Шпаргалка по "Финансам предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:58, шпаргалка

Краткое описание

1.Принципы финансов предприятий материального производства. Особенности финансов нематериального производства.
2 Виды коммерческих организаций их особенности.
3.Понятие финансов предприятий и их функции.
4.Принципы организации финансов предприятий.
5.Структура системы управления деятельностью предприятия.
...
40.Понятие банкротства предприятия и расчет показателей банкротства предприятия

Файлы: 1 файл

Финансы предприятия.doc

— 638.00 Кб (Скачать)

К материальным оборотным средствам относятся производственные запасы (закупленные или добытые материальные ресурсы, предназначенные для дальнейшей переработки в данной организации); готовая продукция; товары. В материальные оборотные средства входят также затраты организации на создание заделов незавершенного производства как необходимого по технологическому циклу условия продолжения производства в будущих отчетных периодах. Незавершенное производство – наиболее трудно реализуемая часть оборотного капитала.

Финансовые  вложения – затраты организации на приобретение акций и облигаций на срок до одного года, краткосрочные займы, в том числе под векселя, денежные средства на срочных депозитных счетах банков, другие финансовые вложения, инвестированные для извлечения дохода в виде процентов, дивидендов или разницы в стоимости ценных бумаг при их перепродаже. Обычно финансовые вложения краткосрочного характера быстро обращаются в денежные средства.

Денежные средства – сумма денег в кассе, на расчетных, текущих и иных счетах в банках, денежные переводы, другие наличные денежные средства, готовые к дальнейшему обороту.

13.Понятие собственного  капитала и его характеристика.

Под собственным капиталом  понимают совокупность экономических  отношений, позволяющих включить в  хозяйственный оборот финансовые ресурсы, принадлежащие либо собственникам, либо самому хозяйственному субъекту.  
На действующем предприятии собственный капитал представлен следующими основными формами (рис. 2.1.).

 

Рис.2.1. Формы функционирования собственного капитала предприятия.

  1. Уставный капитал. Характеризует первоначальную сумму собственного капитала предприятия, инвестированную в формирование его активов для начала осуществления хозяйственной деятельности. Его размер определяется учредительными документами и уставом предприятия. Для предприятия отдельных сфер деятельности и организационно - правовых форм (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью) минимальный размер уставного капитала регулируется законодательством.
  2. Резервный капитал. Представляет собой зарезервированную часть собственного капитала предприятия, предназначенную для внутреннего страхования его хозяйственной деятельности. Размер этой резервной части собственного капитала определяется учредительными документами. Формирование резервного капитала осуществляется за счет прибыли предприятия (минимальный размер отчислений прибыли в резервный фонд регулируется законодательством).
  3. Специальные (целевые) финансовые фонды. К ним относятся целенаправленно сформированные фонды собственных финансовых средств с целью их последующего целевого расходования. В составе этих финансовых фондов обычно выделяют: амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд охраны труда, фонд развития производства и т.д. Порядок формирования и использования средств этих фондов регулируется уставом и другими учредительными документами предприятия.
  4. Нераспределенная прибыль. Характеризует часть прибыли предприятия, полученную в предшествующем периоде и не использованную на потребление собственниками (акционерами, пайщиками) и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования на развитие производства. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых средств предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде.
  5. Прочие формы собственного капитала. К ним относятся расчеты за имущество (при сдаче его в аренду), расчеты с участниками (по выплате им доходов в форме процентов или дивидендов) и некоторые другие, отражаемые в первом разделе пассива баланса.

14 .Заемный капитал и его характеристика.

Заемный капитал — это капитал, который привлекается предприятием со стороны в виде кредитов, финансовой помощи, сумм, полученных под залог, и других внешних источников на конкретный срок, на определенных условиях под какие-либо гарантии. Заемный капитал в структуре капитала предприятия состоит из кратко- и долгосрочных обязательств. Долгосрочные обязательства — это кредиты и займы со сроком погашения более года. Краткосрочные обязательства — это обязательства со сроком погашения менее 1 года (например, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность).

Кредиторская  задолженность – это сумма текущих финансовых обязательств предприятия перед поставщиками, работниками предприятия, государством и другими кредиторами.

Кредит – это ссуда, выдаваемая на условиях срочности, платности и возвратности.

Принцип платности означает, что за предоставление стоимости во временное пользование кредитор взимает с заемщика определенную плату (ссудный процент).

Факторы, влияющие на величину ссудного процента:

  • Срок кредитования;
  • Сумма кредита;
  • Метод начисления процентов;
  • Процентная ставка.

Процентная  ставка – величина, характеризующая интенсивность начисления процентов.

Первичным источником погашения кредита  является выручка от реализации продукции  работ услуг. К числу вторичных  источников относятся неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия и другие способы, предусмотренные договором или законом.

Следует учитывать, что кредиты  предоставляют предприятию банки, а займы – юридические и  физические лица.

Перспективным направлением увеличения заемного капитала является выпуск облигаций. Поставщик — это юридическое или физическое лицо, отпустившее товарно-материальные ценности. В соответствии с действующей системой расчетов за материальные ценности между временем получения ценностей и моментом оплаты проходит небольшой срок, в течение которого данное предприятие оказывается должником своих поставщиков. В результате задолженность поставщикам становится временным источником некоторой части средств данного предприятия.

К прочим кредиторам относятся организации или лица, которым предприятие должно по другим операциям (прочим расчетам). В основном это задолженность предприятия покупателям и заказчикам по полученным авансам, по выданным векселям, по оплате труда, не полученной своевременно сотрудниками, по суммам, удержанным из заработной платы согласно постановлениям судебных органов в пользу третьих лиц.

Обязательства — источник, возникающий из расчетных отношений с другими организациями и лицами (кредиторами). К ним относят задолженности бюджету, по оплате труда, перед органами социального и медицинского страхования, пенсионным фондом, фондом занятости.

У предприятия периодически в определенные сроки появляются указанные обязательства. С момента их начисления и до момента  уплаты они находятся в распоряжении предприятия. Данный вид источника образуется путем начисления, а не получения извне.

Все рассмотренные источники  средств предприятия отражаются в пассиве баланса.

15. Управление  собственным капиталом.

Управление собственным капиталом предприятия является одной из основных задач финансовых менеджеров компании. Под собственным капиталом компании понимается сумма уставного, дополнительного и резервного капиталов, а также денежных фондов, принадлежащих предприятию.

Размер собственного капитала предприятия  является одним из наиболее важных показателей эффективности работы, именно за счет собственного капитала предприятие может увеличить  объемы и качество производимой продукции.

Собственный капитал компании создается  на момент создания предприятия, как  правило, первоначальная стратегия  управления собственным капиталом  компании разрабатывается в бизнес - плане, который составляется перед  открытием предприятия. Наращивание собственного капитала предприятия может происходить за счет прибыли предприятия и привлечения заемных средств.

При управлении собственными капиталами предприятия необходимо вести постоянный анализ проделанной работы, на основе анализа собственного капитала определяется уровень эффективности использования собственного капитала компании.

Одним из основных показателей эффективности управления собственными капиталами предприятия является рентабельность, которая может определять эффективность различных направлений деятельности предприятия. Рентабельность продукции определяет получение прибыли после учета себестоимости продукции, рентабельность продаж определяется как отношение прибыли от продаж к выручке, без учета налогов и других сборов, а рентабельность активов определяет соотношение между балансовой и чистой прибылью к средней величине активов предприятия.

На основе проведенного анализа  менеджмент компании должен разработать  стратегию управления собственными активами предприятия на ближайший период. Данная задача является многогранной, для определения стратегии управления внутренними активами предприятия могут использоваться различные экономические или математические модели, которые могут быть реализованы в виде специального программного обеспечения.

Кроме того, огромную роль в эффективном  управлении активами предприятия играет квалификация и опыт работы ведущих  финансовых менеджеров и аналитиков, часто от их решения зависит работа многих людей, составляющих штат предприятия.

Оценка эффективности управления собственными капиталами предприятия также может быть одним из важнейших параметров, который рассматривается  инвесторами при принятии решения о выделении денежных средств определенному предприятию.

16.Способы  финансирования предприятия за  счет собственных средств.

Источниками собственных средств  являются: 

  • уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);
  • резервы, накопленные предприятием;
  • прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).

Основными источниками  финансирования являются собственные  средства. Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. Содержание категории “уставный капитал” зависит от организационно-правовой формы предприятия:

  • для государственного предприятия — стоимостная оценка имущества, закрепленного государством за предприятием на праве полного хозяйственного ведения;
  • для товарищества с ограниченной ответственностью — сумма долей собственников;
  • для акционерного общества — совокупная номинальная стоимость акций    всех типов;
  • для производственного кооператива — стоимостная оценка имущества, предоставленного участниками для ведения деятельности;
  • для арендного предприятия — сумма вкладов работников предприятия;
  • для предприятия иной формы, выделенного на самостоятельный баланс, — стоимостная оценка имущества, закрепленного его собственником за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.
  • Прибыль — основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами.
  • Добавочный капитал, как источник средств  предприятия, образуется, как правило, в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей. Нормативными документами запрещается использование его на цели потребления. 
  • Для осуществления стратегически важных проектов в качестве источника финансирования может выступать единовременное увеличение уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций.

В мировой практике известны различные способы эмиссии акций:

•продажа непосредственно инвесторам по подписке;

• продажа через инвестиционные институты, которые покупают весь выпуск и затем распространяют акции по фиксированной цене среди физических и юридических лиц;

• тендерная продажа (несколько инвестиционных институтов покупают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене и затем устраивают аукцион, по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции);

• размещение акций брокером у небольшого числа своих клиентов.

17.Управление  заемным капиталом и определение  цены капитала предприятия

Наряду с  собственным капиталом предприятия  в хозяйственной деятельности вынуждены  использовать заемные средства. Необходимость  использования заемного капитала связана с тем, что он позволяет существенно расширить масштаб хозяйственной деятельности, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, повысить рыночную стоимость организации. Ориентация на использование последних – содержание агрессивной финансовой политики.

Использование заемных средств экономически оправдано  тогда, когда оно повышает рентабельность всей деятельности капитала, т. е. когда доходность основной деятельности становится выше процентов по займам и кредитам.

Заемный капитал  отражается в четвертом и пятом  разделах баланса. В четвертом разделе  отражаются долгосрочные заемные обстоятельства. По этим обязательствам срок погашения  превышает 12 месяцев. В пятом разделе  баланса фиксируются все нормы  привлеченного и заемного капитала со сроком погашения менее одного года.

Привлечение заемных  средств должно быть обоснованным, отвечать принятой финансовой стратегии  предприятия. Поэтому заемный капитал  последнего – один из объектов финансового  менеджмента. Управление заемным капиталом – одна из важнейших функций финансового менеджмента.

Политика привлечения  заемных средств должна лежать в  основе управления ими и объединять все отдельные его процедуры.

Данная политика осуществляется в следующей последовательности.

  1. Анализ сложившейся практики привлечения и использования заемных средств, в результате которого принимается решение о целесообразности применения последних в сложившихся объемах и формах.
  2. Определение целей привлечения заемных средств в будущем периоде; при этом возможными целями могут выступать:
      • формирование недостающих объемов инвестиционных ресурсов;
      • пополнение постоянной части оборотных активов;
      • обеспечение формирования переменной части оборотных активов.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам предприятия"