Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:39, контрольная работа

Краткое описание

Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйствования и управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и практики управления к региональному уровню социально-экономического развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию регионов. Причем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом, понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику, автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами и т. д.).

Оглавление

1. Сущность и роль региональных финансов
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии
региона
2. Региональные бюджеты.
2.1 Понятие региональных бюджетов
2.2 Проблемы взаимоотношения региональных и местных бюджетов
Заключение
Список использованной литерату

Файлы: 1 файл

Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации.docx

— 34.46 Кб (Скачать)

Содержание

1. Сущность и роль региональных  финансов

1.1 Понятие региональных  финансов, их особенности, состав  и функции

1.2 Роль региональных финансов  в социально-экономическом развитии

региона

2. Региональные бюджеты.

2.1 Понятие региональных  бюджетов

2.2 Проблемы взаимоотношения региональных и местных бюджетов

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйствования и управления, перераспределение  полномочий между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями  усиливал внимание экономической науки  и практики управления к региональному  уровню социально-экономического развития, а также финансовому, в том  числе финансово-бюджетному, состоянию  регионов. Причем в данном случае под  региональным уровнем, точнее регионом, понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику, автономную область или округ) с  входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами и  т. д.).

Актуальность решения  проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами  к управлению территориями, но и  невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой  дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так  и входящих в их состав муниципальных  образований (территорий).

Причем к настоящему времени  еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.

В связи с этим целью  этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом  развитии региона, а также принципов  формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.

Объект работы - субъект  Российской Федерации (область, край, республика, автономная область или округ) с  входящими в его состав муниципальными образованиями. Предметом работы являются финансовые ресурсы региона.

Во второй части работы представлен анализ финансовых ресурсов Алтайского края.

1. Сущность и  роль региональных финансов

1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции

Все финансовые потоки, циркулирующие  в экономике, всегда привязаны к  определенной территории, поскольку  они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.

В соответствии с общими подходами, используемыми для определения  региональных финансов, ими можно  назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с  точки зрения потребностей хозяйства  территории уровень производства товаров  и услуг, устойчивый товарообмен  в соответствии с законами рыночного  хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения. Финансы региона это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы.

Вместе с тем финансы  региона неотъемлемая составная  часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном региональном или местном уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления. [3, 333 с.]

Финансовые ресурсы, созданные  на территории, складываются из следующих  важнейших частей:

- ресурсы бюджетов всех  уровней (используются для текущего  финансирования

экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих  территорий);

- ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования  оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности  соответствующих субъектов хозяйствования);

- ресурсы внебюджетных  фондов;

- кредитные ресурсы коммерческих  банков и прочих финансовых  структур

(используются для срочного  и возвратного финансирования  оборотных средств и капиталовложений);

- дотации, субвенции и  другие поступления из вышестоящих  бюджетов для покрытия дефицита  территориальных бюджетов и централизованные  инвестиции (изфедерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).

Таким образом, финансовые ресурсы  региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных  единиц, функционирующих в регионе.

Основная особенность  финансов региона заключается в  том, что здесь действуют как  бы три самостоятельные финансовые подсистемы государственная (финансовые ресурсы федеральных органов  и самого субъекта Федерации); муниципальных  образований; а также отдельных  юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих  субъектов. Первые две подсистемы традиционно  относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и  централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических  и физических лиц, естественно, не находятся  в прямой юрисдикции региональных или  местных органов власти, однако в  значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования.

Таким образом, поскольку в конечном счете все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.

Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

1. Контрольная функция  проявляется лишь в процессах  использования хозяйствующими субъектами  государственных средств.

2. Мобилизационная функция  обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

3. Распределительная функция  связана с перемещением доходов  от производителей в иные сферы  хозяйства.

Таким образом, финансы региона  представляют собой систему экономических  отношений, посредством которой  национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.

1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона

В условиях отказа от планово-директивных  методов управления (в том числе  и на территориальном уровне) и  перехода на преимущественно рыночные начала хозяйствования финансовые инструменты  становятся основным рычагом воздействия  на ход экономических и социальных процессов в регионе. Роль региональных финансов в процессе управления социально-экономическимразвитием территорий резко повышается. Являясь прежде всего инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход. [3, 337 с.]

Региональные финансы, являясь  инструментом государственной социальной политики, также должны обеспечивать через территориальные бюджеты  финансирование части расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения.

Региональные финансы  играют важную роль в выравнивании уровней социально-экономического развития регионов. Межбюджетное перераспределение  финансовых ресурсов, нацеленное на сглаживание  существенных межрегиональных различий, также осуществляется через финансовую систему региона.

Региональные финансы  являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона.

2. Региональные  бюджеты

2.1 Понятие региональных бюджетов

Центральным звеном региональных финансов являются территориальные  бюджеты. Повышение их доли в консолидированном  бюджете Российской Федерации, которое  произошло за время реформ, свидетельствует  о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое  развитие региона.

Региональный бюджет форма  образования и расходования денежных средств предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов  Российской Федерации.

В области регулирования  бюджетных правоотношений к ведению  субъектов

Российской Федерации  относятся:

1. установление порядка  составления и рассмотрения проектов  региональных бюджетов, их утверждения  и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;

2. составление и рассмотрение  проектов региональных бюджетов  и консолидированных бюджетов  субъектов Федерации, их утверждение  и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. распределение доходов  от региональных налогов и  сборов, иных доходов субъектов  Федерации между региональным  бюджетом и местными бюджетами;

4. определение порядка  направления в региональный бюджет  доходов от использования собственности  субъекта Федерации, доходов от  налогов, сборов и иных доходов  регионального бюджета;

5 разграничение полномочий  по осуществлению расходов между  региональным и местными бюджетами  в соответствии с федеральным  законодательством;

Информация о работе Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации