Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть взаимодействие государственных органов, регулирующих рынок труда.
Задачи работы:
- рассмотреть особенности российского рынка труда;
- изучить государственную политику в области регулирования рынка труда;
- исследовать рынок труда на конкретных примерах;
- выявить взаимосвязь государственных органов, регулирующих рынок труда.

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

 

 

1.2 Регулирование занятости и государственная политика в области рынка труда

 

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.

Большую роль в  обеспечении занятости играет государство [11,c.58].

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

  • программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
  • программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
  • программы содействия найму рабочей силы.
  • правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице

Цели государственного регулирования рынка труда:

  • обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
  • создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

  • активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
  • пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся [9,c.51]:

  • стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
  • организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
  • развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
  • содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
  • государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;
  • содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
  • создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
  • организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

  • обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
  • бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах  финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат —  обеспечение текущих жизненных  расходов безработных. Продолжительность  — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Важной основой  регулирования рынка труда в  стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высокая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Долгие года кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существуем однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разноплановое — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике [21,c.76].

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства  на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка  рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная  и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. д.

Особое место  в системе государственного регулирования  рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.

Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм.

Основные направлениями  деятельности бирж труда:

  • регистрация безработных;
  • регистрация вакантных мест;
  • трудоустройство безработных и других лиц;
  • изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
  • тестирование лиц, желающих получить работу;
  • профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  • выплата пособий.

Большинство экономистов  полагает, что проблема безработицы  и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

 

2. Исследование рынка  труда

2.1 Напряженность на рынке труда, анализ занятости и безработицы

 

Согласно методике ЦБ РФ коэффициент напряженности  на рынке труда рассчитывается на конец отчетного периода как  отношение количества человек на одну имеющуюся вакансию. По итогам I полугодия т.г. увеличение коэффициента напряженности наблюдалось в подавляющем числе субъектов Федерации.

Лишь в 19 регионах (без учета автономных округов) наметилось уменьшение данного показателя. Средневзвешенный коэффициент напряженности на рынке  труда России увеличился до 3,48 в I полугодии  т.г. по сравнению с 2,98 в аналогичный период предыдущего года (АППГ).

Несмотря на сокращение общего уровня безработицы  в стране, в ряде субъектов Федерации  ситуация на рынке труда продолжает оставаться весьма негативной. Ниже Таблице 1 представлены регионы с наиболее высоким уровнем напряженности на рынке труда.

Наибольший  дисбаланс между спросом и  предложением на рынке труда наблюдается  в Республике Ингушетия, Республике Дагестан, а также в Республике Тыва. Отметим, что по сравнению с  АППГ, коэффициент напряженности возрос в Ингушетии в 3,5 раза, а в Республике Дагестан и Республике Тыва остался примерно на том же уровне.

В целом у  большинства регионов, в которых  наблюдалось существенное увеличение коэффициента напряженности, данный показатель ниже среднего уровня по России. Рост данного индикатора, например, в Воронежской или Тверской области можно охарактеризовать как позитивный сдвиг в развитии рынка труда в этих регионах, так как чрезмерно низкое значение коэффициента напряженности также свидетельствует о дисбалансе между спросом и предложением трудовых ресурсов. В то же время ситуация на рынке труда в таких субъектах Федерации, как Республика Ингушетия и Карачаево-Черкесская Республике вызывает серьезные опасения [8,c.54].

Наиболее серьезное  уменьшение коэффициента напряженности по итогам I полугодия т.г. наблюдалось в Омской области, Республике Хакасия и Читинской области. При этом динамика развития рынка труда в Омской области вызывает некоторые опасения: в области, очевидно, существует нехватка трудоспособного населения необходимой квалификации. Уменьшение коэффициента напряженности в Читинской области в 1,44 раза свидетельствует о наметившейся тенденции к устранению дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда. В то время же время в Республике Хакасия рынок труда находится в относительно сбалансированном состоянии.

Рынок труда - это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. В широком смысле рынок труда это система социально - экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный, непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда. Спрос на рабочую силу формируется под влиянием двух основных факторов: уровень заработной платы и свободная конкуренция. Анализ рынка труда - это процесс получения актуальной информации в определенный период времени.

Первоначальным шагом  на пути к трудоустройству является мониторинг рынка труда. Необходимо собрать информацию, актуальную на сегодняшний день. Изучить экономическую  и общеполитическую ситуацию в целом. Сориентироваться в перспективе рынка в краткосрочном и долгосрочном периоде. Проанализировать спрос и предложение. Необходимо провести анализ своих потенциальных возможностей, навыков и умения на предмет соответствия возможно выбранной специализации. Подобрать оптимальную должность, соответствующую своим потребностям и возможностям. Определить реальную "стоимость" соискателя на рынке труда. Выявить возможные несоответствия. Важным элементом анализа является тестирование соискателя на профессиональную пригодность.

Поиск работы и процесс  трудоустройства - это всегда стресс, поэтому психологическое состояние  и психологический настрой - важная составляющая процесса трудоустройства  в целом. Основная задача соискателя осуществить сделку в короткий промежуток времени, которая будет транслировать его профессиональную компетенцию на долгий период. Поэтому важно приложить усилия, знания и организацию, способную обеспечить Вам осуществление этой сделки. Для работодателя - это возможность осуществить сделку в короткий промежуток времени, которая будет обеспечивать развитие и привнесет новации в процесс производства. Таким образом, мы видим, что цели соискателя и работодателя, в первой их части совпадают. Это обеспечивает рынку труда единую направленность. В динамично изменяющейся бизнес среде возможность оперативного получения актуальной информации позволяет быстро и полно анализировать текущие тенденции и, как следствие, принимать верные решения. Информация о текущем состоянии и тенденциях в различных отраслях и сферах бизнеса является одним из важнейших инструментов рынка труда. Обладая необходимой информацией, возможно ориентироваться в конкурентной среде и предпринимать шаги, направленные на достижения основной цели соискателя - трудоустройство.

Состояние рынка  труда Российской Федерации, анализ занятости и безработицы в  посткризисных условиях – актуальная тема исследования в современной  экономике. Последствия глобального  экономического кризиса негативно  сказались как на государстве в целом, так и на каждом отдельном его субъекте. Рынок труда является одним из важных индикаторов, по которому можно судить о национальном благополучии страны, эффективности социально-экономических преобразований.

Информация о работе Рынок труда