Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 00:12, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- дать характеристику и анализ финансовой политики России.
Введение
Глава 1. Особенности организации финансовой системы в Российской
Федерации
2.1 Содержание и функции финансов
2.2 Финансовая система России в современных условиях
Глава 2. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы
2.1 Сущность и задачи финансовой политики
2.2 Содержание финансовой политики
2.3 Типы финансовой политики
Глава 3. Современные проблемы и пути реализации финансовой политики в Российской Федерации
3.1. Политика в области управления государственным долгом
3.2. Направления совершенствования фискальной (налогово - бюджетной ) политики
Заключение
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Особенности организации финансовой системы в Российской
Федерации
2.1 Содержание и функции финансов
2.2 Финансовая система России в современных условиях
Глава 2. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы
2.1 Сущность и задачи финансовой политики
2.2 Содержание финансовой политики
2.3 Типы
финансовой политики
Глава 3. Современные проблемы и пути реализации финансовой политики в Российской Федерации
3.1. Политика в области управления государственным долгом
3.2. Направления совершенствования фискальной (налогово - бюджетной ) политики
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики . Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а так-же реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что от эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом.
Государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы. Финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- дать характеристику и анализ финансовой политики России.
В
качестве теоретической основы написания
работы были использованы труды отечественных
ученых - Л.А. Дробозиной, В.Н. Романовского,
А.С. Булатова и других. Нормативной базой
исследования послужили Послания Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации, Бюджетные послания
Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации «О бюджетной
политике», прогноз социально-экономического
развития Российской Федера-ции на 2009
год, а также итоги социально-экономического
развития Российской Федерации за 2008 год,
подготовленные Минэкономразвития России.
Глава 1. Особенности организации финансовой системы в Российской
Федерации
1.1 Содержание и функции финансов
В «Толковом словаре» В.И.Даль определял термин «финансы», как «все, что касается до прихода и расхода государства» и был по своему близок к современному пониманию «государственных финансов». Попытаемся выявить, в чем действительно выражаются сущность и специфика финансов как экономической категории, их отличии от других экономических категорий, таких, как деньги, цена, заработная плата и т.п. Деньги - категория более древняя по сравнению с финансами. Они появились в различных формах уже на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление же финансов обусловлено возникновением государства. Уже рабовладельческое государство выполняло ряд общественных функций, а именно: содержание войска для охраны границ и ведения войн, охрана общественного порядка, охранение власти, постройка общественных зданий и дорог и т.д. Таким образом, даже в рабовладельческом обществе государство предоставляло определенные «общественные блага» для своих граждан. Для предоставления этих «общественных» благ государству требовались определенные ресурсы как в натуральном, так и в денежной форме. Их роль стали выполнять налоги - первоначально в натуральном ( подати), а затем и в денежной форме.
Именно соединение государства и налогов в их денежной форме породило феномен государственных (публичных) финансов. Это произошло вследствие отделения государственной казны от собственности монарха (в Европе в XVI - XVII вв.) и перехода в основном к денежной (стоимостной) форме взимания налогов с созданием соответствующего фискального аппарата. В этот период возник и стал применяться термин «финансы». Этимологически он берет свое начало от латинских «finis», т.е. конец, и «financia» - наличность, доход.
В процессе развития товарно-денежных отношений государственные финансы способствовали первоначальному накоплению капитала, становлению капиталистического способа производства, национальных рынков. В конце XIX- начале XX в. вмешательство государства в экономику было незначительным. По образному выражению А.Смита, оно должно играть « роль ночного сторожа». Однако уже в этот период начинают резко возрастать расходы государства на военные цели, милитаризацию экономики, развитие инфраструктуры, содержание возрастающего государственного аппарата. Затраты же на образование, здравоохранение, культуру были крайне малы.1
С развитием различных акционерных форм предпринимательства, созданием акционерных обществ, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичных) финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов ( организаций, предприятий, корпораций), т.е. финансы предприятий.
Таким образом, если деньги - это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда ассоциированных производителей, то финансы - это система денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Финансы - это стоимостная категория, но ее отличие от всех других стоимостных категорий состоит в том, что это не просто деньги, а система денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. Финансовые отношения всегда опосредствованы определенными правовыми актами, регламентирующими денежные отношения.
Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:
Если имеются в наличии все три признака, то эти отношения относятся именно к государственным финансам.
Весь процесс перераспределения ВВП и национального дохода обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных (общественных) фондов денежных средств. К централизованным (общественным) фондам относят бюджеты всех уровней, а также целевые внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. С помощью системы централизованных фондов в России перераспределяется более 40% стоимости ВВП, в том числе через консолидированный бюджет 27%. Весь этот перераспределительный процесс обслуживают государственные финансы.
К сфере государственных финансов относятся отношения между государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней; гражданами и государством при внесении платежей в разные социальные фонды и получении из них соответствующих социальных выплат; организациями и государством при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета; отдельными звеньями бюджетной системы; государством (правительством) и центральным банком по регулированию денежно-кредитной системы и фондового рынка.
Однако, наряду с государственными финансами существуют финансы организаций (предприятий) или финансы корпораций (под последними обычно понимают финансы открытых акционерных обществ). Обе эти относительно самостоятельные сферы можно объединить одним общим понятием - «финансы» в широком смысле слова, имея в виду более широкую трактовку их содержания, чем государственные финансы.
Итак, понятие «финансы» далеко не тождественно
деньгам, а имеет свою специфику и общественное
назначение, которое выражается в выполняемых
ими функциях. Следует отметить, что взгляды
ученых на содержание финансов, излагаемые
в различных учебниках, в целом совпадают.
Однако в вопросе о функциях финансов
имеются существенные разногласия. Так,
Л.Н.Павлова наделяет государственные
финансы, а конкретнее - финансовую систему
в целом функциями планирования, организации,
стимулирования и контроля, забывая, что
эти функции управления любым сложным
процессом. На уровне предприятия она
называет функции воспроизводственную,
распределительную и контрольную. В учебнике
«Финансы, денежное обращение и кредит»
под редакцией В.К.Сенчагова и А.И.Архипова
авторы наделяют финансы следующими функциями:
распределительной, стимулирующей и контрольной,
ссылаясь на то, что под функциями понимают
работу, выполняемую финансами.
1.2. Финансовая система России в современных условиях
Государственные централизованные финансы - это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. Содержание, понятие и структура государственных финансов определяются функциями государства и структурой системы органов государственного управления.
Основной функцией органов государственного управления является проведение государственной политики, выполнение государственных задач посредством предоставления нерыночных товаров и услуг для их потребления населением и обществом в целом, а также посредством перераспределения доходов (осуществления трансфертов) и богатства. Государство осуществляет свои функции не в целях коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения коллективного потребления. Финансовые ресурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями, учреждениями и организациями, относящихся к другим секторам1.
Структура государственных финансов определяется двумя основными факторами. Одним из них является структура органов государственной власти. Другим - выделение в составе государственных финансов бюджетных средств и различного рода целевых фондов, не входящих в бюджет.
Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы: