Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 14:21, курсовая работа
Цель данной работы – провести комплексный анализ сущности территориальных финансов и проблем их развития.
Объектом исследования данной курсовой работы являются непосредственно территориальные финансы. Предметом исследования, соответственно, выступают механизмы формирования доходов и расходов территориальных бюджетов, их проблемы и роль в социально-экономическом развитии территорий.
Введение 3
1. Роль территориальных финансов в развитии регионов и их состав 6
1.1 Понятие территориальных и региональных финансов и их трактовка в подходах отдельных авторов 6
1.2 Состав финансовых ресурсов, используемых на развитие территорий на региональном и местном уровнях 14
2. Анализ доходов и расходов региональных и местных бюджетов (на примере областного бюджета Брянской области и одного из местных бюджетов Брянской области) 22
3. Обобщение путей пополнения финансовых ресурсов территорий 30
Заключение 37
Список литературы 40
Рисунок 7 – Система финансирования нижестоящего бюджета вышестоящим
Объем расходов любой территории связан с полномочиями местных органов власти.
Доля дотаций и субвенций в территориальных финансах (расходах) определяется как налоговым потенциалом территории, так и объемом закрепленных за ней полномочий по финансированию обязательных расходов.
При определении объема расходов госбюджета важно правильно определить объем текущих услуг, оказываемых территориальными финансами. Объем расходов, которые должны быть профинансированы территорией в обязательном порядке, − ϶ᴛᴏ расходы на удовлетворение собственных потребностей. Кстати, эта часть расходов должна финансироваться исключительно за счет собственных, а не регулирующих доходов.
Система расходов территориального бюджета представлена на рис. 8.
Рисунок 8 – Система расходов территориального бюджета
Обязательные расходы территорий — ϶ᴛᴏ те денежные средства, которые тратятся по утвержденным центральным правительством направлениям. К таким расходам относятся выделения средств для социального обслуживания граждан (жилище, здравоохранение, образование, транспорт и т. п.).
Дискреционные расходы — ϶ᴛᴏ денежные средства, которые тратятся территориальными администрациями в соответствии с утвержденными направлениями, но по собственному усмотрению. К ним относятся:
Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов [7, с. 230-231].
Брянской областной Думой 28 ноября 2013 года был
принят закон
Брянской области об областном бюджете
на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016
годов.
Таблица 1
Основные показатели областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, рублей [17]
Наименование доходов |
Сумма на 2014 год |
Сумма на 2015 год |
Сумма на 2016 год |
Валовый региональный продукт |
249581,0 млн. |
278802,0 млн. |
310307,0 млн. |
Доходы |
30037465347,74 |
29972081621,24 |
31735156336,63 |
Расходы |
30637465347,74 |
29972081621,24 |
31735156336,63 |
Предел государственного внутреннего долга (на 1 января следующего года) |
9649989022,60 |
9611138543,37 |
9590198543,37 |
Общий доход областного бюджета на 2014 год запланирован в объеме чуть более 30 миллиардов рублей — на 1,4 миллиарда рублей больше, чем первоначально планировалось на текущий год.
К сожалению, прибавка по доходам существенно — более чем в два раза — меньше по сравнению с прошлым годом. Обусловлено это снижением планируемых поступлений налога на прибыль организаций, в первую очередь — от нашего основного налогоплательщика (ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба»). Это обстоятельство заставило планировать дефицит бюджета. Ожидается, что в 2014 году его расходы превысят доходы на 600 миллионов рублей. На 2015 и 2016 годы сформирован сбалансированный по доходам и расходам бюджет.
Из общего объема доходов областного бюджета большая часть — 66 процентов – собственные доходы. Общий объем безвозмездных поступлений на текущий год запланирован в размере чуть более 10 миллиардов рублей.
Основным приоритетом бюджетной политики на 2014–2016 годы, отраженным в законе, является реализация положений «майских» указов Президента России, в первую очередь, — предусмотренных Указом от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников. Реализация указов на фоне ограниченных финансовых возможностей привела к необходимости изменения структуры расходов бюджета с целью концентрации ресурсов в социальных отраслях. В 2014 году доля расходов на «социальной блок» составит 69,3%. При этом почти половина расходов бюджета (49,8%) будет направлена на две отрасли — образование и социальную защиту населения.
В бюджетных проектировках на 2014–2016 годы предусмотрено:
Кроме того, в рамках отраслей социального сектора предусматриваются расходы на доведение заработной платы отдельным категориям работников до уровня, установленного президентскими указами. Существенный объем ресурсов на данные цели — более 600 миллионов рублей — централизован на следующий год в составе резервного фонда Брянской области и будет распределяться в течение года.
Среди основных расходных обязательств на очередной год необходимо отметить следующие:
Существенные ассигнования будут направлены на финансовое обеспечение дорожной деятельности. Объем расходов дорожного фонда Брянской области на 2014 год составит 2,5 миллиарда рублей.
В следующем году будет сделан очередной важный шаг во внедрении программно-целевых методов в деятельность органов власти и повышении прозрачности бюджета. Если в предыдущие два года утверждалось аналитическое распределение по государственным программам Брянской области в качестве одного из приложений к закону, то на следующий год «программное» распределение расходов полностью заменило одно из традиционных приложений. Кроме того, была полностью пересмотрена классификация расходов с целью обеспечения соответствия расходов бюджета и государственных программ вплоть до мероприятий. С 1 января 2014 года будет осуществлен переход на «программное» исполнение областного бюджета [15].
По состоянию на начало II квартала текущего года, в целом исполнение бюджета показало позитивную динамику. Областной бюджет по доходам исполнен в сумме 17 528,7 млн. рублей, или на 44,4 % к утвержденному плану года. Темп роста поступлений доходов областного бюджета к соответствующему периоду прошлого года составил 110,3 %.
В доходы областного бюджета зачислено налоговых и неналоговых доходов в объеме 8 809,3 млн. рублей, или 44,6 % плановых назначений, темп роста к соответствующему периоду 2013 года – 117,6 %.
Наибольший прирост обеспечен за счет поступлений налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц, транспортного налога, арендной платы за землю, штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составили 8 719,4 млн. рублей (44,3 % от плана) и увеличились по сравнению с прошлым годом на 311 млн. рублей, или на 3,7 %.
Расходная часть исполнена в сумме 17 403,8 млн. рублей, или на 43,3 % к уточненному объему расходов. Темп роста расходов к уровню прошлого года составил 101,8 % [19].
Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов [9, с. 271-272].
25 декабря прошлого года Брянский городской Совет народных депутатов утвердил бюджет города Брянска на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Бюджет 2014 года сформирован бездефицитным, его доходы и расходы составят 4 млрд. 741 млн. рублей. Из них налоговые и неналоговые доходы — 2 млрд. 562 млн. 1 млрд. 989 млн. в виде субвенций и 189,5 млн. в виде дотаций рассчитывают получить как безвозмездные поступления из бюджетов разных уровней.
Таблица 2
Основные показатели бюджета г. Брянска на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, тыс. рублей [16]
Наименование доходов |
Сумма на 2014 год |
Сумма на 2015 год |
Сумма на 2016 год |
Доходы |
4 741 384,3 |
4 788 917,2 |
4 949 946,7 |
Расходы |
4 741 384,3 |
4 788 917,2 |
4 949 946,7 |
Предел муниципального долга города (на 1 января следующего года) |
1 777 227,2 |
1 754 755,9 |
1 733 814,9 |
Информация о работе Роль территориальных финансов в развитии регионов и их состав