Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:39, контрольная работа

Краткое описание

Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйствования и управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и практики управления к региональному уровню социально-экономического развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию регионов. Причем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом, понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику, автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами и т. д.).

Оглавление

1. Сущность и роль региональных финансов
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии
региона
2. Региональные бюджеты.
2.1 Понятие региональных бюджетов
2.2 Проблемы взаимоотношения региональных и местных бюджетов
Заключение
Список использованной литерату

Файлы: 1 файл

Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации.docx

— 34.46 Кб (Скачать)

6. установление совместно  с федеральными органами власти  порядка и условий предоставления  финансовой помощи региональным  бюджетам;

7. определение порядка  и условий предоставления финансовой  помощи и бюджетных ссуд из  регионального бюджета местным  бюджетам;

8. предоставление финансовой  помощи и бюджетных ссуд из  регионального бюджета местным  бюджетам;

9. установление порядка  и условий предоставления бюджетных  кредитов;

10.определение перечня  и порядка осуществления государственных внутренних

заимствований субъектов  Федерации;

11. осуществление государственных  внутренних и внешних заимствований  субъекта Федерации и управление  государственным долгом субъекта  Федерации.

Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Федерации должен придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным бюджетом, что  предполагает установление единых для  всех субъектов Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов  и сборов в региональные бюджеты  и единого порядка уплаты федеральных  налогов и сборов. [1, 3 с.]

В целях повышения эффективности процесса формирования бюджета целесообразно применять специальные управленческие классификации, согласно которым бюджетные доходы и расходы группируются по определенным признакам. Широко распространена классификация, согласно которой в бюджете выделяются две составляющие: текущий бюджет и бюджет развития. В текущем бюджете отражаются расходы и доходы, обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность, например, расходы на поддержание нормального функционирования всех постоянно действующих хозяйственных структур.

Необходимо стремиться к  тому, чтобы в бюджете текущих  операций объем поступлений превышал расходы. Образующаяся разница участвует  в формировании инвестиционного  бюджета. Показатель того, насколько  регион окажется в состоянии достичь  этого умелым ведением бюджета текущих  операций для отчисления в инвестиционный бюджет, является важной характеристикой  финансовых возможностей региона и  свидетельствует о долгосрочной платежеспособности при привлечении  займов и кредитов.

К бюджету развития (инвестиционному  бюджету) относятся доходы и расходы, направляемые на совершенствование  региональной экономики (в т.ч. расходы  на проведение строительных работ и  приобретение материального имущества) и инвестиционные отчисления третьим  лицам, а также отчисления федерации  и субъектов федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также  особые операции по финансированию, напр., получение и погашение кредитов, отчисления в резервные фонды  и изъятия из этих фондов.

Подобная структура, несмотря на определенную степень условности, позволяет четко определять и  корректировать деятельность по основным направлениям развития. Бюджет должен составляться на основе прогноза социально-экономического развития региона. Согласно действующему законодательству прогноз долгосрочного  социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, на основе текущего прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и на основе тенденций развития экономики и социальной сферы  на планируемый финансовый год и  предшествует составлению проекта  бюджета. Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления  и рассмотрения проекта бюджета  должно вызывать соответствующее изменение  основных характеристик проекта  бюджета.

2.2 Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов

В процессе составления и  исполнения бюджетов между ними возникает  система взаимоотношений в виде определенных потоков финансовых средств. Это касается и сферы взаимодействия местных бюджетов и бюджетов субъектов  Федерации.

В соответствии с Федеральным  законом «О финансовых основах местного самоуправления» (может она имела ввиду что нет ссылки на номер?????) межбюджетные отношения местных бюджетов с вышестоящими должны строиться на принципах: взаимной ответственности; применения для всех муниципальных образований единой методологии оценки их финансовых потребностей, учитывающей их индивидуальные особенности; выравнивания доходов муниципальных образований; максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков; компенсации местным бюджетам уменьшения их доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти регионального и федерального уровня; повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов, открытости и гласности межбюджетных отношений.

К средствам межбюджетного  регулирования, затрагивающим формирование местных бюджетов, относятся: нормативы  отчислений от регулирующих доходов; дотации  и субвенции; средства, выделенные из фонда финансовой поддержки; средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. [2, 3 с.]

Принципиально важно следующее закрепленное в законе положение: если в результате успешной финансово-хозяйственной деятельности местных органов власти в текущем финансовом году произошло увеличение собственных доходов местных бюджетов, то это не может служить основанием для уменьшения на будущий год нормативов отчислений (в процентах) от регулирующих доходов, а также доли средств, выделяемой данной территории из регионального Фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО). Этот Фонд необходимый инструмент межбюджетного регулирования в пределах каждого субъекта Федерации.

ФФПМО формируется за счет отчислений из федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта Федерации. Фиксированная формула, с помощью которой осуществляется межтерриториальное распределение ФФПМО, должна учитывать следующие факторы: численность населения муниципального образования; долю детей дошкольного и школьного возраста, долю лиц пенсионного возраста в общей численности населения, площадь территории, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования, а также другие обстоятельства, определяющие социально-экономические особенности данной территории в пределах субъекта Федерации.

Прежде чем принимать  решение об оказании финансовой помощи муниципальному образованию, региональные органы власти вправе и должны осуществлять проверку ее целесообразности. Таким  образом, чтобы помощь из ФФПМО не превратилась в канал финансирования недостаточно эффективного управления территориями, органы власти субъекта Федерации вправе проверять, какая  работа ведется на местах по увеличению доходов местных бюджетов, а также  по выполнению законодательства по их расходованию при соблюдении необходимых  мер экономии.

Когда круг территорий, нуждающихся  в финансовой поддержке из бюджета  региона, объективно определен, возникает  вопрос о методике распределения  средств ФФПМО между территориями его получателями. Опыт показывает, что единая методика подобного распределения, равно как и в целом практика межбюджетных отношений внутри регионов, пока не сложилась.

Существуют отдельные  подходы, ведутся поиски наиболее оптимальных  решений, соответствующих условиям различных типов регионов России.

Область на протяжении ряда лет является одним из немногих регионов России, не получающих трансферты из федерального бюджета и самостоятельно обеспечивающих свои текущие бюджетные расходы. Уровень самообеспеченности области  составляет свыше 90%. Хотя ситуация и  здесь ежегодно осложняется. Изменения  в федеральном налоговом и  бюджетном законодательстве привели, как и в других областях, к перераспределению  налоговых доходов в пользу федерального центра при сохранении расходных  полномочий территории. Если в целом  область донор, то на внутрирегиональном уровне явно наблюдаются недостаточные темпы развития собственной налоговой базы местных бюджетов. Большинство из них, как было сказано выше, являются дотационными, причем в бюджетах ряда районов перечисления из областного бюджета достигают 80%.

Финансовая помощь муниципальным  образованиям в структуре расходов областного бюджета увеличивается  и достигает четверти всех расходов

Порядок построения межбюджетных отношений следующий:

1) рассчитывается минимально  необходимый размер средств бюджетов  муниципальных образований;

2) устанавливаются доли  отчислений от федеральных и  региональных налогов, оставляемых  на местах;

3) после этого отдельным  районам в случае нехватки  средств выделяются субвенции;

4) если и после этого  у кого-то не хватает доходов на покрытие минимальных потребностей выделяются дотации;

5) в случае передачи  полномочий на нижестоящий уровень  осуществляется финансовое сопровождение.

Рассмотрим этот механизм внутрирегионального финансового регулирования подробнее.

1. Анализируются составляющие, учитываемые при расчете минимального  размера средств бюджетов муниципальных  образований.

Расчет ведется методом так называемого прямого счета:

а) уровень оплаты населением услуг по содержанию и ремонту  жилья, коммунальных услуг в домах  муниципального и общественного  фонда составляет 50%.

б) нормы расходов на питание.

в) нормы расходов на приобретение медикаментов и перевязочных средств  по учреждениям здравоохранения  районов.

Таким образом, с учетом численности соответствующих категорий населения потребителей бюджетных услуг прямым счетом устанавливается минимальная величина бюджета муниципального образования.

2. Доли некоторых федеральных  и ряд региональных налогов  полностью передавались в муниципальные

а) доли федеральных налогов, закрепленных за бюджетами районов  и городов на постоянной основе.

б) дополнительные отчисления.

В результате практически  все федеральные и региональные налоги (в пределах доли территориальных  бюджетов в целом) остались в бюджетах муниципальных образований.

Заключение

Региональные бюджеты  являются одним из главных каналов  доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения.

Важное значение имеют региональные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Доходы бюджетов, входящих в бюджетную систему, образуются за счет закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи в различных формах и других доходов в соответствии с законом о бюджете на соответствующий  финансовый год. Доходы являются обезличенными  за исключением случаев, оговоренных  специальным законодательством.

Так как темпы роста  расходов региональных бюджетов превышают  темпы их доходов (несмотря на отчисления от регулирующих налогов), иногда возникает  необходимость в дотациях из вышестоящего бюджета. Нужно отметить, что дотация  и субвенция как методы наделения  финансовыми ресурсами региональных бюджетов несовершенны. Они лишены стимулирующих качеств и создают  у региональных органов иждивенческое  настроение.

Одной из актуальных проблем  является улучшение благоустройства  наших городов и сел. Этому  должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти  цели бюджетных ассигнований. Целесообразно  разбить городские территории на участки и давать подряды на их обслуживание на конкурсной основе городским  специализированным организациям по благоустройству, кооперативам.

Экономика области в прошлом  году в полной мере испытала на себе последствия кризиса, поэтому налоговые  платежи в бюджет снизились. Однако начиная с осени, во многом благодаря  антикризисным мерам наблюдается  тенденция роста в промышленности, других отраслях.

В условиях становления рыночных отношений возрастает роль внешнеэкономических  связей. В качестве первоочередных направлений взаимодействия с инофирмами выделяются следующие: совместное освоение природных ресурсов; создание совместных предприятий; совместная реализация экологических проектов на базе передовых достижений зарубежной технологии и реализация отечественных проектов с применением импортной техники, привлечением иностранных капиталов, использованием зарубежного опыта и новейших технологий для повышения производительности труда в промышленности, продуктивности сельскохозяйственного производства и организации фермерских хозяйств; использование опыта наиболее развитых стран в формировании и функционировании рыночной инфраструктуры; привлечение иностранных специалистов для консультаций и подготовки управленческих кадров.

Успех экономической реформы  в России предполагает сочетание  разнообразия конкретных подходов к  решению проблем в отдельных  регионах и в то же время единства общих принципов функционирования рынка на всей территории страны.

Таким образом, развитие территориальных  рынков означает развитие обмена, горизонтальных связей между регионами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Журнал «Финансы» №9, 2008г. Лавров А. М. «Переход к новой системе межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации», 3стр.

Информация о работе Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации