Роль финансов в социально–экономическом развитии ХМАО–Югра

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Абсолютные конкурентные преимущества Ханты–Мансийского автономного округа–Югра (ХМАО–Югра) в народнохозяйственном разделении труда связаны, прежде всего, с наличием уникальных природных ресурсов, половина текущих извлекаемых запасов нефти России локализована в границах округа, а также производственного потенциала, позволяющего эффективно разрабатывать эти природные ресурсы.
По своему экономическому потенциалу округ входит в десятку сильнейших по Российской Федерации. Консолидированный бюджет округа входит в первую пятерку бюджетов России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
3
ГЛАВА 1.
ХАНТЫ–МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ЮГРА КАК СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..

4
1.1.
Характеристика и особенности ХМАО–Югра………………..
4
1.2
Нормативно–правовая база, регулирующая социально–экономическую сферу ХМАО–Югра……………………….

6
1.3
Анализ современного социально–экономического состояния ХМАО–Югра…………………...………………………………

7
ГЛАВА 2.
РОЛЬ ФИНАНСОВ В СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ХМАО–ЮГРА………………………………………………………...
110
10
2.1
2.2
Роль финансов в социальном развитии ХМАО–Югра……...
Роль финансов в экономическом развитии ХМАО–Югра….
10
15
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ХМАО–ЮГРА……...

27
3.1
Основные проблемы социально–экономического развития ХМАО–Югра…………………………………………………..

27
3.2
Перспективы социально–экономического развития ХМАО–Югра……………………………………………………………

29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….................
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

курс фин.docx

— 172.36 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт–Петербургский государственный

инженерно–экономический университет»


 

Кафедра финансов и банковского  дела

 

Курсовая работа по дисциплине «Финансы» на тему:

«Роль финансов в социально–экономическом развитии ХМАО–Югра»

 

 

 
Санкт–Петербург

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

СОДЕРЖАНИЕ

                      ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………

3

ГЛАВА 1.  

ХАНТЫ–МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ЮГРА  КАК СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..

 

4

    1.1.

Характеристика и особенности ХМАО–Югра………………..

4

1.2  

Нормативно–правовая база, регулирующая социально–экономическую сферу ХМАО–Югра……………………….

 

6

1.3

Анализ современного социально–экономического состояния ХМАО–Югра…………………...……………………………

 

7

ГЛАВА 2.

РОЛЬ ФИНАНСОВ В СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ  ХМАО–ЮГРА………………………………………………………...

110

10

2.1

2.2

Роль финансов в социальном развитии ХМАО–Югра……...

Роль финансов в экономическом развитии ХМАО–Югра….

10

15

ГЛАВА 3.

ПРОБЛЕМЫ И  ПЕРСПЕКТИВЫ В СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ХМАО–ЮГРА……...

 

27

3.1

Основные проблемы социально–экономического развития ХМАО–Югра…………………………………………………..

 

27

3.2

Перспективы социально–экономического развития ХМАО–Югра……………………………………………………………

 

29

           ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….................

34

                     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..

35


 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ханты–Мансийский автономный округ (историческое название края  Югра) образован 10 декабря 1930 г., расположен в центральной части Западно–Сибирской равнины.

Абсолютные конкурентные преимущества Ханты–Мансийского автономного округа–Югра (ХМАО–Югра)  в народнохозяйственном разделении труда связаны, прежде всего,  с наличием уникальных природных ресурсов, половина текущих извлекаемых запасов нефти России локализована в границах округа, а также  производственного потенциала, позволяющего эффективно разрабатывать эти природные ресурсы.

По своему экономическому потенциалу округ входит в десятку  сильнейших по Российской Федерации. Консолидированный  бюджет округа входит в первую пятерку  бюджетов России.

ХМАО–Югра играет значительную роль в формировании доходов бюджета Российской Федерации  – 13,7% в  2010 г. При современной системе формирования межбюджетных отношений 82,4% доходных платежей, генерируемых субъектами экономической деятельности в регионе,  концентрируются в федеральном бюджете, в консолидированном бюджете ХМАО–Югра остается 15,6%.  

 Развитие и современное состояние экономики Ханты–Мансийского

автономного округа – Югра в существенной мере определяется тенденциями, складывающимися в региональном топливно–энергетическом комплексе, вовлеченном в глобальный энергетический рынок и зависящем от динамики его конъюнктуры.

Основной целью данной работы является изучение и  анализ роли финансов в социально–экономическом  развитии ХМАО–Югра, а также изучении особенностей и характеристики, анализе современного социально–экономического состояния ХМАО и выявлении проблем и определении перспектив социально–экономического развития округа.

 ГЛАВА 1. ХАНТЫ–МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ   ЮГРА  КАК СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     1.1 Характеристика и особенности ХМАО–Югра

 Ханты–Мансийский автономный округ – Югра входит в состав Уральского федерального округа (УФО) и располагается в серединной части России. Он занимает центральную часть Западно–Сибирской равнины. На севере округ граничит с Ямало–Ненецким автономным округом, на северо–западе с – Республикой Коми, на юго–западе со Свердловской областью, на юге – с Тобольским районом, на юго–востоке и востоке – с Томской областью и Красноярским краем. Площадь территории ХМАО – Югра составляет 534,8 тыс.км2. Численность населения автономного округа на начало 2011 г. составила 1558004 чел. (3 место в УФО и 28 место в Российской Федерации).

В состав округа входят 106 муниципальных образований, в том числе 13 городских округов (Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть–Ях, Радужный, Сургут, Урай, Ханты–Мансийск, Югорск); 9 муниципальных районов (Белоярский, Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты–Мансийский); 26 городских и 58 сельских поселений.

Это самый крупный по численности  населения регион, территория которого приравнена к районам Крайнего Севера. Округ характеризуется высокой  степенью урбанизации. Югра занимает 3 место среди субъектов Российской Федерации по естественному приросту населения. Губернатором округа с 1 марта 2010 года является Комарова Наталья Владимировна.

Ханты–Мансийский автономный округ–Югра – один из стратегических регионов России, обеспечивающий энергетическую безопасность страны и накопление необходимых финансовых ресурсов для осуществления модернизации и инновационного развития России. ХМАО является крупнейшим нефтедобывающим районом России и мира, относится к регионам–донорам. Освоение природных ресурсов ХМАО–Югра в настоящее время является одним из условий интенсивного развития производительных сил не только округа, но и России в целом, поскольку расширяющиеся потребности в ресурсах сырья, топлива, энергии и их сокращение в освоенных российских регионах и промышленных зарубежных странах неизбежно заставляют эти территории и страны стремиться на запад Сибири.

ХМАО по запасам углеводородного сырья занимает ведущее место в мире – (5% от мировых запасов нефти). В силу того, что данное сырье будет являться главным источником энергии в течение ближайших 15-20 лет, роль округа как территории, поставляющей такое сырье, сохраняется. В настоящее время ХМАО поставляет углеводородное сырье в различные регионы Российской Федерации и за ее пределы, в основном в европейские страны и государства СНГ.

Надежное транспортное сообщение  с Северным морским путем, и республиками Российской Федерации, европейскими государствами, странами Центральной Азии и Китаем дает Ханты–Мансийскому автономному округу–Югра возможность играть соответствующую экономическую роль. Уже сейчас можно говорить об огромном интересе европейских стран, в том числе и скандинавских, к рынкам Урала, Сибири, Дальнего Востока, Центральной Азии, Китая, Индии и Юго–Восточной Азии.

 Ханты–Мансийский автономный округ – Югра входит в число наиболее динамично развивающихся российских регионов с привлекательным инвестиционным климатом. Округ прочно удерживает 2-е место после Москвы по объёмам капитальных вложений среди субъектов Российской Федерации.

 

 

1.2 Нормативно–правовая база, регулирующая социально–экономическую сферу ХМАО–Югра  

Социально–экономическая  сфера в ХМАО–Югра регулируется положениями Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г., Бюджетным и Налоговым кодексами РФ. 

Бюджетный кодекс РФ регламентирует принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ, а также ее субъектов:

  • единства;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Налоговый кодекс регламентирует взаимоотношения  физических и юридических лиц  и федеральной налоговой службы (ФНС) по поводу формирования доходной части финансов государства, федерального и муниципального бюджетов, а также  бюджетов субъектов РФ.

Устав (Основной закон) Ханты–Мансийского автономного округа – Югра от 26.04.1995 г. N4–оз (принят Думой Ханты–Мансийского автономного округа 26.04.1995 г.) в соответствии со статьей 66 Конституции Российской Федерации. На основании данного закона осуществляется регулирование в сфере социально–экономической деятельности региона.

Регулирование осуществляется на основе следующих  разделов:

  • социальная сфера регулируется главой 16 «Обеспечение социальной поддержки населения ХМАО – Югра, реализации прав граждан на образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт» устава ХМАО;                                                                                                 
  • экономическая сфера регулируется главами 12 «Экономическая основа жизнедеятельности ХМАО – Югра» и 13 «Финансы ХМАО – Югра» устава ХМАО.

Задачи, функции, полномочия и компетенция  деятельности Правительства ХМАО–Югра определяются уставом округа, законом Ханты-Мансийского автономного округа–Югра от 12.10.2005 г. № 73-оз "О Правительстве Ханты–Мансийского автономного округа–Югра" и иными законами ХМАО–Югра.

 

 

 

 

1.3 Анализ современного  социально–экономического состояния ХМАО–Югра

В настоящее время округ является основным нефтегазоносным районом Российской Федерации. Наиболее крупные месторождения нефти и газа — Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское, Приобское. В округе добывается россыпное золото, жильный кварц и коллекционное сырье. Открыты месторождения бурого и каменного угля. Разведаны залежи железных руд, меди, цинка, свинца, ниобия, тантала, проявления бокситов и др. Высокие темпы развития нефтяной промышленности, строительства, энергетики обусловили быстрый рост населения (более чем на 1 миллион человек за последние 30 лет). На территории автономного округа расположены Сургутский энергоузел, основные предприятия крупнейших нефтяных компаний России — «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС», «Тюменская нефтяная компания», «Сургутнефтегаз». Округ относится к регионам–донорам России и лидирует по целому ряду основных экономических показателей:

  • 1 место — по объему промышленной продукции;
  • 1 место — по добыче нефти;
  • 2 место — по поступлениям налогов и сборов в бюджетную систему;
  • 2 место — по производству электроэнергии;
  • 3 место — по добыче газа.

На территории округа открыто более 500 нефтяных и газонефтяных месторождений с запасами около 20 млрд. тонн, что составляет основную долю добываемой нефти на территории России. (Рис. 1)

Рис.1. Доля Ханты–Мансийского автономного округа в совокупном объеме добычи нефти по РФ.

 Прогнозные запасы нефти оцениваются в 35 млрд. тонн. Традиционными отраслями экономики ХМАО являются лесная, рыбная промышленность, охотничий промысел, оленеводство. Большое влияние на экономику округа оказывает климатические факторы, природные условия округа не благоприятствуют развитию сельского хозяйства, поэтому большая часть сельскохозяйственной и пищевой продукции завозится из других регионов России. Основными продуктами экспорта являются: нефть, продукты ее переработки, топливо, древесина, изделия из нее и т.п. Импорт округа составляют высокотехнологичное оборудование для предприятий ТЭК, изделия из черных металлов, телекоммуникационное и компьютерное оборудование, автомобили.

На 1 января 2011 года численность постоянно проживающего населения составила 1 558 004 человек. Доля населения трудоспособного возраста составляет 69,6%, моложе трудоспособного – 19,9%, старше трудоспособного – 10,5%. Естественный прирост населения несколько увеличился и составил примерно четыре с половиной человек на тысячу жителей, в то время как по стране он равен минус пяти с половиной человек на тысячу. Эти показатели свидетельствуют о возрастающей уверенности жителей округа в завтрашнем дне. Количество населения округа сохраняется на прежнем уровне, в регион приезжает людей намного больше, чем уезжает, миграционный прирост населения округа за 2011 год составил 3,7 тыс. человек. В Ханты–Мансийском округе в 1998 году объем промышленного производства вырос примерно на два процента и ежегодно он увеличивается на шесть процентов (более одиннадцати миллионов тонн нефти).

Вложенные инвестиции в лесную промышленность начали давать положительные результаты. Воплощаются в жизнь многие крупные инвестиционные проекты, например, строительство целлюлозно–бумажного и фанерного комбинатов. Кроме этого, удалось наладить производство по глубокой переработке древесины в Мортке, в Кондинском и Нефтеюганском районах. Благодаря новым технологиям, производится энергичная заготовка древесины в Октябрьском, Нефтеюганском и Нижневартовском районах. Но для стабильного роста объемов производства в лесной промышленности необходимо инвестировать в нее еще примерно 60 миллиардов рублей.

Информация о работе Роль финансов в социально–экономическом развитии ХМАО–Югра