Рынка ценных бумаг и его становление в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Неотъемлемой составляющей развития экономики Республики Беларусь является становление рынка ценных бумаг. Это обусловлено, с одной стороны, внедрением в экономические отношения акционерного капитала, а с другой – применением различных механизмов фондового рынка в целях мобилизации свободных средств юридических и физических лиц и перераспределения их в сферы, наиболее эффективные и нуждающиеся в дополнительном финансировании. Рассматривая белорусский фондовый рынок, необходимо отметить, что его главными сегментами, обусловливающими необходимость его формирования и развития, как в зарубежных странах, являются акции и облигации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… 3
Глава 1. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………………………………
Экономическое содержание рынка ценных бумаг…………
Структура и организация рынка ценных бумаг………
Организационно – экономический механизм функционирования рынка ценных бумаг…………………

5
5
10
17
Глава 2. ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ…. 24
2.1. Понятие ценных бумаг и их классификация ………………
2.2. Основные виды ценных бумаг и их характеристика………
2.3. Ценные бумаги Республики Беларусь ………………………
2.5
24
26
31
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………
38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………. 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Файлы: 1 файл

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ_курсовая.doc

— 463.50 Кб (Скачать)

Источник [11, с. 20]

     Кроме того, совершено значительное количество сделок с облигациями местных исполнительных и распорядительных органов, а также облигациями Национального банка Республики Беларусь.

     Если  в 2009 г. с облигациями местных исполнительных и распорядительных органов было совершено только 5 сделок на сумму 99,9 млрд. рублей, то в 2010 г.-  354 сделки на сумму 7 186,6 млрд. рублей.

     С облигациями Национального банка Республики Беларусь совершена 181 сделка на сумму 7 325,5 млрд. рублей. В 2009 году такие сделки не совершались.

     Наибольший  удельный вес по количеству и объему сделок по прежнему составляют сделки с облигациями - 74,5 % и 98,4 % соответственно. Удельный вес по количеству и объему сделок составляет соответственно:

  • с акциями - 25,1 % и 0,6 %;
  • с векселями, депозитными сертификатами, производными и прочими ценными бумагами – 0,4 % и 1 %.

     Удельный  вес количества сделок по видам облигаций  от общего количества сделок с облигациями следующий: [9, с.21]

  • государственные облигации – 84,7 %,
  • облигации юридических лиц – 13,9 %,
  • облигации местных исполнительных и распорядительных органов – 0,6%,
  • облигации нерезидентов – 0,5 %, облигации Национального банка – 0,3%.

      К профессиональной группе участников рынка ценных бумаг относятся и регистраторы — организации, которые ведут по договору с эмитентом реестр владельцев именных ценных бумаг на конкретную дату.

     Задача  регистратора — точно и своевременно составлять реестр и предоставлять его эмитенту для выполнения обязательств по выпущенным ценным бумагам. В соответствии с этим списком акционерные общества, например, выплачивают дивиденды и рассылают приглашения на общее собрание акционеров. На рынке ценных бумаг эту функцию могут выполнять и депозитарии, представляющие собой организации, которые оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и учету прав собственности на них, а также расчетам доходов и их начислению по счетам «депо», на которых и учитываются ценные бумаги.

     В Республике Беларусь функционирует  двухуровневая депозитарная система, включающая в себя центральный депозитарий  и 35 депозитариев второго уровня, установивших корреспондентские отношения с  РУП «РЦДЦБ», 17 из которых являются банками (рисунок 1.1). 

 

Рисунок 1.1   - Депозитарная система Республики Беларусь

Источник: составлено автором на основе [9] 

     В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277 функции центрального депозитария по всем видам ценных бумаг с 1 января 2008 г. выполняет республиканское унитарное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» (РУП «РЦДЦБ»).

     Учет прав на ценные бумаги осуществляют депозитарии, установившие корреспондентские отношения с РУП «РЦДЦБ». На 1 января 2011 г.                        35 депозитариев заключили договоры на установление корреспондентских отношений с РУП «РЦДЦБ» из них 17 банковских и 18 небанковских, что на 12,5 процента меньше, чем на 1 января 2007 г.

     Кроме того, РУП «РЦДЦБ» установлены корреспондентские отношения с пятью депозитариями Российской Федерации и центральным депозитарием Республики Казахстан.

     На централизованном хранении в депозитарной системе Республики Беларусь на 1 января 2011 г. находилось:

  • 3920 выпусков акций (объем эмиссии - 58 960 млрд. рублей);
  • 138 выпусков облигаций местных исполнительных и распорядительных органов (объем эмиссии -5989,6 млрд. рублей);
  • 45 выпусков государственных ценных бумаг (объем эмиссии - 1759,3 млрд. рублей);
  • 468 выпусков облигаций юридических лиц (объем эмиссии - 11 490 млрд. рублей, 1089,3 млн. долларов США, 91,3 млн. евро, 30 млн. российских рублей);
  • 22 выпуска биржевых облигаций (объем эмиссии - 1 272,9 млрд. рублей);
  • 935 бездокументарных закладных [11, с.7].

      Депозитарная система обеспечивает оперативность взаимоотношений участников рынка ценных бумаг, так как все технологические процессы осуществляются с использованием системы электронного документооборота.

     С 1 декабря 2008 г. РУП «РЦДЦБ» является Национальным нумерующим агентством Республики Беларусь, в рамках выполнения функций которого присваивает ценным бумагам белорусских эмитентов международные идентификационные КШ- и СИ-коды.

     Основные направления развития РУП «РЦДЦБ» как расчетного депозитария определены Концепцией развития расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам Республики Беларусь на 2010 - 2015 годы, утвержденной постановлением Министерства финансов и Правления Национального банка от 4 марта 2010 г. № 20/40.

     Кроме того, широкое распространение во многих странах на рынке ценных бумаг получила деятельность специализированных организаций, которым инвесторы поручают разместить временно свободные денежные средства. К таким организациям относятся инвестиционные фонды, инвестиционные компании и банки. Инвесторы, желающие, чтобы инвестиционный фонд взял на себя управление их активами, должны приобрести его ценные бумаги или заключить с ним контракт. Инвестиционные компании размещают средства вкладчиков в профессионально составленные портфели ценных бумаг, не выпуская своих ценных бумаг. Инвестиционные же банки специализируются на размещении фондовых инструментов на первичном рынке.

     Все рассмотренные участники данной группы создают технологическую инфраструктуру рынка ценных бумаг.

     Поскольку развитие рынка ценных бумаг является одним из направлений финансовой политики государства, то государство регулирует и контролирует деятельность рынка ценных бумаг, способствует созданию необходимой нормативно-законодательной базы, системы информации о состоянии рынка и обеспечивает ее открытость для инвесторов, их защиту от потерь, осуществляет контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка и т.д. Кроме того государство на рынке ценных бумаг выступает в роли крупного эмитента и инвестора, использует инструменты рынка ценных бумаг для денежно-кредитного регулирования.

     Следует отметить, что структура государственных  органов, регулирующих рынок ценных бумаг, в первую очередь зависит от степени централизации управления в стране, модели развития рынка ценных бумаг.

     В процессе развития рынка ценных бумаг на нем появляются и действуют также саморегулируемые организации, которые выполняют контрольные, организационные и регулирующие функции на основе добровольного объединения, как правило, профессиональных участников рынка ценных бумаг. Саморегулируемые организации осуществляют подготовку специалистов для работы на рынке ценных бумаг, разработку профессиональных стандартов, защищают интересы своих членов и т.д. Они могут существовать в различных организационных формах (в виде ассоциаций, общественных организаций и т.п.), носить международный, национальный или региональный статус. На нашем рынке с 1997 г. действует Белорусская фондовая ассоциация, представляющая                    республиканское общественное объединение. На российском рынке известны ассоциации ПАРТАД и НАУФОР, в США — Национальная ассоциация инвестиционных дилеров (NASD).

     Кроме организаций, объединяющих профессиональных участников рынка ценных бумаг, свои организации создают также эмитенты, индивидуальные и институциональные инвесторы с целью защиты своих интересов.

     Вся деятельность на рынке ценных бумаг  осуществляется и                          регулируется при помощи информационно-правовой инфраструктуры. В ее формировании важнейшая роль отводится государству. Это обусловлено масштабностью и рискованностью рынка ценных бумаг, непосредственно влияющего на устойчивость всей финансовой системы государства.   Информационно-правовая  инфраструктура должна обеспечивать реализацию концепции развития рынка ценных бумаг, создание системы информации о состоянии рынка и ее доступности для всех участников, а также системы защиты инвесторов от потерь. Динамичность рынка ценных бумаг требует, с одной стороны, наличия подвижного и гибкого законодательства, нормативной базы, регулирующих эту сферу экономики, а с другой — достаточно жесткого контроля над финансовой устойчивостью и безопасностью как рынка ценных бумаг в целом, так и его отдельных институтов, соблюдения правовых норм и правил деятельности на рынке.

     В Республике Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг», постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь» и от 10 сентября 2009 г. № 1163                                «О некоторых вопросах выпуска, обращения и погашения ценных бумаг» государственное регулирование осуществляется на сегментах:

  1. государственных, корпоративных ценных бумаг, ценных бумаг местных исполнительных и распорядительных органов - Министерством финансов;
  2. ценных бумаг Национального банка и отдельных видов ценных бумаг, выпускаемых банками, - Национальным банком.
 
 
    1. Организационно  – экономический  механизм функционирования рынка ценных бумаг
 

     В структуре любого рынка одним  из важнейших элементов является товар или объект экономических отношений; Рынок ценных бумаг отличается специфичностью своего товара. Ценные бумаги весьма разнообразны. Они могут представлять титулы собственности, долговые обязательства, права на получение дохода или обязательства по его выплате. Ценные бумаги как рыночный товар обладают свойствами обращаемости, ликвидности, стандартности, рискованности, волатильности и т.п. Функционирование рынка ценных бумаг осуществляется посредством организационно-экономического механизма.

     Организационно  рынок  ценных  бумаг представляет  собой структуру, состоящую из первичного и вторичного рынка. Первичный рынок ценных бумаг объединяет конструирование нового выпуска ценных бумаг и их первичное размещение среди инвесторов, то есть приобретение ценных бумаг их первыми владельцами. Первичный рынок охватывает отношения, складывающиеся при выпуске ценных бумаг или при заключении гражданско-правовых сделок, оформляемых ценными бумагами, между эмитентами и первичными инвесторами, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Размещение ценных бумаг на первичном рынке предполагает разработку эмитентами условий выпуска ценных бумаг, обеспечивающих их ликвидность и спрос, а также регистрацию ценных бумаг в соответствующем государственном органе.

     Развитие  первичного рынка ценных бумаг тесно  связано с процессами приватизации и разгосударствления, финансирования государственного долга через выпуск ценных бумаг, а также доступностью информации для инвесторов и внебиржевым оборотом ценных бумаг.

     Выделяют  две формы первичного рынка ценных бумаг:

  • частное (закрытое) размещение;
  • публичное (открытое) предложение.

     Для частного размещения характерна продажа ценных бумаг ограниченному числу заранее определенных инвесторов. Публичное предложение характеризуется размещением ценных бумаг путем публичного объявления и продажи их неограниченному количеству инвесторов. Соотношение между этими двумя формами первичного рынка зависит от финансовой политики государства в целом, конкретных направлений структурных преобразований в экономике и форм финансирования деятельности субъектов хозяйствования.

     На  практике основными способами размещения ценных бумаг на первичном рынке являются: подписка, аукционы, торги, конкурсы. При этом наиболее распространенными методами продажи, как на развитых, так и на развивающихся рынках, являются аукцион и подписка. Аукционный метод размещения предполагает заблаговременный доступ инвесторов к информации, установление цены и продажу ценных бумаг на конкурсной основе. В отличие от аукционов подписка осуществляется по заранее установленной цене.

     Под вторичным рынком ценных бумаг понимаются отношения, складывающиеся при обращении ранее выпущенных и размещенных на первичном рынке ценных бумаг.

     Основу  вторичного рынка ценных бумаг составляют операции, оформляющие перераспределение собственности, спекулятивные и страховые операции. Вторичный рынок ценных бумаг обеспечивает перелив капиталов в наиболее эффективные сферы деятельности, стабильность и ликвидность рынка. Наличие развитого вторичного рынка является условием функционирования первичного рынка ценных бумаг. В странах с рыночной и стабильной экономикой объем оборота ценных бумаг на вторичном рынке значительно превосходит объем их размещения на первичном рынке.

Информация о работе Рынка ценных бумаг и его становление в Республике Беларусь