Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 14:21, курсовая работа
Цель данной работы – провести комплексный анализ сущности территориальных финансов и проблем их развития.
Объектом исследования данной курсовой работы являются непосредственно территориальные финансы. Предметом исследования, соответственно, выступают механизмы формирования доходов и расходов территориальных бюджетов, их проблемы и роль в социально-экономическом развитии территорий.
Введение 3
1. Роль территориальных финансов в развитии регионов и их состав 6
1.1 Понятие территориальных и региональных финансов и их трактовка в подходах отдельных авторов 6
1.2 Состав финансовых ресурсов, используемых на развитие территорий на региональном и местном уровнях 14
2. Анализ доходов и расходов региональных и местных бюджетов (на примере областного бюджета Брянской области и одного из местных бюджетов Брянской области) 22
3. Обобщение путей пополнения финансовых ресурсов территорий 30
Заключение 37
Список литературы 40
В результате изменений в законодательстве в 2014 году будет снижен норматив отчислений в городской бюджет налога на доходы физических лиц с 20% (в 2013 году) до 15% – это минус. В прогнозном плане приватизации учтены 19 муниципальных объектов недвижимости, доход от которых в 2014 году составит 41 млн. рублей. Всего от реализации муниципального имущества по объектам, выкупленным в соответствии с программой приватизации в 2010-2013 годах с учетом сумм рассрочки платежей, в городской бюджет в 2014 году поступит 202,5 млн. рублей.
В соответствии с бюджетным посланием президента России основным инструментом достижения целей бюджетной политики должны стать муниципальные программы. В прогнозных показателях бюджета Брянска на 2014 год запланировано исполнение девяти муниципальных программ, на их реализацию предусмотрено 4 миллиарда 333 миллиона рублей. Это составляет 92,9% от общих расходов бюджета.
Предусмотрено возвращение имущества, которое ранее отдавалось в безвозмездное пользование различным городским и областным структурам. Это почти 74 тыс. кв. м, от которых можно получить в виде арендной платы около 300 млн. рублей в год. Еще один способ пополнить казну - передать городу имущество МУПов, а затем их приватизировать [14].
В целом, при формировании проекта бюджета города на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов был реализован ряд мер по оптимизации расходов, в том числе расходов на заработную плату и материально-техническое обеспечение органов местного самоуправления.
В первой половине 2014 года городская казна пополнилась почти на 2,8 миллиарда рублей, при этом продемонстрировав рост на 12,3% по сравнению с первым полугодием 2013 года. Основными источниками дохода (65%) стали налоговые платежи, а именно, налоги на доходы, вменённый налог и земельный налог. Расходы бюджета превысили доходы более чем на 200 миллионов рублей и составили сумму почти в 3 миллиарда рублей.
Больше всего бюджетных денег было потрачено на социально значимые объекты, около 2,3 миллиарда рублей. Еще 1,7 миллиарда рублей «съела» оплата труда муниципальных казённых, бюджетных и автономных учреждений, а также зарплата муниципальных чиновников [18].
Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом. В условиях фактического разрушения жесткой вертикали управления финансовыми органами субъектов Федерации финансовая политика регионов пока осуществляется каждым из них самостоятельно в меру понимания важности данных усилий и в меру кадровых возможностей каждого из них. Необходимо восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финансовых органов от Минфина РФ и на более серьезном уровне, чем даже было, так как, в противном случае значительно снижается возможность проведения единой финансовой политики государства.
Одновременно в рамках субъектов РФ целесообразно создать единый механизм тесного взаимодействия всех управлений и представительств Министерства финансов Российской Федерации, работающих в республиках, краях и областях. Для этого территориальным финансовым органам должно быть дано право и вменена в обязанность координация их деятельности с целью проведения повышения эффективности.
Наличие финансовых ресурсов в регионе в достаточном объеме все в большей мере становится результатом управления, региональным процессом экономического развития, гарантирующим выполнение властями своих функций по обеспечению последовательного повышения уровня и качества жизни населения. Для поддержания стабильности хозяйства территории, предотвращения кризисных ситуаций, обеспечения пропорциональности и сбалансированности функционирования различных отраслей экономики большое значение имеет порядок формирования финансового потенциала в регионе и контроль его использования.
Финансовый потенциал региона включает в себя не только финансовые ресурсы, которыми располагает регион в настоящий момент времени, но и те финансовые ресурсы, которые могут быть привлечены для выполнения функций региональных органов власти в процессе реализации эффективной финансовой политики. При этом финансовый потенциал конкретного субъекта федерации и объем финансовых ресурсов соответствующего органа власти – понятия отнюдь не тождественные. Во-первых, потому, что регионы вправе распоряжаться далеко не всеми мобилизуемыми на их территории финансовыми ресурсами (часть является доходами более высокого уровня государственной власти). Во-вторых, потому, что в процессе внутригосударственного перераспределения средств вышестоящих звеньев финансовой системы, осуществляемого в целях выравнивания степени финансовой обеспеченности территориального развития, объем финансовых ресурсов, концентрируемых на местах, может превышать размеры имеющегося здесь финансового потенциала 1.
Одним из важнейших параметров экономического и социального развития регионов является наличие в обороте достаточного объема финансовых ресурсов.
Перед регионами стоит часть тех же задач, что и перед федеральными властями в рамках принятой общефедеральной концепции развития экономики страны. Причем экономическая политика региона неразрывно связана с его финансовой политикой. Финансовая политика региона является базой осуществления его экономической политики.
Важнейшим финансовым финансовый документом, отражающим и определяющим концепцию финансово-экономического развития региона, является сводный баланс финансовых ресурсов, в котором находят отражение все финансовые средства и направления их использования. Таким образом, в данном документе отражается активная часть финансового потенциала региона, т.е. непосредственно задействованная в развитии конкретного субъекта Федерации [20].
Финансовая политика региона должна базироваться на сводном финансовом балансе конкретного региона и должна быть направлена:
Рисунок 9 – Приоритеты социально-экономической политики региона
Общая финансовая политика региона должна быть направлена на сочетание финансового обеспечения выполнения текущих задач и программ региона, выполнения среднесрочных и долгосрочных программ развития, на повышение финансовой самообеспеченности региона, на развитие финансовых рынков, на улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, на выполнение всех финансовых обязательств региона.
В этой связи целесообразно рассматривать финансовый баланс региона как систему финансовых показателей, характеризующих важнейшие пропорции формирования и использования финансового потенциала региона. Баланс финансовых ресурсов региона служит средством системного отображения региональных финансов и их взаимосвязи с финансами федерального центра. В условиях ограниченности финансовых ресурсов балансирование доходов и расходов показывает дефицит ресурсов, тем самым определяется необходимость поиска источников финансирования дефицита. Основной целью составления этого документа, согласно рекомендациям Минэкономики РФ, является достижение материально-финансовой сбалансированности воспроизводства и обеспечение финансирования всех мероприятий по комплексному развитию хозяйства и социальной сферы с учетом имеющихся ресурсов.
Региональный сводный финансовый баланс является важнейшим балансовым построением, характеризующим финансовые и организационные возможности региона, адекватно отражающим обеспеченность процесса регионального развития необходимыми для этого финансовыми ресурсами. Он отражает всю совокупность финансовых ресурсов, мобилизуемых в данном регионе, а также направления их использования. На основе его данных можно получить полное представление о совокупности финансовых ресурсов, финансовых связях и взаимоотношениях на данной территории. Его наличие позволяет найти оптимальный вариант развития финансовых отношений в региональном аспекте, выявить имеющиеся в экономике субъекта федерации внутренние резервы, шире использовать финансовые стимулы производства, обеспечить тесную увязку показателей плана социально-экономического развития с финансовыми показателями.
Особое значение имеет связь сводного финансового баланса с бюджетом региона, ибо баланс создает основу бюджетного планирования, увязывает бюджет с общей величиной финансовых ресурсов, ВВП территории. Дефицит регионального баланса финансовых ресурсов находит свое отражение в бюджете территории, источники покрытия которого заложены в балансе финансовых ресурсов. На основе последнего определяется доля финансовых средств, централизуемых в региональных и местных бюджетах, которые выступают одним из основных экономических регуляторов территориального развития. На объем и структуру финансового потенциала региона влияет множество факторов: региональный уровень развития производства и темпы его роста; территориальная структура производства, характеризующаяся преобладанием индустриальных или аграрно-сырьевых отраслей; инвестиционная политика и политика в области распределения национального дохода; развитость финансово-кредитной системы и др. Составление баланса финансовых ресурсов на уровне субъекта Федерации дает возможность точнее определять как общий объем ресурсов региона, так и ту часть, которая остается в его распоряжении, позволяет концентрировать ресурсы на наиболее важных направлениях развития инфраструктуры территории, изыскивать дополнительные резервы финансирования мероприятий, предусмотренных программами их комплексного развития, осуществлять более жесткий контроль мобилизацией и использованием средств, решать другие задачи социально-экономического развития регионов. Составление достоверного сводного финансового баланса региона позволит достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории; точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальными программами; сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе; повысить качество бюджетного планирования; концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретный период направлениях экономического и социального развития территории; изыскать внутренние региональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами; наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития социальной и производственной инфраструктуры в регионе; осуществлять действенный контроль мобилизацией и использованием финансовых ресурсов.
Определяющее влияние на укрепление финансового потенциала региона оказывает система полномочий данного уровня управления, поскольку без четкого их разделения невозможно достичь эффективного управления региональными финансами из-за отсутствия ответственности за его результаты. В этой связи необходимо: четкое разграничение полномочий между уровнями государственной власти; региональные власти должны обладать в пределах своих территорий и полномочий достаточной степенью автономии в проведении финансово- экономической политики; федеральный центр должен иметь эффективные полномочия по обеспечению единого экономического и правового пространства, поддержанию мобильности факторов производства. Для рационального и эффективного распределения расходных функций предлагается учитывать принципы, которые необходимо закрепить законодательно: принцип целесообразности, территориального соответствия, масштабности целей, соразмерности поставленных целей.
Комплексная оценка финансовых ресурсов региона предполагает разработку и анализ сводного баланса финансовых ресурсов субъекта Федерации, с помощью которого определяется следующие параметры:
Таким образом, финансовая политика региона базируется на сводном финансовом балансе конкретного региона, является базой осуществления его экономической политики и основой повышения качества жизни населения – главной цели любой государственной политики [13].
В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. Основной составной частью территориальных финансов являются территориальные бюджеты.
Региональные и местные бюджеты играют важнейшую роль в социально-экономическом развитии территорий. Между региональными и местными бюджетами существуют различные взаимоотношения. Помимо разделения налоговых поступлений, отношения между бюджетами могут быть построены по образу и подобию гражданских правоотношений. Имеется в виду то, что в случае несения нижестоящим бюджетом каких-либо расходов за вышестоящий бюджет, последний возмещает эти расходы согласно представляемым ежеквартально сведениям о произведенных расходах.
Основной финансовый документ региона после доработки депутатского корпуса принят с прогнозируемым объемом доходов на 2014 год в размере 30 миллиардов рублей, расходов – 30,6 миллиарда рублей. Дефицит бюджета планируется в размере 600 миллионов рублей, что не превышает 3% от объема собственных доходов. На 2015 и 2016 годы сформирован сбалансированный по доходам и расходам бюджет. 27 процентов денежных средств планируется потратить на отрасль «Образование», 23 процента – на реализацию социальной политики, 20 процентов – на здравоохранение. В целом объем расходов на реализацию мероприятий социальной направленности составляет почти 70 процентов. Объем трансфертов местным бюджетам составит 10,6 миллиарда рублей.
Информация о работе Роль территориальных финансов в развитии регионов и их состав