Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:15, контрольная работа
Цель данного исследования – изучит оценку уровня обслуживания населения предприятиями сферы услуг.
Достижение указанных цели осуществляется посредством решения следующих задач:
1. Изучение теоретических и практических вопросов организации и функционирования предприятия сферы услуг в условиях рыночной экономики;
2. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия сферы услуг;
3. Оценка уровня обслуживания населения предприятием сферы услуг.
Введение
I Глава. Теоретическая часть
1 Методика проведения анализа
2 Современные методы оценки
II Глава. Практическая часть
2.1 Горизонтальный и вертикальный анализы
2.2 Коэффициентный анализ
2. Методы диагностики финансового состояния предприятия
Заключение
Список использованных источников.
3.7 Метод капитализации избыточного дохода.
Метод капитализации избыточного дохода особенно часто используется за рубежом налоговыми службами. Кроме того, этот метод позволяет определить стоимость нематериальных активов. Используя этот метод, можно определить не только стоимость всех нематериальных активов, но и стоимость какого-либо одного нематериального актива, например, фирменной марки.
Этот метод позволяет разложить стоимость бизнеса на приведенную стоимость потока прибылей; текущую стоимость остаточных активов и обязательства фирмы. Он наиболее приемлем, если существует вероятность неустойчивости доходов в будущем, а также если оцениваемое предприятие в большой мере зависит от единственного контракта, например, с государственным подрядчиком.
Алгоритм данного метода состоит в следующем. Из обшей стоимости активов фирмы вычитается стоимость нематериальных активов и рассчитывается чистая рыночная стоимость материальных активов. Затем выбирается приемлемый уровень капиталоотдачи, то есть коэффициент капитализации. Путем умножения чистой рыночной стоимости материальных активов на коэффициент капитализации рассчитывается доход, приходящийся на долю материальных активов: Vта • R = Iта. Следующим этапом из суммарных доходов фирмы вычитается доход от доли материальных активов и получается величина избыточного дохода: It - Iта = Iex. Затем путем капитализации избыточного дохода получается стоимость нематериальных активов Iex / R = Vna. В результате для определения стоимости фирмы данным методом к приведенной стоимости потока доходов прибавляется текущая остаточная стоимость активов за вычетом всех обязательств.
3.8 Метод дисконтирования денежного потока.
Метод дисконтирования денежного потока наиболее широко применяется в рамках доходного подхода. Этот метод позволяет более реально оценить будущий потенциал предприятия. В качестве дисконтируемого дохода используется либо чистый доход, либо денежный поток. При этом денежный поток по годам определяется как баланс между притоком денежных средств (чистого дохода плюс амортизация) и их оттоком (прирост чистого оборотного капитала и капитальных вложений). Погодовой чистый оборотный капитал определяется как разность между текущими активами и текущими пассивами.
Метод включает несколько этапов: 1) расчет прогнозных показателей на ряд лет; 2) выбор нормы дисконтирования; 3) применение соответствующей нормы дисконтирования для дохода за каждый год; 4) определение текущей стоимости всех будущих поступлений; 5)выведение итогового результата путем прибавления к текущей стоимости будущих поступлений остаточной стоимости активов за вычетом обязательств.
Движение денежного потока средств фирмы представляет собой непрерывный процесс. Для каждого направления использования денежных средств должен быть соответствующий источник. В широком смысле активы фирмы представляют собой чистое использование денежных средств, а пассивы и собственный капитал - чистые источники.Анализ потоков денежных средств фирмы позволяет составить отчет об источниках и использовании денежных средств в рассматриваемом прогнозируемом периоде.
3.9 Подход сравнимых продаж.
В зарубежной практике для оценки фирмы также используется подход сравнимых продаж. Основные методы, применяемые в рамках этого подхода: 1) правило "золотого сечения", 2) метод сравнимых продаж и 3) метод мультипликаторов (цена акции/доход фирмы).
Правило «золотого сечения» также называют методом отраслевых коэффициентов. Чтобы оценить предприятие по этому методу, следует тщательно изучить отрасль, к которой оно принадлежит. За рубежом существуют исследовательские данные по отраслевым коэффициентам, которыми пользуются для оценки предприятий. Однако предприятия группируются и сравниваются не только по отраслевому признаку. Оцениваемое предприятие сравнивается с другими также по видам выпускаемой продукции, по степени диверсификации производства, по размерам самих предприятий и по их жизненному циклу.
Часто этот метод является вспомогательным в оценке бизнеса и позволяет оценить достоверность результатов, полученных при применении других методов. Само правило "золотого сечения" состоит в том, что потенциальный покупатель никогда не заплатит за предприятие больше, чем четырехкратная величина его прибыли до налогообложения.
Этот метод применим не для всех компаний. Есть случаи, когда результаты оценки по этому методу дают ложные результаты. Если стратегия оцениваемой компании такова, что она копит производственные запасы, а расплачивается с поставщиками наличными с целью получения скидок, тогда баланс компании покажет меньшую прибыль до налогообложения. Соответственно, рыночная стоимость такой фирмы, оцененная по правилу "'золотого сечения", покажет заниженную величину. С другой стороны, если оценивать потенциальные доходы такой компании, то их величина будет значительно выше, так как фирма обладает большим объемом относительно дешевых производственных запасов. Следовательно, приведенная рыночная стоимость ее потенциала будет высокой. Тем не менее за рубежом часто используют метод "золотого сечения" в качестве вспомогательного метода.
Метод сравнимых продаж является более трудоемким. Он заключается в анализе рыночных цен контрольных пакетов акций компаний-аналогов. Оценка рыночной стоимости этим методом состоит из нескольких этапов. Первый этап – это сбор информации о последних продажах сходных предприятий. Второй -корректировка продажных пен предприятий с учетом различий между ними Третий этап - определение рыночной стоимости оцениваемого предприятия на основе скорректированной стоимости компании-аналога. Иными словами этот метод состоит в создании модели компании, наиболее близкой к оцениваемой, на основе целого ряда аналогичных предприятий. При этом в модели рассматривают компании, отвечающие критерию "равножелаемого заменителя", то есть они должны принадлежать той же отрасли, что и оцениваемое предприятие, быть похожими по размеру и форме владения. Корректировка рыночной цены смоделированного предприятия аналога проходит по следующим позициям: дата продажи, тип предприятия, вид отрасли, правовая форма владения, проданная доля акций, дата основания, дата приобретения последним владельцем, количество занятых, суммарный объем продаж, профсоюзная принадлежность, площадь производственных помещений, арендная плата за помещения, суммарные долгосрочные обязательства, уровень процентных ставок по обязательствам, пакеты акций в свободной продаже, условия продажи, конъюнктура рынка на момент продажи, перечень активом по типу, возрасту и состоянию.
В этом методе при корректировке рыночной стоимости используются мультипликаторы, такие как "цена к прибыли" или "цена к балансовой стоимости активов". Через них учитывается степень риска неполучения дохода. Эти мультипликаторы будут рассмотрены подробнее при описании следующего метода. При проведении корректировок необходимо учитывать и делать поправку на избыточные «функционирующие активы, избыток или недостаток чистого оборотного капитала, недостаточную ликвидность актива, риск инвестиции в данную страну.
Трудности в использовании данного метода возникают, если рынок купли-продажи предприятий недостаточно развит или если отсутствуют данные о купле-продаже предприятий-аналогов. Для достоверности оценки этим методом необходима достаточно репрезентативная выборка, состоящая из нескольких сходных предприятий в последнее время проданных на рынке.
Метод мультипликаторов (цена акции к доходу фирмы) является последним рассматриваемым методом оценки рыночной стоимости предприятия в рамках подхода сравнимых продаж. Этот метод целесообразно использовать для оценки закрытых компаний, акции которых не котируются на бирже. Для них используют данные о прибылях и ценах на акции аналогичных компаний, чьи акции котируются на фондовом рынке. Для получения достоверного результата прежде всего производят тщательный финансовый анализ акционерных компаний-аналогов. Анализ состоит из определения коэффициентов рентабельности и ликвидности, структуры капитала, темпов роста компании. Анализируются также данные о доходе компаний за последние пять лет, определяется верхняя, нижняя и средняя рыночная цена акций за каждый год. Затем делается попытка рассмотрения оцениваемой закрытой компании, как если бы ее акции котировались на фондовом рынке, сравнивая её с компаниями-аналогами.
Помимо мультипликатора «цена акции к доходу фирмы» существует ряд других мультипликаторов, которые позволяют оценить стоимость собственного или инвестированного капитала. Мультипликаторы «цена к денежному потоку», "цена к балансовой стоимости активов за вычетом обязательств", "цена балансовой прибыли" позволяют оценить собственный капитал, а мультипликатор "инвестированный капитал к денежному потоку’’ - соответственно, инвестированный капитал.
Метод мультипликаторов позволяет скорректировать разницу между оцениваемой компанией и компаниями-аналогами. Например, мультипликатор денежного потока стирает разницу в учете износа на разных предприятиях, кроме того, если это денежный поток до выплаты налогов и процентов по займам, то этот мультипликатор нивелирует разницу в структуре налогообложения предприятий.
За рубежом дискутируется вопрос о том, являются ли достоверными результаты, полученные данным методом, для оценки закрытых компаний. Тем не менее этот метод применяется на практике и часто служит для перепроверки результатов, полученных другими способами. Кроме того, применение метода мультипликаторов дает хорошие результаты при оценке крупных акционерных компаний.
Изучение структуры и динамики средств предприятия и источников их формирования для ознакомления с общей картиной финансового состояния осуществляется, как отмечалось ранее, на базе горизонтального, вертикального и коэффициентного анализов.
Горизонтальный и вертикальный анализы актива баланса
Анализ динамики валюты баланса и нетто-активов Открытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Татэлектромаш» показал, что размер имущественного комплекса в 2008—2009 гг. в рублевых измерителях имел тенденцию к повышению. За период с 2008 по 2009 год валюта баланса в рублях увеличилась с 258922 до 277409 тыс. руб.
Таблица 1
Горизонтальный и вертикальный анализы актива баланса ОАО «НПО «Татэлектромаш» (в % к валюте баланса)
Показатель | Годы | |
2008 | 2009 | |
Валюта баланса, % | 100 | 100 |
Убытки | 0,6 | 0,6 |
Внеоборотные активы | 72 | 66 |
Основные фонды | 49 | 44 |
Нематериальные активы, в % к нетто-активу | 0 | 0 |
Оборотные активы | 27 | 34 |
Запасы и затраты | 10 | 11 |
Дебиторская задолженность | 16 | 20 |
Высоколиквидные активы | 1,0 | 2,0 |
Внеоборотные активы предприятия состоят из основных средств (зданий и сооружений, машин и оборудования), на которые приходится 72,6 % внеоборотных активов на конец 2008 г., 66,3% - на конец 2008 г. соответственно.
Ситуация, когда наибольшая часть в необоротных активов представлена производственными основными средствами и незавершенным строительством, характеризует ориентацию на создание условий расширения основной деятельности предприятия.
Нематериальные активы за два рассматриваемых года имели устойчивую тенденцию к повышению.
В структуре оборотных активов доля высоколиквидных активов (статьи «Денежные средства» и «Краткосрочные финансовые вложения») за период 2008—2009 гг. составляла от 1,0 до 2,0 %. Такой уровень является достаточно низким, так как для большинства российских предприятий приемлемым считается уровень в 10%.
Следует отметить небольшое увеличение величины дебиторской задолженности предприятия в рублевом выражении в 2009 г.
Количество запасов увеличивалось: за 2009 г.— на 3277 тыс. руб.
Соотношение внеоборотных и оборотных активов свидетельствует о медленном снижении доли внеоборотных активов: в 2008—2009 гг. данное соотношение составило 72% к 27%, 66% к 34 % соответственно.
Структура активов предприятия отражает принадлежность ОАО «НПО «Татэлектромаш» к инвестиционно-инновационная отрасли, которая подразумевает наличие значительных капитальных вложений: внеоборотные активы составляют около 60% валюты баланса и более, причем большая часть из них — основные фонды.
Горизонтальный и вертикальный анализы пассива баланса
При изучении структуры пассивов прослеживается тенденция к снижению доли собственных средств: увеличение происходило с 76 % в 2007 г. до 85 % — в 2010 г.
Основное влияние в 2007—2010 гг. на изменение величины собственных средств имела статья «Капитал и резервы», так как резервы предстоящих расходов и платежей в 2007—2010 гг. отсутствовали, а доходы будущих периодов были равны нулю за рассматриваемый период.
Обязательства предприятия представлены как краткосрочной, так и долгосрочной задолженностью, причем краткосрочная задолженность преобладает в структуре заемных средств; долгосрочная задолженность в 2010 г. составляет всего 0,9 % валюты баланса (табл. 2).
В структуре краткосрочной задолженности преобладает кредиторская задолженность. Последняя, считается наиболее дешевым источником заемных средств, однако при этом требует большего контроля со стороны предприятия-должника из-за более краткосрочного и неустойчивого характера, возможных санкций со стороны контрагентов и налоговой инспекции. Поэтому повышение доли кредиторской задолженности в краткосрочных заемных средствах с 8 % в 2008 г. до 14 % в 2009 г. можно считать отрицательной тенденцией.
Информация о работе Современные методы оценки предприятий сферы обслуживания