Современные проблемы и пути реализации финансовой политики в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:

- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;

- дать характеристику и анализ финансовой политики России.

Оглавление

Введение


Глава 1. Особенности организации финансовой системы в Российской

Федерации

2.1 Содержание и функции финансов

2.2 Финансовая система России в современных условиях

Глава 2. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы

2.1 Сущность и задачи финансовой политики

2.2 Содержание финансовой политики

2.3 Типы финансовой политики


Глава 3. Современные проблемы и пути реализации финансовой политики в Российской Федерации

3.1. Политика в области управления государственным долгом

3.2. Направления совершенствования фискальной (налогово - бюджетной ) политики

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Финансовая политика курсовая.doc

— 213.56 Кб (Скачать)

             С помощью финансов осуществляется вторичное распределение или перераспределение дохода. Во второй половине 20-го столетия доля национального дохода, перераспределяемая через все звенья финансовой системы, резко возросла: с 9 - 18% накануне Первой мировой войны до  50% и более в настоящее время.

       В соответствии с Законом РСФСР « Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» и рядом других законов и постановлений Правительства Российской Федерации государственная бюджетная система России была коренным образом перестроена и в настоящее время включают три звена:

 - республиканский бюджет Российской Федерации, или федеральный бюджет;

 - бюджеты национально - государственных и административно - территориальных образований, к которым относятся республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных округов и городские бюджеты Москвы  и Санкт - Петербурга. Это бюджеты субъектов Федерации;

 - местные бюджеты.

       Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территории, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

       Таким образом, структура бюджетной системы Российской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.  Согласно рекомендациям Международного валютного фонда система государственного управления финансами охватывает следующие функции:

 - некоммерческие функции, выполняемые предприятиями, ведомствами и организациями, входящими в органы государственного управления;

 - социального страхования, осуществляемые и финансируемые органами государственного управления;

 - пенсионное обеспечение государственных служащих, резервные фонды которого инвестируются в государственные ценные бумаги.

             Необходимо отметить, что учреждения, выполняющие эти функции, входят в состав сектора государственного управления не потому, что их деятельность отражается в бюджете, а вследствие самого характера этой деятельности. Финансирование выполнения этих функций производится за счет бюджетов и внебюджетных фондов, являющихся двумя составляющими государственных финансов.

       Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам. В то же время существенную роль выполняют различные государственные автономные фонды на федеральном и региональном уровнях.

             Различные уровни государственного управления располагают своими бюджетами и внебюджетными, например, социальными фондами. В этой связи система государственных финансов организуется таким образом, чтобы данные о доходах и расходах формировались как в территориальном разрезе, так и по вертикали с выделением соответствующих внебюджетных фондов. Это позволяет формировать консолидированные данные о государственном бюджете федерации и регионов, консолидированные данные по внебюджетным фондам и на этой основе консолидированные данные в целом по государственным финансам.

        В России определяются и публикуются консолидированные данные федерального и регионального бюджетов. Консолидированные данные по государственным финансам в целом  пока в системном порядке не формируются и не публикуются. Учитывая, что расходы внебюджетных фондов составляют около четверти всех расходов государства, формирование консолидированных данных о доходах и расходах государства в целом является необходимым элементом управления государственными финансами и должно быть налажено соответствующим образом 1.

       Преобразование государственных финансов является одним из важнейших направлений экономических реформ в России. Как в условиях планово - распределительной системы, так и в условиях рынка государственные финансы являются инструментом мобилизации средств для проведения государственной политики  и оказывают серьезное воздействие на социально - экономическую  и внешнеполитическую жизнь страны. Однако роль государственных финансов  и бюджетного регулирования существенно изменяется (19, с.59). Решением проблемы соответствия роли государства его экономическому и финансовому потенциалу является корректировка сферы обязанностей государства, сужение или расширение сферы его ответственности. Такая корректировка может, производится на основе изменения финансируемых и выполняемых государством функций по обеспечению предоставляемых им благ и услуг, снятия или принятия новых обязательств, требующих государственных расходов. По мере роста экономического потенциала страны потенциал государства и его способность расширять свои функции увеличивается. Государственные расходы в странных с развитой рыночной экономикой в 90 - е  годы составляли около ? ВВП, тогда как в развивающихся странах - около ? или 1/3. Попытки стран с менее развитой экономикой необоснованно обеспечить своим гражданам такой же объем товаров и услуг, как и в развитых странных, обречены на провал и, кроме вреда, ничего принести не могут. Сначала нужно добиться повышения экономического потенциала страны .

       Макроэкономическая политика, налоговая система, нормы инвестиционной деятельности, экономическая политика в целом, связанные с ними методы и объемы формирования доходов, расходов и финансирования дефицита оказывают существенное воздействие на экономическое развитие.

  Система управления финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей государства строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики. Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Ее реализация осуществляется совокупностью бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе.

      Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и ставит в ближайшие годы следующие основные приоритетные задачи;

  1. сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;
  2. продолжение работы по совершенствованию платежной системы, включая создание новых компонентов, основанных на системе расчетов в режиме реального времени, развития безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных карт;
  3. контроль за денежным предложением посредством установления целевых объемов денежной массы, а также режим плавающего валютного курса. При этом будут сглаживаться резкие колебания на внутреннем валютном рынке и решаться проблемы стерилизации свободной ликвидности, возникающей в период устойчивого, притока иностранной валюты на внутренний рынок и накопления золотовалютных резервов страны.

Правительство РФ намерено погашать задолженность Центральному банку РФ, переоформить часть имеющегося портфеля его ценных бумаг в рыночную ликвидную форму для последующих возможных операций на открытом рынке.

     В реализации финансовой политики России в XXI в. более полно будут учитываться возможности финансового рынка в активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов. Серьезные изменения будут внесены и в области валютного регулирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Финансовая политика  государства: сущность, состав и типы

2.1. Сущность и задачи финансовой политики

     Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. В учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия «финансовая политика». Так, ряд авторов   финансовую     политику   определяют как «совокупность государственных мероприятий по использованию   финансовых   отношений для выполнения   государством   своих функций» Другими словами,   финансовая     политика   рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием   финансовых   отношений для выполнения своих функций   государством1 .

Функции и задачи государства видоизменяются, трансформируются в соответствии с господствующими в обществе представлениями о роли государства в развитии народного хозяйства. Так, например, вопросы государственного вмешательства в экономику России, выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности населения и многие другие вопросы, определяющие функции и задачи государства, до сих пор остаются дискуссионными. Использование   финансовой     политики   только как средства (инструмента) выполнения функций   государства   неизбежно ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами   финансовой   системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны.

     Например, до недавнего времени многими специалистами, включая представителей органов государственной власти, убедительно обосновывалась неэффективность существовавшей налоговой системы, а для ряда сфер бизнеса - ее губительность. Тем не менее, она долго оставалась без изменений и продолжала сдерживать экономическое развитие страны.

     Другой пример - из области взаимоотношений государства и наемных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется преимущественно как некий норматив при установлении государством различных платеже, в том числе штрафов, и никоим образом не увязан собственно с прожиточным минимумом граждан России. Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения страны оказалась за чертой бедности.

     Из изложенного выше можно сделать, по крайней мере, два вывода.

Во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы. Во-вторых,   финансовая     политика     государства   должна учитывать интересы всех субъектов   финансовой   системы, а не только органов государственной власти.

     Другие авторы рассматривают   финансовую     политику   как часть экономической   политики     государства, представляющую собой «совокупность бюджетно-налоговых, иных   финансовых   инструментов и институтов государственной   финансовой   власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию   финансовых   ресурсов   государства, в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической   политики.1

     Данное определение не раскрывает сущности финансовой политики, а описывает механизм, инструменты ее реализации. Дело в том, что финансовый механизм является лишь частью финансовой политики, с помощью которого осуществляется непосредственное управление финансами. По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она «… должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов»1.

     Итак, государственную   финансовую     политику   будем рассматривать как часть социально-экономической   политики     государства   по обеспечению сбалансированного роста   финансовых   ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики. Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

     Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т. п. Задачами финансовой политики являются:

Информация о работе Современные проблемы и пути реализации финансовой политики в Российской Федерации