Роль территориальных финансов в развитии регионов и их состав

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – провести комплексный анализ сущности территориальных финансов и проблем их развития.
Объектом исследования данной курсовой работы являются непосредственно территориальные финансы. Предметом исследования, соответственно, выступают механизмы формирования доходов и расходов территориальных бюджетов, их проблемы и роль в социально-экономическом развитии территорий.

Оглавление

Введение 3
1. Роль территориальных финансов в развитии регионов и их состав 6
1.1 Понятие территориальных и региональных финансов и их трактовка в подходах отдельных авторов 6
1.2 Состав финансовых ресурсов, используемых на развитие территорий на региональном и местном уровнях 14
2. Анализ доходов и расходов региональных и местных бюджетов (на примере областного бюджета Брянской области и одного из местных бюджетов Брянской области) 22
3. Обобщение путей пополнения финансовых ресурсов территорий 30
Заключение 37
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

4502 - Курсовая - Финансы - Территориальные финансы и проблемы их развития.doc

— 503.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Брянский филиал Финуниверситета

 

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Финансы»

 

ВАРИАНТ №14

 

 

 

 

Выполнила                                                                                 Сингаевская Е.В.

Студентка                                                                                   3 курса, заочно

Специальность                                                                                   ФК                           

№ зач. книжки                                                                           100.04/120188

Преподаватель                                                                          Мудрова Н.В.

 

Брянск 2014

Содержание

 

 

 

 

Введение

С конца XX столетия во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения возложенных на них функций территориальные представительные и исполнительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории [5, с. 229].

В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации - это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется; Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это превалирующая часть финансовых ресурсов государства [11, с. 177].

Вопрос состояния территориальных финансов затрагивает, прежде всего, интересы населения страны и поэтому является не локальным, а общегосударственным. Изучение территориальных финансов, знание проблем в этой области помогает их решению, укреплению на этой основе региональной экономики, а значит, и поступательному развитию экономических и социальных процессов в стране.

Цель данной работы – провести комплексный анализ сущности территориальных финансов и проблем их развития.

Объектом исследования данной курсовой работы являются непосредственно территориальные финансы. Предметом исследования, соответственно, выступают механизмы формирования доходов и расходов территориальных бюджетов, их проблемы и роль в социально-экономическом развитии территорий.

При написании работы нами были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность территориальных и региональных финансов и рассмотреть их трактовку в подходах отдельных авторов.
  2. Охарактеризовать состав финансовых ресурсов, используемых на развитие территорий на региональном и местном уровнях.
  3. Провести анализ доходов и расходов региональных и местных бюджетов на примере областного бюджета Брянской области и бюджета г. Брянска.
  4. Обобщить пути пополнения финансовых ресурсов территорий.

Исходя из поставленных задач, в данной работе освещаются теоретические и практические вопросы формирования и использования финансовых ресурсов территорий. В ней излагаются основы организации территориальных финансов, показаны их состав, назначение и роль в экономическом и социальном развитии территорий. Рассматриваются региональные и местные бюджеты, их сущность, формирование доходов, основные направления использования бюджетных ресурсов.

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:

  • анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
  • обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
  • моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Материалом для данной работы служили нормативно-правовые источники, учебники, учебные пособия, периодические издания и Интернет-ресурсы. Рассмотрение изучаемого вопроса со всех точек зрения позволит нам точнее произвести анализ.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

1. Роль территориальных финансов в развитии регионов и их состав

1.1 Понятие территориальных и региональных финансов и их трактовка в подходах отдельных авторов

В XX столетии во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательный компонент демократического государственного строя — местное самоуправление, суть которого состоит в том, что его осуществляет само население через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации — это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.

Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны.

Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, а также субвенции, т. е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).

Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов — финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации) [5, с. 104-105].

Главная составная часть территориальных финансов — региональные бюджеты. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Эти факторы определяют необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.

Другая важная часть территориальных финансов — средства субъектов хозяйствования:

  • финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности (как правило, его коммунальные предприятия);
  • финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.

Для социальной поддержки своих работников субъекты хозяйствования строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме территориальных финансов часто превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие.

 Еще одной важной частью территориальных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками их формирования служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.

Таким образом, территориальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды [7, с. 247-248].

В трактовках содержания региональных финансов в литературе до сих пор имеется много противоречий, хотя общий уклон в раскрытии их содержания проявляется в определении региональных финансов, как ресурсов органов госвласти субъектов федерации и местного самоуправления. Региональные финансы, - считают авторы одного из содержательных учебников, раскрывающих особенности государственных и территориальных финансов, - это финансы региональных органов власти и органов местного самоуправления. Они выражают денежные отношения перераспределительного характера, связанные с осуществлением экономических функций и задач социального развития территорий местных органов власти и управления [8, с. 153].

Одним из ведущих авторов, использующих понятие «территориальные финансы», является Г.Б. Поляк. Следует, по нашему мнению, принять в целом научно обоснованным, хотя и дискуссионным общее определение территориальных финансов, данное этим автором: Территориальные финансы можно охарактеризовать как совокупность денежных средств, направляемых на экономическое и социальное развитие территории [12, с. 331].

Можно согласиться с этим определением, с одним, правда, ограничением, поскольку не все ресурсы территориальных финансов направляются на развитие территорий, большая их часть идет на текущее поддержание функционирования территорий, их социальной сферы, коммунальной, транспортной, производственной инфраструктуры.

На наш взгляд, содержательное определение финансов региона дал Н.И. Берзон. Финансы региона - это денежные ресурсы и потоки в их наличной или безналичной форме, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый жизненный уровень населения [9, с. 270].

Отметим, что территориальные финансы (региональные финансы) — ϶ᴛᴏ денежные фонды административно-территориальных единиц.

Рассредоточение административной ответственности, передача и закрепление за различными уровнями власти полномочий сдвигают процесс принятия решения на нижние уровни власти.

В общем объеме средств, составляющих государственные финансы, высока доля средств, направляемых на удовлетворение непосредственных потребностей граждан. Расход данных средств локализуется местом проживания людей, получающих общественные услуги. По данной причине возникает территориальный аспект распределения государственных финансовых ресурсов. Возникает объективная необходимость в формировании и распределении денежных средств у ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего конкретной территории органа власти. В пределах территориальных подразделений любого государства формируются и расходуются финансовые ресурсы федерального уровня. Экономические субъекты платят налоги в федеральный бюджет. Население данной территории может получать финансирование из федерального бюджета. Исключая выше сказанное, предприятия и организации также платят налоги и финансируются из государственного и из местного бюджетов (рис. 1).

Информация о работе Роль территориальных финансов в развитии регионов и их состав