 млрд. рублей, а по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, - 245,1 млрд. рублей. [минфин] Основными инвестиционными инструментами страховых организаций являются государственные ценные бумаги, а также депозиты и ценные бумаги банков.

     Отношение суммы страховых резервов к величине вкладов предприятий и граждан, размещенных в банковской системе республики на 1 января 2010 г., едва превысило 2%.

     Реализация  сберегательной функции предполагает отчисление страхователем страховых взносов по долгосрочным видам страхования для формирования накоплений, а также последующих страховых выплат по окончании срока действия договора. В значительной степени перспективы развития национального страхового рынка заключены в развитии долгосрочных видов страхования. Это подтверждает современная мировая практика страхования. В целом в мире на долю долгосрочных видов страхования приходится 59% от общего объема полученных страховых взносов. В Республике Беларусь за 2007 г. удельный вес накопительных видов составил 5%, в то время как на начало 90-х годов он в полной мере соответствовал мировым показателям. [2, С. 28]

     Таким образом, исходя из приведенного анализа, уровень реализации каждой из перечисленных  функций на белорусском страховом  рынке следует признать невысоким.

     За 2009 год страховыми организациями перечислено в бюджет и внебюджетные фонды 118,1 млрд. рублей, из них 60,2 млрд. рублей – налоги и неналоговые платежи в бюджет, 57,9 млрд. рублей – платежи во внебюджетные фонды. [21] Хотя удельный вес налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды, уплаченных страховыми организациями, в сумме доходов республиканского бюджета составляет порядка 0,2%  (что свидетельствует о не высокой стратегической значимости страховой отрасли с точки зрения формирования доходов бюджета по сравнению с высокодоходными отраслями, например, топливно-энергетической), страхование по-прежнему рассматривается в качестве источника финансирования бюджета.

     Можно сделать вывод о том, что перечень основных функций страхования в практике страхового рынка дополняется такой специфической функцией, как “бюджетная”, что в определенной мере представляет собой “пережиток” социалистического прошлого. При этом основной задачей страхования является не формирование доходной части бюджета, а снятие нагрузки с расходной. Вследствие и этого компенсационная функция страхового рынка республики развита настолько низко.

     В контексте реализации и развития функций страхования следует  рассматривать и установление целевого показателя глубины страхового рынка в размере 1,5% от ВВП к 2011 г. [8].  
 
 
 
 
 
 

     3 Проблемы и перспективы  развития страхового  рынка Республики  Беларусь

     Очевидно, что отношения страховщиков и государства должны развиваться на принципах взаимной ответственности, партнерства и конструктивного взаимодействия. Общая цель этих принципов – повышение эффективности регулирования и саморегулирования на страховом рынке, понятные и четкие правила игры для максимального удовлетворения запросов страхователей в предоставляемой защите.

     Результаты  деятельности страховых организаций  в значительной степени зависят  от правовой среды, инвестиционного климата и контроля исполнения законов.

     Немаловажная  роль в законотворческом процессе принадлежит  качеству подготовки законодательных  актов в области страхования. Естественно, при их подготовке необходимо участие профессиональных страховщиков, как это делается во всем мировом страховом сообществе. Тогда принимаемые законодательные акты будут более совершенными и приближенными к реальности. К сожалению, у нас эти требования не соблюдаются.

     Основными нормативно-правовыми актами, касающимися  страховой деятельности, на сегодняшний  день являются Указ президента РБ «О страховой  деятельности» №530 от 26 августа 2006 года, который заменил собой Декрет №20 от 28.09.2000 г. и Республиканская программа развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, принятая Постановлением СМ РБ №1749 от 29.12.2006 года. К данным документам у отечественных страховщиков, особенно негосударственных, есть ряд нареканий. К основным из них можно отнести следующие:

     1. Согласно, Указу № 530, увеличено  количество нарушений, за которые  на страховые компании, страховых  брокеров и агентов налагаются  штрафные санкции и размеры  самих штрафов. Например, если  ранее большинство штрафов имели нижнюю границу 50 базовых величин (БВ), то теперь штрафы начинаются от 100, а то и 200 БВ, притом, что верхняя граница почти не уменьшилась (300-500БВ). Такой подход ужесточает ведение бизнеса, нивелирует санкции за действительно серьезные нарушения и за нарушения технического характера. Есть мнение, что большие санкции не решают самой проблемы наличия нарушений, а только подрывают финансовую устойчивость страховщиков.

     2. С принятием Указа №530 появился новый участник страхового рынка – БНПО. Насыщать «новобранца» перестраховочными премиями обязаны все остальные страховщики, осуществляя у него перестрахование 10% своих сверхлимитных обязательств с последующим ежегодным увеличением передаваемых объемов на 10%. Т.е. к 2016 году все риски, которые страховщики примут с превышением установленных нормативов, будут перестраховываться в БНПО.

     3. Внесены некоторые изменения  в деятельность страховых агентов  и брокеров. В наибольшей степени  они коснулись страховых агентов  - юридических лиц. На практике в статусе агентов выступают банки, туристические компании, автодилеры, автоперевозчики и т.п. Теперь юридические лица смогут осуществлять деятельность как страховой агент по обязательному страхованию только если они являются государственными предприятиями, госбанками, государственно - общественными объединениями или банком, обслуживающим госпрограммы. Все остальные смогут работать только по добровольным видам, за исключением ДМС и страхования жизни. Также установлено, что страховые агенты заключают договора обязательного страхования с юридическими лицами на безвозмездной основе, т.е. без комиссионного вознаграждения. Закреплено положение о том, что страховой агент - физическое лицо может выступать от имени только одного страховщика по страхованию «не жизни» и нескольких страховщиков по страхованию «жизни».

     4. Из текста Указа необъяснимо  исчезло упоминание об индивидуальных  предпринимателях (ИП). В определениях  речь идет о гражданах, физических  лицах, организациях, юридических  лицах – об ИП ни слова, хотя во всех иных, в т.ч. и вновь принимаемых документах их продолжают отдельно выделять. Видно в связи с этим возникла (точнее вновь появилась) проблема страховых агентов - ИП. В итоге Минфин своим письмом от 14.11.2006 года дал разъяснение о том, что «…осуществление посреднической деятельности ИП в качестве страховых агентов не предусмотрено»…

     5. Выделяется также обязательность  перечисления гарантийных фондов  и фондов предупредительных мероприятий  (ФПМ) по большинству обязательных  и некоторым добровольным видам страхования в бюджет.

     Хотя  есть в Указе № 530 и качественно  новые пункты положительно влияющие на развитие страхового рынка:

     1. Существенно расширен пункт, содержащий  определения. Этим Указ №530 выгодно  отличается от Декрета №20, по  сути, не имевшего терминологии и заставлявшего постоянно обращаться к многострадальному Закону о страховании образца 1993 года, который как бы до сих пор и не отменен.

     2. Определено, что государство гарантирует  страховые выплаты по обязательным  видам страхования и страхованию жизни (это новое) при заключении договоров с государственными страховыми компаниями.

     3. Большой объем документа выделен  под случаи и порядок передачи  обязательств от одного страховщика  другому, а также принятия в  государственную собственность  долей в УФ и акций страховщиков.

     Что касается программы развития, то можно  отметить следующие моменты:

     Во-первых, существует мнение, принимать программу  развития на пятилетку такой важной отрасли как страхование 29 декабря  первого отчетного года, наверное, неправильно.

     Во-вторых, бросается в глаза насыщенность Программы вопросами жизнедеятельности  и развития государственных страховщиков и страховщиков с долей государства более 50%. Других субъектов страхового рынка (негосударственных страховщиков, брокеров, агентов) как бы не существует, хотя вопросы их развития напрямую увязаны с развитием всего рынка в целом. В перечне задач нет ни слова о рыночных отношениях и равенстве прав собственности. Последний и совсем неконкретный пункт этого перечня – «формирование конкурентной среды», как-то теряется на фоне первых (и очевидно приоритетных) задач, таких как: «усиление роли государства» и «развитие государственных страховых организаций».

     В-третьих, складывается впечатление, что разработчикам  понравилось сидеть одновременно на двух стульях – обязательного  и добровольного страхования. «Золотая середина» и подстраховка общего вала: сорвется добровольное – подтянет обязательное и наоборот. Страховщики с госкапиталом должны к 2011 году выйти на соотношение 50/50. Учитывая наличие негосударственных страховщиков, которые занимаются исключительно добровольным страхованием, доля обязательного страхования в этом случае будет менее 50%.

     Если  обратится к перечню задач, то третьим пунктом идет «стимулирование  развития в первую очередь добровольных видов страхования…», а следующим  – «расширение сферы применения обязательных видов страхования и увеличения охвата страхователей». Что важнее – стимулирование или расширение?

       В Программе установлено, что  планируется в эти годы ввести  конкретный ряд новых видов  обязательного страхования. Добровольное  же страхование, судя по всему,  должно развиваться само, т.к. никаких конкретных мероприятий по стимулированию его развития почти нет. Понятно, что по ряду мероприятий существует иной уровень принятия решений. Но, на взгляд отдельных страховщиков, формулировки некоторых мероприятий Программы, реализации которых ждут уже не один год, могли бы выглядеть более весомо, чем «рассмотрение вопроса о возможности…» и «подготовка предложений о…». Это и пресловутая себестоимость, и компенсация взносов, и согласование правил через уведомительный принцип и т.п. А уж такие простые мероприятия как реализация уплаты взносов посредством банковских карточек должны иметь четкие формулировки и быстрые сроки внедрения. Кстати в Программе не нашлось места электронному документообороту и оформлению полисов через Интернет. Правда есть мероприятие 2008 года – внедрение инновационных систем продаж на базе современных средств коммуникаций.

Информация о работе Страховой рынок и его социально-экономическое содержание