Роль финансов в социально–экономическом развитии ХМАО–Югра

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Абсолютные конкурентные преимущества Ханты–Мансийского автономного округа–Югра (ХМАО–Югра) в народнохозяйственном разделении труда связаны, прежде всего, с наличием уникальных природных ресурсов, половина текущих извлекаемых запасов нефти России локализована в границах округа, а также производственного потенциала, позволяющего эффективно разрабатывать эти природные ресурсы.
По своему экономическому потенциалу округ входит в десятку сильнейших по Российской Федерации. Консолидированный бюджет округа входит в первую пятерку бюджетов России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
3
ГЛАВА 1.
ХАНТЫ–МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ЮГРА КАК СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..

4
1.1.
Характеристика и особенности ХМАО–Югра………………..
4
1.2
Нормативно–правовая база, регулирующая социально–экономическую сферу ХМАО–Югра……………………….

6
1.3
Анализ современного социально–экономического состояния ХМАО–Югра…………………...………………………………

7
ГЛАВА 2.
РОЛЬ ФИНАНСОВ В СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ХМАО–ЮГРА………………………………………………………...
110
10
2.1
2.2
Роль финансов в социальном развитии ХМАО–Югра……...
Роль финансов в экономическом развитии ХМАО–Югра….
10
15
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ХМАО–ЮГРА……...

27
3.1
Основные проблемы социально–экономического развития ХМАО–Югра…………………………………………………..

27
3.2
Перспективы социально–экономического развития ХМАО–Югра……………………………………………………………

29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….................
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

курс фин.docx

— 172.36 Кб (Скачать)




Одним из основных макроэкономических показателей уровня жизни являются доходы населения. За последние годы в автономном округе темпы роста среднедушевых доходов стабилизировались и даже стали снижаться. В результате снижается их покупательная способность, сокращается разница

в уровне доходов населения  региона и РФ в целом.

Характерной чертой региона  за последние годы стало снижение вывоза денежной массы за пределы  автономного округа: отношение доходов к расходам населения становится более сбалансированным (123,8% в 2005 г. И 114,9% в 2010 г.), что свидетельствует о   повышении обеспеченности платежеспособного спроса населения на непродовольственные товары длительного и периодического спроса.

Реальные располагаемые  денежные доходы в регионе в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом снизились и составили 90,5%. Снижение реальных доходов населения объясняется активным участием населения округа в ипотечных программах и высокой долей ипотечных платежей в структуре расходов населения.  Таким образом, отражаемое статистикой снижение реальных доходов населения парадоксальным образом связано с высоким уровнем жизни населения.

По уровню заработной платы, обусловленной сырьевой специализацией экономики автономного округа. В 2010 г. разница между максимальной и минимальной заработной платой в муниципальных образованиях округа составляла 1,9 раза (в 2005 г. – 2,3). Лидерами по уровню оплаты труда в ХМАО – Югре являются города и районы, экономика которых связана с функционированием нефтегазовой промышленности, аутсайдерами–западные районы. Несмотря на предпринимаемые правительством ХМАО – Югра меры по сокращению диспропорций в оплате труда по видам экономической деятельности существенная разница в доходах работающего населения в сельском хозяйстве и социальной сфере по сравнению с доходами занятых в добыче топливно–энергетических полезных ископаемых по–прежнему сохраняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ХМАО–Югра

            3.1 Проблемы социально–экономического развития ХМАО–                       Югра

Несмотря на то, что экономика ХМАО–Югра имеет сырьевой характер, как и в большинстве регионов за Уралом, и существует много общих, требующих разрешения проблем, в экономике округа есть и свои особенности: общенациональное значение имеющихся углеводородных ресурсов и их относительная незаменимость в настоящее время (добыча нефти с конденсатом, на начало 2009 г. составляла 23194,3 тыс. тонн, в 2010 г. 22522,9 тыс. тонн, впервые за много лет в ХМАО–Югра, основном нефтяном регионе страны (порядка 57% общероссийской добычи), зафиксировано существенное падение — минус 2,6%); доминирующее положение в экономике округа имеют крупные вертикально–интегрированные нефтегазовые компании, склонные к монопольному типу поведения; специфические природно–климатические условия на всей территории округа (труднодоступные территории).

 Нынешние кризисные  явления в ХМАО–Югра уходят своими корнями в начальный период освоения богатств округа (помимо месторождений нефти и газа богатство региона составляют также залежи коренного и россыпного золота, залежи железных руд, бурого и каменного угля, а также проявления бокситов, меди, цинка, свинца, тантала и др.). Геологоразведочные работы очень скоро лишились своей комплексности и развивались, прежде всего, в направлении поисков и разведки нефтяных и газовых месторождений.

 В результате, к моменту  открытия нефтяных месторождений  мировой значимости, округ оказался  не готовым к освоению запасов  строительных материалов и других  ресурсов, без которых невозможны  массовое капитальное строительство  и жизнеобеспечение большого  количества привлекаемых в округ  граждан. Начавшееся бурное развитие  экономики округа, таким образом, обрело моносырьевую ориентацию. Проявленная при этом излишняя поспешность обусловила: неразумную эксплуатацию месторождений, выразившуюся в сжигании «попутного газа», загрязнении природной среды и т. д.

Самый важный для экономики  региона налог – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного  сырья – не поступает в бюджеты  ХМАО–Югра, лишая их значительных источников доходов. Конкурентоспособность нефти и газа в настоящее время снижается вследствие объективных (конъюнктурных, горно-геологических) и субъективных (действующих принципов налогообложения и взаимоотношений с нефтегазовыми компаниями) причин. К тому же необходимо подчеркнуть, что ресурсы углеводородного сырья не беспредельны, и все более актуальной становится задача диверсификации экономики и формирования ее нового базиса, основанного на воспроизводимых факторах роста.

Несмотря на появление  некоторых благоприятных тенденций  в социально-экономическом развитии округа в последние годы (уменьшение официально зарегистрированной безработицы, стабилизация уровня рождаемости, снижение уровня смертности, ускорение темпов естественного прироста населения, рост номинальных доходов). По-прежнему остаются острыми проблемы: обеспеченности населения услугами социального характера (охрана здоровья, образование и т.д.), и в особенности – сельского, различия показателей заболеваемости и смертности в городах и районах округа, увеличения смертности населения в трудоспособном возрасте, угрозы резкого роста безработицы по мере рационализации политики прибылей на уровне вертикально–интегрированных компаний, что ведет к ликвидации непрофильных и вспомогательных подразделений, безработицы среди малочисленных народов Севера, существования значительной диспропорции доходов (работников различных отраслей экономики, жителей городской и сельской местности, представителей работающего и неработающего населения).

Существенно ухудшают социальную обстановку в регионе накопившиеся экологические проблемы. Загрязненность значительных участков территории разливами  нефти, загрязнение атмосферного воздуха, ухудшение среды проживания коренных малочисленных народов и т.п. существенно  снижают безопасность жизнедеятельности  населения. Продолжение стратегии  развития, основанной преимущественно  на освоении нефтегазовых ресурсов, может  привести к дальнейшему усугублению  данных проблем. В настоящее время имеется целый ряд федеральных и региональных программ развития, в той или иной степени направленных на решение социально–экономических проблем округа. 

 

 

 

 

 3.2 Перспективы социально–экономического развития ХМАО–   Югра.

На сегодняшний день в  округе действует стратегия социально–экономического развития до 2020 года. Ее основная цель состоит в достижении для жителей автономного округа  лучших среди  регионов России стандартов качества жизни и социального благополучия   на основе эффективного развития базового сектора региональной экономики и формирования необходимых условий для модернизации и инновационного развития отраслей региональной экономики.

Эффективное развитие нефтегазового  комплекса, являющегося основой  региональной экономики, возможно только за счет внедрения новых технологий. Ориентация социально–экономического развития автономного округа на инновационный путь развития связана, прежде всего, с инновационным развитием ТЭКа (топливно–энергетического комплекса). Разработка и внедрение новых технологий в нефтедобыче создают основные возможности стабилизации  добычи нефти в ХМАО–Югре. Инновационная деятельность нефтяных компаний отражает ключевые производственные задачи:

  • минимизация стоимости прироста запасов;
  • увеличение коэффициента извлечения нефти (КИН);
  • минимизация удельных капитальных и эксплуатационных затрат;
  • увеличение объемов использования попутного нефтяного газа;
  • увеличение глубины переработки нефти до уровня европейских     стандартов.

Большое внимание в Ханты–Мансийском автономном округе уделяется вопросам использования ПНГ (попутный нефтяной газ). В каждой нефтяной компании утверждены Программы мероприятий по повышению уровня полезного использования попутного нефтяного газа для обеспечения 95–процентного использования к 2012 году. Основным решением переработки попутного газа является развитие нефтегазохимической отрасли и строительство комплексов объектов по его переработке, реализуемые в основном нефтегазодобывающими компаниями.

В электроэнергетике ХМАО–Югра основными  направлениями развития будут традиционное – централизованное электроснабжение – и нетрадиционное, основанное на развитии и внедрении технологий, основанных на  использовании возобновляемых источников энергии, в первую очередь, ветрогенерации и биотоплива, особенно актуальных для небольших, труднодоступных населенных пунктов. Основным направлением развития ветроэнергетики в условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях  является внедрение в схемы энергоснабжения децентрализованных потребителей малых ветроэнергетических установок (ВЭУ).

В ХМАО–Югра имеется потенциал использования твердого биотоплива, и, в первую очередь, древесного и торфяного, что стимулирует активное развитие производства и использования пеллетов и древесных брикетов, а также торфяных гранул для  индивидуального теплоснабжения, а также котельных малой мощности. 

В округе с 2009 года предприятиями  ЛПК осваивается выпуск биотоплива. В рамках развития жилищно–коммунального комплекса ХМАО–Югра решается задача использования биотоплива местного производства для выработки тепловой энергии. Основной акцент в ЛПК региона в рамках формирования новых рынков высокотехнологичной продукции и развития новых индустрий будет сделан на дальнейшее внедрение новейших технологий, которые могут обеспечить появление продукции с принципиально новыми качествами.

Высокие технологии, в том  числе информационные и телекоммуникационные, являются определяющим фактором социально–экономического развития автономного округа. Несмотря на это, развитие отрасли информационных технологий в округе сдерживается цифровым неравенством между муниципальными образованиями в использовании информационных и телекоммуникационных технологий в домашних хозяйствах и остаются проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей. Стремление к становлению информационного общества определяет вектор инновационного развития ХМАО–Югра на долгосрочную перспективу, чему способствует развитие информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивное использование гражданами, бизнесом и органами государственной власти. 

Реализация направлений  развития информационно–телекоммуникационной инфраструктуры Ханты–Мансийского автономного округа–Югра способствует повышению качества жизни населения, развитию экономической, социально–политической, культурной и духовной сфер жизни общества и совершенствованию системы государственного и муниципального управления на основе использования информационно–коммуникационных технологий. 

Планируется выполнение большого комплекса работ по развитию транспортной инфраструктуры региона. Одной из задач, которую необходимо решать, является обеспечение круглогодичной транспортной доступности для всех населенных пунктов округа. Обеспечить население  округа в 21 веке надежной транспортной связью и тем самым повысить уровень  жизни – один из основных  приоритетов.  
В целом до конца 2013 года на строительство и реконструкцию автомобильных дорог ХМАО–Югра планируется израсходовать 18,835 млрд. руб. Предусматривается также и развитие железнодорожной инфраструктуры. Намечено выполнение мероприятий по развитию вокзалов, инфраструктуры пассажирских комплексов, пассажирских и особенно пассажирских технических станций, обеспечивающих качественную подготовку составов в рейс, безопасность пассажирских перевозок, уровень комфорта и сервиса. 

С целью диверсификации маршрутов  транспорта нефти в настоящее  время завершено строительство  магистрального нефтепровода «Пурпе–Самотлор», по которому  нефть будет транспортироваться от Ванкорского месторождения напрямую в трубопроводную систему  «Восточная Сибирь–Тихий океан»

Оценивая современное  состояние и перспективы экологического развития ХМАО–Югра, можно отметить наличие положительных тенденций и возможностей для достижения поставленных стратегических приоритетов, целей и задач. Так, несмотря на интенсивное нефтегазовое освоение, в округе удалось сохранить основной экологический и ресурсный потенциал – более 90% его площади на сегодня составляют ненарушенные и малонарушенные природные территории (земли лесного и водного фонда, территории традиционного природопользования, особо охраняемые природные территории и т.д.). 

В настоящее время  в автономном округе уже сформирована региональная экологическая политика, направленная на обеспечение реализации стратегических природоохранных направлений. Предусмотрена реализация комплекса первоочередных мер по обеспечению нормативного уровня утилизации ПНГ к 2013 году, повышению темпов рекультивации загрязненных земель, развитию экологического туризма, выявлению источников загрязнения атмосферы в городах и улучшению ее качества, развитию сферы обращения с отходами, строительству необходимых канализационных очистных сооружений, повышению уровня использования более экологичных видов топлив в энергетике и т.д. 

Реализация предложенных в рамках Стратегии мероприятий  будет способствовать формированию в ХМАО–Югра конкурентоспособной многоотраслевой экономики, использованию потенциала его инновационного развития, что в конечном итоге позволит позиционировать регион как прогрессивный «экологически дружественный» и повысить его инвестиционную привлекательность. 

Информация о работе Роль финансов в социально–экономическом развитии ХМАО–Югра