Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:07, курсовая работа
Федеративные принципы построения бюджетной системы направлены на сочетание самостоятельного и совместного управления бюджетным процессом. В более широком смысле федерализм подразумевает различного рода объединения для обеспечения совместного достижения общих целей при сохранении целостности, но ограничении самостоятельности каждой из сторон.
Введение………………………………………………………………………….....……3
1. Понятие финансово-бюджетного федерализма, его принципы……………..……..4
2. Модели бюджетного федерализма………………………………………..….………6
3. Развитие бюджетного федерализма в РФ……………………………………..……10
4. Существующая модель бюджетного федерализма в РФ……………………..……12
5. Основные проблемы развития бюджетного федерализма в РФ……………………..……17
6. Перспективы развития бюджетного федерализма в РФ. Основные предложения по развитию бюджетного федерализма в РФ……………………………………………..……..20
7. Основные направления совершенствования бюджетного федерализма в РФ…………….........23
Заключение……………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………….……………..29
Было необходимо законодательно
закрепить возможность
С этой целью в федеральное законодательство были внесены изменения и дополнения, обеспечивающие:
1) уточнение сферы вопросов местного значения;
2) законодательное закрепление
понятия «муниципальные
3) установление общих принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между муниципальными образованиями разных типов;
4) упорядочивание
2. Разграничение расходных полномочий.
Бюджетное законодательство РФ не содержало базового элемента системы межбюджетных отношений - четкого разграничения расходных полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. Широкая сфера расходов отнесена к сфере «совместного» финансирования, в результате чего размывается ответственность за предоставление значительной части общественных услуг. При этом сохраняется регламентация бюджетных расходов, финансируемых из региональных и местных бюджетов, нормативными актами федерального уровня, действует множество централизованно устанавливаемых натуральных и финансовых норм.
В результате региональные и местные органы власти не имели возможности обеспечить сбалансированность своих бюджетов и были вынуждены проводить политику выборочного и/или частичного исполнения возложенных на них обязательств, накапливая (в том числе - за счет заимствований) безнадежную задолженность.
Предоставление региональным
и местным органам власти
В этих целях необходимо произвести следующие действия:
1) осуществлять нормативно-
2) обеспечивать их финансовыми средствами;
3) проводить финансирование общественных услуг.
Таким образом, наиболее
существенными изменениями в
распределении расходных
1) обеспечение финансовыми
средствами социальных выплат
и льгот отдельным категориям
граждан, установленных федерал
2) передача расходных полномочий по начальному и среднему профессиональному образованию, а также части высшего образования (за исключением учебных заведений федерального или межрегионального значения) региональным органам власти и управления;
3) завершение перевода финансовых обязательств по профессиональным (ведомственным) льготам, учреждениям и организациям, находящимся в ведении федеральных органов власти, в федеральный бюджет;
4) существенное сокращение
расходов региональных и
5) включение в сферу
расходных полномочий
3. Разграничение налоговых
полномочий и доходных
Принцип расщепления налоговых поступлений обеспечивает выравнивание вертикальных дисбалансов и позволяет сократить дотационность нижестоящих бюджетов. Однако он имеет ряд существенных недостатков:
1) отсутствие на региональном и местном уровне взаимосвязи между объемом предоставляемых бюджетных услуг и уровнем налогообложения;
2) недостаток заинтересованности региональных и местных органов власти в развитии налоговой базы и формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
3) ограничение возможностей для
проведения долгосрочной
В наибольшей степени эти недостатки
проявляются в отношении
Исходя из этого, целью совершенствования бюджетного федерализма является существенное повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов, в том числе - налогов, имея в виду создание предпосылок для перехода в долгосрочной перспективе к формированию доходов бюджетов каждого уровня в основном за счет собственных налогов.
Для достижения этой цели в Программе развития бюджетного федерализма в РФ был поставлен ряд задач, которые должны были быть выполнены к 2005 году:
1) расширение налоговых полномочий региональных и местных властей;
2) закрепление основных
доходных источников за
3) сокращение масштабов
расщепления налоговых
4) отказ от практики
централизации поступлений по
региональным и местным
5) обеспечение уплаты налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты по месту фактической деятельности предприятий;
Заключение
Таким образом, бюджетный федерализм – это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учет интересов всех участников бюджетного процесса на основе достижения компромисса и самостоятельного управления функционированием всех звеньев бюджетной системы. Бюджетный федерализм выражает системно организованную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.
Анализ экономики России
за последние несколько лет
Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
В механизме бюджетного федерализма России важное место должны занять вопросы стимулирования регионов к достижению финансовой самодостаточности. Действенными рычагами, стимулирующими регионы к достижению финансового самообеспечения, могут быть предоставление субъектам Федерации права устанавливать региональные налоги и установление на несколько лет фиксированного норматива выделения трансфертов из фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Таким образом, бюджетный федерализм в РФ, является ведущим звеном финансовой системы государства, объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), и играет важную экономическую, и политическую роль в современном обществе.
Список использованной литературы:
1. Архипова А. И., Погосова И. А. Финансы. 2007г.
2. Бюджетный кодекс РФ;
3. Иванова В. В., Ковалева В. В. Финансы в вопросах и ответах. 2004г.
4. Игудин А. Г., Папанова Н. А. Некоторые проблемы межбюджетных отношений в Германии и России. 1999г.
5. Ковалева В. В.Финансы. 2001г.
6. Ковалева Т.М., Барулин
С.В. Бюджет и бюджетная
7. Ковалева В.В. Финансы. 2001г.
8. Конституция РФ;
9. Лавров А., Христенко В. Экономика и политика российского бюджетного федерализма;
10. Марченко Г. В., Мачульская О. В. Финансовые механизмы межрегионального выравнивания. 2000г.
11. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. 2003г.
12. Поляка Г.Б.Бюджетная система Российской Федерации. 2007г.
13. Поляка Г.Б. Государственные и муниципальные финансы. 2007г.
14. Поляка Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. 2001г.