Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:03, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть взаимодействие государственных органов, регулирующих рынок труда.
Задачи работы:
- рассмотреть особенности российского рынка труда;
- изучить государственную политику в области регулирования рынка труда;
- исследовать рынок труда на конкретных примерах;
- выявить взаимосвязь государственных органов, регулирующих рынок труда.
Большая роль на современном российском рынке труда отведена государству. Государство проводит активную политику в области содействия занятости населения, которая является механизмом регулирования рынка труда. Данная политика представляет собой разработку и внедрение федеральных целевых программ, направленных на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.
В настоящее время в России численность экономически активного населения в 2010 г. составила 75060 тыс. чел., в 2011 – 75892 тыс. чел., в 2012 – 75524 тыс. чел. Из них занятых в экономике 2010 г. – 70814 тыс. чел. (94,3 % от экономически активного населения), в 2011 – 70603 тыс. чел. (93 %), в 2012 – 69362 тыс. чел (91,8 %).
Спад уровня экономически активного населения и рост безработицы в 2009 г. связан с мировым экономическим кризисом, который оказал негативное влияние на рынок труда и на рабочую силу, что выразилось в многочисленных увольнениях, сокращении рабочей недели, задержках и снижения уровня зарплаты, обесценении доходов и социальных выплат вследствие инфляции.
Численность безработных по данным обследований населения по проблемам занятости в 2010 г. составила 4246 тыс. чел. (5,7 % от экономически активного населения), в 2011 – 5289 тыс. чел.(7 %) , в 2012 – 6162 тыс. чел (8,2 %). Наибольшее число безработных по данным 2009 г. составляют молодые люди в возрасте 20 – 24 лет (21,8 % от общей численности безработных) и люди в возрасте 45 – 49 лет (11,7 %). Отрицательной тенденцией является рост безработных с высшим образованием. Так, если в 2010 г. этот показатель был равен 15 % от общей численности безработных, то в 2012 г. он составил уже 17,3 %.
Актуальной проблемой рынка труда России по-прежнему остается проблема «утечки мозгов», представляющая собой миграционные процессы, обусловливающие приток в Россию лиц низкой квалификации и отток из нее высококвалифицированной рабочей силы. Так, количество иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в России, с каждым годом растет. В 2009 г. они составили 1014 тыс. человек, а в 2011 г. 2426 тыс. человек. Большинство работников являются выходцами из стран СНГ, Китая, Турции. Решение данной проблемы не привело к положительным результатам.
Численность занятых в организациях государственной и муниципальной собственности меньше численности занятых на частных предприятиях. Увеличивается занятость в организациях с иностранной и совместной российской и иностранной формой собственности.
По данным 2012 г. большинство населения занято в обрабатывающих производствах (15,6 % общей численности занятых), оптовой и розничной торговле (17,7 %), социальном страховании и образовании (8,9 %), сельском хозяйстве, лесном хозяйстве (9,6 %), транспорте и связи (8 %), строительстве (7,9 %), здравоохранении и предоставлении социальных услуг (7 %).
Отношения на рынке труда
реализуются в основном через
государственные и
Антикризисные меры государственной
политики в области содействия занятости
предполагают следующие направления:
совершенствование
Таким образом, анализ тенденций свидетельствует, что рынок труда функционирует в сложных экономических условиях, что порождает такие проблемы, как снижение занятости, повышение уровня безработных, ухудшение условий труда, утечка высококвалифицированной рабочей силы за пределы страны и приток из-за рубежа работников с низкой квалификацией.
Состояние рынка труда в посткризисных условиях начинает стабилизироваться. Однако не все проблемы решены [6,c.43]
Необходима реализация грамотной политики государства в области занятости, повышение роли негосударственных учреждений занятости населения, эффективных программ содействия занятости.
Условием проведения результативных процессов является стабилизация экономического положения, модернизационные процессы в промышленности, повышение темпов экономического роста, что приведет к положительным тенденциям на российском рынке труда.
В настоящее время уровень безработицы (по официальным данным) достаточно низкий, хотя он и постепенно повышается. Оценить действительные масштабы безработицы довольно трудно. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же время велика скрытая, официально не фиксируемая "теневая" занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Невозможность ее учета создает искаженное представление об уменьшении занятости. Значительная часть работников, не имеющих официального трудового дохода, либо имеет "теневой доход", либо за ним сохраняется временно не функционирующее рабочее место. Безработица реально не стала острой социальной проблемой в общественном масштабе (хотя в различных регионах страны ситуация существенно различается).
До сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения рабочей силы из "легального" сектора экономики в "теневой" (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов.
На сегодняшний
день главной проблемой занятости
остается не безработица, а неэффективное
использование трудоустроенной
рабочей силы, в первую очередь
находящейся в вынужденном
В настоящее
время ситуация на рынке труда
приобретает новые черты. Во-первых,
многолетняя скрытая
Во-вторых, возникли
существенные сбои в воспроизводстве
профессионально-
Таким образом, по мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность профессиональной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего ее вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно и изменяются требования нанимателей к рабочей силе. От тактики получения сиюминутной прибыли предприниматель переходит к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в последствие у них появится необходимость в увеличении найма молодой рабочей силы.
2.2 Состояние рынка труда на примере Новосибирской области
С 1 января по 16 октября 2012 года в государственные казенные учреждения Новосибирской области центры занятости населения (далее – центры занятости) обратились за содействием в поиске подходящей работы 67,5 тыс. чел. С начала года были признаны безработными 32,7 тыс. чел., за последнюю неделю – 0,7 тыс. чел. Из них 65,6% составляют граждане, уволенные по различным причинам (62,9% уволены по собственному желанию, 10,5% – в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников). Наибольший процент уволенных среди признанных безработными за последнюю неделю отмечается в обрабатывающих производствах; оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – по 19,1%; сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 13,1%; образовании – 8,2%; государственном управлении и обеспечении военной безопасности; обязательном социальном обеспечении; здравоохранении и предоставлении персональных услуг – по 6,8%; транспорте и связи; операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг – по 6,6%; производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 4,7%; предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 3,3%; строительстве – 2,5%; финансовой деятельности – 1,8%; гостиницах и ресторанах – 1,2%; добыче полезных ископаемых – 0,4%.
На 17.10.12 г. в целом по области зарегистрированы 15,1 тыс. безработных граждан. В составе безработных лица предпенсионного возраста составили 12,5%; инвалиды – 13,5%; женщины – 56,0%; молодежь в возрасте от 16 до 18 лет – 0,2%; освобожденные из учреждений, исполняющих наказание – 0,4%; уволенные с военной службы и члены их семей – 0,3%; высшее образование имеют 21,5% безработных.
По информации
предприятий, поступившей в центры
занятости,
с 1 января по 16 октября 2012 года были уволены
в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или
штата работников 7,4 тыс. человек, из них
982 человека трудоустроены, 2263 человека
были признаны безработными.
По оперативной информации от предприятий, представивших в центры занятости сведения о неполной занятости, на 17.10.12 г. 4,4 тыс. чел. работали в режиме неполного рабочего дня (недели), 805 человек находились в вынужденных административных отпусках и 293 человека находились в простое.
Трудоустройство. С 1 января по 16 октября 2012 года при содействии центров занятости нашли работу (доходное занятие) 48,5 тыс. чел.
С начала 2012 года на общественные и временные работы трудоустроено 16,0 тыс. человек, 438 человек организовали собственное дело.
Обучение. К обучению по направлению центров занятости профессиям, востребованным на рынке труда, приступили 5,3 тыс. безработных граждан.
Вакансии. С 1 января
по 16 октября 2012 года зарегистрировано
140,4 тыс. вакансий.
Основная доля
вакансий, заявленных за последнюю
неделю (10.10.12 г. – 16.10.12 г.), приходится на строительство –
31,3%; обрабатывающие производства – 15,1%;
оптовую и розничную торговлю; ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного пользования
– 9,9%; сельское хозяйство, охоту и лесное
хозяйство – 7,2%; операции с недвижимым
имуществом, аренду и предоставление услуг
– 7,0%; образование – 6,1%; здравоохранение
и предоставление персональных услуг
– 5,1%; добычу полезных
ископаемых – 4,9%; производство и распределение
электроэнергии, газа и воды – 4,6%; транспорт
и связь – 2,9%; гостиницы и рестораны –
2,1%; государственное управление и обеспечение
военной безопасности; обязательное социальное
обеспечение – 2,0%; предоставление прочих
коммунальных, социальных и персональных
услуг – 1,3%; финансовую деятельность –
0,6%.
На 17.10.12 г. заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках оставила 36,6 тыс. чел.
Уровень безработицы. Уровень зарегистрированной безработицы в целом по области на 17.10.12 г. составил 1,1% от экономически активного населения.
3. Государственная политика борьбы с безработицей в России
Государство может проводить на рынке труда политику двух типов — пассивную и активную. Пассивная политика ограничивается регистрацией лиц, ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы его предоставления, осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей. Именно такая политика главным образом проводится на сегодняшний день в России.
Активная политика государства на рынке труда в гораздо большей степени отвечает потребностям трудового населения в условиях рыночной экономики. Ее цель заключается в том, чтобы каждый человек, желающий трудиться, мог найти рабочее место соответственно своим запросам. Он должен иметь возможность повышать свою конкурентоспособность в борьбе за место на рынке труда. Для этого ему необходимо ощущать содействие государства в самостоятельном трудоустройстве, занятии индивидуальной трудовой деятельностью, иметь возможность пройти обучение, переподготовку, обратиться за профессиональным консультированием и т.п. Таким образом, при проведении в жизнь активной политики государство является партнером как работника, стремящегося самостоятельно зарабатывать средства для своей семьи, так и предпринимателя — потенциального работодателя. Партнерство государства выражается в посредничестве между этими двумя субъектами рынка. Государство может и само выступать работодателем, создающим рабочие места, путем государственного предпринимательства, устройством общественных работ, привлечением на государственную службу и т.д.