Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 14:21, курсовая работа
Цель данной работы – провести комплексный анализ сущности территориальных финансов и проблем их развития.
Объектом исследования данной курсовой работы являются непосредственно территориальные финансы. Предметом исследования, соответственно, выступают механизмы формирования доходов и расходов территориальных бюджетов, их проблемы и роль в социально-экономическом развитии территорий.
Введение 3
1. Роль территориальных финансов в развитии регионов и их состав 6
1.1 Понятие территориальных и региональных финансов и их трактовка в подходах отдельных авторов 6
1.2 Состав финансовых ресурсов, используемых на развитие территорий на региональном и местном уровнях 14
2. Анализ доходов и расходов региональных и местных бюджетов (на примере областного бюджета Брянской области и одного из местных бюджетов Брянской области) 22
3. Обобщение путей пополнения финансовых ресурсов территорий 30
Заключение 37
Список литературы 40
Рисунок 1 – Распределение доходов между бюджетами различных уровней и основные направления их финансирования
Финансовые ресурсы, необходимые для финансирования важных территориальных задач, образуют самостоятельное звено финансовой системы, опосредованное территориальными фондами денежных средств
Местные финансы создают условия для более эффективного использования денежных фондов территорий в сравнении с государственными финансами.
В унитарном государстве нижестоящие органы власти полностью подотчетны центральному правительству. Их возможности по формированию и использованию финансовых средств ограничены рамками, устанавливаемыми центральным правительством. В странах с федеративным типом государства региональные финансы отличаются более сложной структурой и автономностью каждого элемента.
К территориальным финансам в федеративном государстве ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:
Эффективное выполнение властными структурами ϲʙᴏих функций предполагает четкое разделение их полномочий. Понятно, что реализация такой функции власти, как обороноспособность страны, может быть возложена только на федеральные власти. При всем этом развитие инфраструктуры городов и населенных пунктов, а также оказание социальной помощи населению эффективно исключительно на муниципальном уровне.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что на федеральном уровне концентрируются функции властных структур, связанные с реализацией государственных интересов в целом. На региональном и, в частности, муниципальном уровне осуществляется концентрация функций, обеспечивающих интересы конкретных граждан. К данным интересам относится реализация прав на образование, здравоохранение, социальную защиту.
Структура органов власти предопределяет структуру финансовой системы, ее разделение на федеральные, региональные (субъектов Федерации) и местные финансы.
Последние две категории составляют понятие территориальных (или региональных) финансов [6, с. 259-261].
Региональные финансы (территориальные финансы) —
϶ᴛᴏ фонды денежных средств, формируемые
административно-
Возникновение и развитие региональных финансов связано с двумя обстоятельствами. В первую очередь, в ходе функционирования институтов власти стало очевидным, что конкретные расходы целесообразно осуществлять на конкретном уровне управления. К примеру, из центра невозможно определить расходы на ремонт дорог и озеленение улиц, на оказание адресной социальной помощи гражданам.
Во-вторых, развитие региональных финансов связано с федеральным принципом построения государства.
В государствах с различным типом устройства (унитарных или федеральных) территориальные органы власти обладают разными полномочиями. Это демонстрируется на объемах контролируемых ими финансовых ресурсов. В унитарных государствах все ресурсы концентрируются на верхнем уровне управления. В федеральных государствах территориальные органы власти обладают существенными полномочиями и контролируют значительные финансовые ресурсы.
Общей тенденцией мирового развития будет увеличение полномочий территориальных властей и рост объема финансовых ресурсов, кᴏᴛᴏᴩыми они обладают. Кстати, эта тенденция связана, во-первых, с расширением демократических начал в жизни общества; во-вторых, с необходимостью обеспечения высокой эффективности сбора бюджетных доходов и осуществления расходов.
Региональные финансы позволяют решать локальные экономические и социальные задачи конкретных регионов. Объем их ресурсов определяется их полномочиями, установленными в законодательном порядке.
Финансы конкретной территории отражают ее специфические особенности, как в собираемых доходах, так и в расходах. Так, на уровне территорий легче определить оптимальное соотношение между налогами на доходы и имущество; проще оптимизировать социальные расходы по конкретным получателям помощи. Отметим, что территории могут активно участвовать в программах поддержки малого бизнеса и занятости населения, в частности, выдавать льготные кредиты быстро развивающимся предприятиям.
Важно заметить, что одна из главных задач муниципальных образований, требующих значительных финансовых ресурсов, — ϶ᴛᴏ благоустройство территорий, строительство дорог, защита окружающей среды. На муниципальном уровне в основном финансируется система образования, а также жилищно-коммунальная сфера.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что на уровне территорий осуществляются расходы, касающиеся непосредственных интересов конкретного человека.
Систему финансов конкретной территории составляют бюджет и внебюджетные фонды. Бюджет будет основой территориальных финансов.
Бюджет субъекта Федерации — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации.
Бюджет субъекта Федерации и сумма бюджетов местного самоуправления составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации.
Отметим, что территориальные внебюджетные фонды образуются по решениям соответствующих органов власти и расходуются по целевому назначению [12, с. 330-331].
Региональный бюджет выступает основным централизованным денежным фондом на территории, из кᴏᴛᴏᴩого происходит финансирование территориальных потребностей.
Основные финансовые средства территорий могут быть представлены следующим образом (рис. 2):
Отметим, что территориальные бюджеты — основная составляющая местных финансов. Региональный бюджет финансирует предприятия местного подчинения, определяет уровень обязательных инвестиций в регионе. Через данные бюджеты реализуется социальная политика, балансируются потребности экономической и социальной сфер.
Рисунок 2 – Основные финансовые средства территорий
Внебюджетные фонды территорий образуются по решениям ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих органов власти и расходуются в строгом ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ϲʙᴏим целевым назначением на экономические и социально-территориальные нужды. Внебюджетные фонды территорий — особая форма образования и использования финансовых ресурсов: средства, проходящие через них, вообще не отражаются в бюджете.
Источником региональных финансов будут также ресурсы хозяйствующих субъектов. Источниками финансовых ресурсов в данном случае служат: часть прибыли муниципальных предприятий; выручка бюджетных учреждений от оказания платных услуг на территории в области здравоохранения, образования, сдачи в аренду муниципальной собственности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Заемные средства — еще одна составная часть финансов территорий (рис. 3).
Рисунок 3 – Структура заемных средств территориальных бюджетов
В разных странах заемные средства в территориальных финансах могут быть использованы по-разному (рис. 4):
Рисунок 4 – Распределение источников заемных средств в территориальных бюджетах развитых стран
Принципы формирования и исполнения территориальных бюджетов
Собственные доходы бюджета — ϶ᴛᴏ доходы, которые полностью или частично закреплены на постоянной основе за определенным уровнем бюджетной системы.
Отметим, что территориальные налоги делятся на региональные и местные.
Отчисления от налогов, перераспределяемые по установленным нормативам в порядке бюджетного регулирования, называются регулирующими налогами.
Основную часть доходов регионального бюджета составляют налоги (до 60-70%), а также сборы, закрепленные за данным бюджетом и имеющие постоянный и обязательный характер. Учитывая зависимость от количества уровней территориального управления, налоги делятся на региональные и местные.
К региональным налогам относятся средства, собранные в обязательном и безвозмездном порядке и полностью поступающие в региональные бюджеты.
Первостепенность государственных интересов над региональными обусловливает закрепление за нижестоящими бюджетами наименее значительных по объему и периодичности сбора налоговых источников, которые зачастую не могут в полном объеме профинансировать их расходную часть. Поэтому возникает потребность в перераспределении между бюджетами поступлений от наиболее значимых по объемам и стабильных налогов, которые поступают в централизованный (общегосударственный) бюджет. Отчисление налогов по нормативам, выраженным в процентах, из централизованного бюджета в нижестоящие называется бюджетным регулированием.
Назначение собственных и регулирующих налогов в разных национальных законодательствах различно. При этом в целом систему налоговых доходов в территориальных бюджетах можно представить следующим образом (рис. 5):
Рисунок 5 – Система налоговых доходов региональных и местных бюджетов
Доля собственных налогов в доходах территориальных бюджетов невысока.
Значение собственных налогов в доходной
части территориального бюджета невелико:
не выше 5% от общей доходной базы.
Стоит отметить, что основной из собственных
налогов — транспортный. Исключая выше
сказанное, к собственным налогам относят
налог с продаж, который распространяется
на розничную торговлю, или же им облагается
валовой доход предприятий розничной
торговли.
Подоходный налог с граждан добавляет в налоговую доходную базу до 20% от ее общего объема. Местные налоги составляют существенную долю всех налоговых поступлений в территориальные финансы (рис. 6):
Рисунок 6 – Доля местных налогов в региональных бюджетах развитых стран
Неналоговые доходы отражают реальные возможности местных органов власти управлять принадлежащей им собственностью.
Все местные налоги можно подразделить на поимущественные и на налоги на определенные виды деятельности. Объектом поимущественного дохода будут земля, строительство и другая недвижимость. К налогам на определенные виды деятельности можно отнести налог на предпринимательскую деятельность, а также профессиональную и артистическую.
Другой источник поступления средств в территориальные бюджеты — неналоговые доходы. К традиционным источникам неналоговых доходов относят доходы от управления госсобственностью (сдача в аренду госимущества и земли; дивиденды от использования госимущества, а также по акциям, принадлежащим государству) и доходы от ее продажи — приватизации госимущества. Исключая выше сказанное, значительную часть в неналоговых доходах могут занимать штрафы и пени, выручка от оказания ведомственными структурами платных услуг.
Межбюджетные поступления нужны для сбалансирования бюджетов территорий.
Межбюджетные платежи имеют чисто перераспределительный характер, и поскольку они проходят трансфертом через централизованный бюджет, то их еще называют межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты предназначены для передачи права расходования средств от бюджета высшего уровня к бюджету низшего уровня. Обусловленные субсидии предназначены для оказания помощи бюджетам-получателям при выполнении последними строго оговоренных условий для решения определенных задач. Такой вид трансфертов называют еще целевым грантом, или субвенцией. Безусловные субсидии представляют собой перераспределение ресурсов в нижестоящие бюджеты и называются дотациями, или блок-грантами (рис. 7).
Информация о работе Роль территориальных финансов в развитии регионов и их состав