Содержание и принципы бюджетного федерализма. Особенности российского бюджетного федерализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:07, курсовая работа

Краткое описание

Федеративные принципы построения бюджетной системы направлены на сочетание самостоятельного и совместного управления бюджетным процессом. В более широком смысле федерализм подразумевает различного рода объединения для обеспечения совместного достижения общих целей при сохранении целостности, но ограничении самостоятельности каждой из сторон.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….....……3
1. Понятие финансово-бюджетного федерализма, его принципы……………..……..4
2. Модели бюджетного федерализма………………………………………..….………6
3. Развитие бюджетного федерализма в РФ……………………………………..……10
4. Существующая модель бюджетного федерализма в РФ……………………..……12
5. Основные проблемы развития бюджетного федерализма в РФ……………………..……17
6. Перспективы развития бюджетного федерализма в РФ. Основные предложения по развитию бюджетного федерализма в РФ……………………………………………..……..20
7. Основные направления совершенствования бюджетного федерализма в РФ…………….........23
Заключение……………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………….……………..29

Файлы: 1 файл

гос муниц фин.doc

— 157.50 Кб (Скачать)
Новосибирский Государственный Аграрный Университет
Институт заочного образования  и повышения квалификации

 

Кафедра: Государственно – правового обеспечения управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине « Государственные  и муниципальные финансы»

ТЕМА: Содержание и принципы бюджетного федерализма. Особенности российского бюджетного федерализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Пужихина Е.А.

                                                                                       Курс: 3                                                                           

                                                                                                     Группа: У 8340

                                                                                                        Шифр: УГ 10338

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....……3

1. Понятие финансово-бюджетного  федерализма, его принципы……………..……..4

2. Модели бюджетного федерализма………………………………………..….………6

3. Развитие бюджетного федерализма в РФ……………………………………..……10

4. Существующая модель бюджетного  федерализма в РФ……………………..……12

5. Основные проблемы  развития бюджетного федерализма  в РФ……………………..……17

6. Перспективы развития  бюджетного федерализма в РФ. Основные предложения по развитию бюджетного федерализма в РФ……………………………………………..……..20

7.  Основные направления  совершенствования бюджетного федерализма  в РФ…………….........23

Заключение……………………………………………………………………………….27

Список использованной литературы…………………………………….……………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В бюджетной системе  Российской Федерации взаимодействуют  различные субъекты межбюджетных отношений. Специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием финансово-бюджетного федерализма.

Федеративные принципы построения бюджетной системы направлены на сочетание самостоятельного и совместного управления бюджетным процессом. В более широком смысле федерализм подразумевает различного рода объединения для обеспечения совместного достижения общих целей при сохранении целостности, но ограничении самостоятельности каждой из сторон.

Финансово-бюджетный  федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и  органами местного самоуправления в  области финансов, и, в частности, в бюджетной сфере. Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

Хотя с правовой точки  зрения Россия представляет собой федерацию, сложившаяся система политических и фискальных отношений между федеральными, региональными и местными органами власти сталкивается с серьезными проблемами.

Для решения имеющихся  проблем необходимо привести к полному  соответствию полномочия всех уровней  власти по расходам с имеющимися у них полномочиями по доходам. Передача расходов из бюджетов верхнего уровня в бюджеты нижнего уровня должна быть полностью компенсирована одновременно передаваемыми доходами. Следует устранить встречные финансовые потоки, когда доходы, создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем в виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз. Надо максимально сократить использование такой формы межбюджетных отношений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам.

 

 

1. Понятие финансово-бюджетного федерализма, его принципы

Конституцией Российской Федерации 1993 г. закреплено федеративное устройство Российского государства. Оно основано на государственной  целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации. Субъектами Федерации являются республики в составе Российской Федерации, края, области автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.

В соответствии с конституцией РФ разграничены предметы ведения и  полномочия между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов Федерации, в том  числе в области бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В ст. 15 Бюджетного кодекса РФ он назван региональным бюджетом.

Административно-территориальные  образования (муниципальные образования), составляющие территорию субъекта Федерации согласно Конституции РФ, имеют свои бюджеты. Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. В свою очередь совокупность региональных бюджетов и местных бюджетов составляют территориальные бюджеты.

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации  являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Финансово-бюджетный  федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и  органами местного самоуправления в  области финансов и, в частности, в бюджетной сфере.

Финансово-бюджетный  федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств. Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:

  1. законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
  2. обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
  3. обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
  4. наличии вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
  5. самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органам власти и т.д.

Кроме того, главной целью  бюджетного федерализма является достижение экономического равноправия граждан  и территорий.

Под экономическим равноправием граждан понимается получение каждым гражданином полного комплекса  государственный услуг ложного  качества в любой точке территории страны. Под экономическим равноправием территорий понимаются равные права  в их экономическом развитии. Для предоставления равных экономических прав гражданам и территориям государство должно в полной мере выполнять все свои функции.

 

 

 

 

 

 

 

2. Модели бюджетного  федерализма

Для государств с федеративным устройством можно выделить три  типа организации бюджетной системы: централизованные, децентрализованные и комбинированные.

При централизованном типе разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов. В этих условиях финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета с использованием различных форм межбюджетных отношений. Здесь самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной сферы сведена к минимуму.

Децентрализованные типы организации бюджетной системы строятся на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму. И наконец, полномочия в сфере расходов адекватны полномочиям в сфере доходов. При этой организации проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства весьма затруднительно.

Децентрализация может  отрицательно сказаться на способности  федеральных органов власти контролировать макроэкономические процессы. Действия региональных и местных органов могут вступать в противоречия с решением задач, возложенных на федеральный центр. Не следует также забывать, что руководители независимых в экономическом отношении региональных органов власти зачастую склоны ставить собственные интересы выше интересов государства в целом. Такая ситуация наиболее часто характерна для многонациональных государств с федеративным устройством, сформированных по принципу выделения и обособления национально-административных образований. Региональная децентрализация в этих случаях может, как способствовать развитию особенностей и преимуществ национальных экономик, так и стать причиной распада государства.

Говоря об особенностях децентрализации управления в федеративных государствах, необходимо также указать на то, что децентрализация власти позволяет более чутко улавливать социально-экономические, этнические и культурные особенности населения. Сложность проблемы состоит в нахождении той грани, за которой децентрализация власти ведет к неизбежному противопоставлению интересов субъектов федерации государству в целом.

Для комбинированной модели бюджетного федерализма характерны следующие моменты:

  • использование механизма горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания;
  • повышенная ответственность федерального центра за создание условий для социально-экономического развития регионов, что неизбежно ограничивает самостоятельность региональных властей и обуславливает необходимость контроля со стороны федеральных органов власти;
  • значительная роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим для регулирования и бюджетного выравнивания регионов.

Вертикальное выравнивание подразумевает процесс нахождения соответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками и компенсирование дисбаланса региональных бюджетов за счет трансфертов; оно означает, по сути, недостаточность поступлений из собственных источников в бюджет какого-либо уровня для покрытия расходов, связанных с предоставлением населению общественно значимых услуг.

Горизонтальное выравнивание предполагает пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации для устранения или, по крайней мере, снижения неравенства налоговых возможностей различных территорий, а также учет дифференциации населения по уровню среднедушевого бюджетного дохода и нивелирование региональных различий в промежуточном минимуме, денежных доходах и расходах населения.

Кроме того, так как  в мире существуют государства с различными типами федеративного устройства, то для каждого из них характерна своя модель бюджетного федерализма. Наиболее известными являются американская и германская модели. Иногда их называют соответственно конкурентной и кооперативной.

Так, в США бюджетный федерализм проявляется в том, что правительства штатов формируют собственные бюджеты, получая средства из федерального бюджета, и потом значительные суммы перераспределяют местным органам, которые получают также субсидии непосредственно и из федерального бюджета. Характерной особенностью американской системы разграничения доходов внутри бюджетной системы является четкое разграничение конкретных видов налогов по уровням государственного управления. Примечательно, что после Второй мировой войны возросла роль федерального бюджета США в финансировании программ социального и экономического развития территорий штатов.

«Особенность германской бюджетной системы состоит в  том, что налоговые доходы всех трех звеньев власти (центра, земель, общин) формируются преимущественно на базе долевого участия в главных видах налогов.

В бюджетной системе  ФРГ используется сложный механизм вертикального (между центром, землями  и общинами) и горизонтального  выравнивания (между центром, землями  и общинами), для чего используются совместные налоги в зависимости от численности населения. Четверть поступлений богатых земель идет в фонд субсидирования бедных земель. Используется также 2% отчислений НДС.

Выравнивающая субсидия рассчитана таким образом, чтобы  доходы каждой из земель были бы не менее 92% от среднего показателя суммы земельных налогов и доли земель в подоходном и корпоративном налоге в расчете на одного жителя. Подушевые расходы местных бюджетов увеличиваются с увеличением плотности населения, для чего применяются коэффициенты численности». [8, стр.16]

Бюджетный федерализм в  Канаде сочетает и американскую, и  германскую системы бюджетных отношений. Он характеризуется высоким уровнем  децентрализации, самостоятельностью штатов при формировании и использовании  бюджетных средств, при этом со стороны федеральных властей значительное внимание уделяется выравниванию их экономического развития.

Информация о работе Содержание и принципы бюджетного федерализма. Особенности российского бюджетного федерализма