Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:38, курсовая работа
Абсолютные конкурентные преимущества Ханты–Мансийского автономного округа–Югра (ХМАО–Югра) в народнохозяйственном разделении труда связаны, прежде всего, с наличием уникальных природных ресурсов, половина текущих извлекаемых запасов нефти России локализована в границах округа, а также производственного потенциала, позволяющего эффективно разрабатывать эти природные ресурсы.
По своему экономическому потенциалу округ входит в десятку сильнейших по Российской Федерации. Консолидированный бюджет округа входит в первую пятерку бюджетов России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
3
ГЛАВА 1.
ХАНТЫ–МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ЮГРА КАК СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..
4
1.1.
Характеристика и особенности ХМАО–Югра………………..
4
1.2
Нормативно–правовая база, регулирующая социально–экономическую сферу ХМАО–Югра……………………….
6
1.3
Анализ современного социально–экономического состояния ХМАО–Югра…………………...………………………………
7
ГЛАВА 2.
РОЛЬ ФИНАНСОВ В СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ХМАО–ЮГРА………………………………………………………...
110
10
2.1
2.2
Роль финансов в социальном развитии ХМАО–Югра……...
Роль финансов в экономическом развитии ХМАО–Югра….
10
15
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ХМАО–ЮГРА……...
27
3.1
Основные проблемы социально–экономического развития ХМАО–Югра…………………………………………………..
27
3.2
Перспективы социально–экономического развития ХМАО–Югра……………………………………………………………
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….................
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
Лесопромышленный комплекс Ханты–Мансийского автономного округа – Югра (далее ЛПК) представлен лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленностью. Эти отрасли связаны технологически и организационно. Лесозаготовительная промышленность является базовой отраслью, которая обеспечивает сырьем лесопиление, производство строительных деталей, мебельное производство.
Проводимая в 2010 году активная инвестиционная политика Правительства округа позволила создать базовые производства для развития отрасли; осуществить техническое переоснащение лесозаготовительных работ и переход на сортиментную технологию лесозаготовок на ведущих некоторых малых предприятиях отрасли; реализовать проекты по созданию современных лесоперерабатывающих производств, продукция которых экспортируется в Финляндию, Бельгию, Швейцарию, Германию, Эстонию, Сирию, Египет и другие страны; создать предпосылки для дальнейшего развития ЛПК автономного округа производств механической и химико–механической переработки древесины, использования всей заготовленной древесины.
Основным приоритетным направлением развития ЛПК в настоящее время является развитие деревянного домостроения в автономном округе. В январе–декабре 2010 года произведено конструкций деревянного домостроения около 26,8 тыс. кв. метров или 113,3% к уровню января–декабря 2009 года. Несмотря на то, что рост производства обусловлен положительной динамикой формирования заказов на данный вид выпускаемой продукции, главной проблемой для успешного развития отрасли остается отсутствие подготовленных площадок для комплексной застройки жилых домов.
В 2010 году в автономном округе
получило развитие новое направление
использования древесных
С целью обеспечения
Одним из основных направлений
повышение
Так за 2010 год нефтеперерабатывающими предприятиями переработано 5847,0 тыс. тонн нефти и выработано 1658,93 тыс. тонн нефтепродуктов.
Объем переработки нефти увеличился на 328,5 тыс. тонн (6%) по сравнению с тем же периодом 2009 года. При этом глубина переработки составила 28,4 %. За 2009 год глубина переработки составляла 28,6 %.
За 2010 год заводами переработано 22129,2 млн. м3 попутного нефтяного газа, что на 567,7 млн.м3 (2,6 %) больше, чем за 2009 год (21561,49 млн. м3).
Решению вопросов сбалансированного
развития автономного округа в результате
рационального использование
Объём финансирования геологоразведочных работ на твёрдые полезные ископаемые в 2010 году составил 355,7 млн. рублей, что на 34,2% меньше, чем в 2009 году, в том числе: за счёт федерального бюджета – 46,7 млн. рублей, из окружного бюджета – 151,0 млн. рублей, за счёт средств недропользователей – 158,0 млн. рублей.
За прошедший период в результате применения методов увеличения нефтеотдачи и интенсификации добычи в округе дополнительно получено 25,6 млн. т нефти, что на 1,1 % больше, чем за аналогичный период 2009 года – 25,3 млн. т).
Решение проблемы утилизации
попутного нефтяного газа с использованием
новейших технологий – одно из важнейших
направлений рационального
Переработку попутного нефтяного газа в автономном округе осуществляют семь газоперерабатывающих предприятий, на которых за 2010 год переработано 21,1 млрд. куб. метров газа, что на 0,6 млрд. куб. метров больше, чем за 2009 год. Увеличение объема переработки нефтяного газа обусловлено вводом в эксплуатацию в сентябре 2009 года нового комплекса на Южно–Балыкском ГПК.
Консолидированный объем средств, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства за 2010 год составил 2 911,4 млн. рублей, в том числе средства автономного округа 334,8 млн. рублей.
В 2010 году автономному округу за счет средств федерального бюджета установлен объем средств субсидии, предоставляемой на реализацию мероприятий программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в ХМАО – Югра на 2004–2010 годы» в размере 105,5 млн. рублей.
В целях создания благоприятных условий для функционирования малых и средних предприятий осуществляются виды поддержки: микрофинансирование; компенсация процентной банковской ставки; обеспечение гарантий по обязательствам; организация семинаров.
На территории автономного округа создана развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, представленная филиалами и представительствами Фонда поддержки предпринимательства Югры, Торгово–промышленной палаты, ООО «Окружной бизнес–инкубатор», Технопарка высоких технологий Ханты–Мансийского автономного округа – Югра, НО «Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Ханты–Мансийском автономном округе – Югра», НО «Фонд микрофинансирования Ханты–Мансийского автономного округа – Югра», кроме того, на базе Фонда поддержки предпринимательства Югры действует Гарантийный фонд. На 1 января 2011 года сеть данных объектов охватывала 18 из 22 муниципальных образований автономного округа.
В целях поддержки
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства Югры в 2010 году составил 350,1 млрд. руб., что на 14,4% выше показателя 2009 года – 306,0 млрд. рублей.
На сегодняшний день в округе действует целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты–Мансийском автономном округе – Югра на 2011–2013 годы и на период до 2015 года» направленная на повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономике ХМАО.
В период с 2005 по 2010 годы развитие экономики Ханты–Мансийского округа–Югра находилось вначале под влиянием благоприятно складывающейся внешнеэкономической конъюнктуры, а затем, с осени 2008г., – под влиянием мирового финансового и экономического кризиса, серьезно затронувшего многие секторы российской экономики. Динамика основных показателей развития экономики ХМАО–Югра за период 2005–2010гг. в сравнении с аналогичными показателями Российской Федерации представлена в табл. 1.
Таблица 1
Динамика основных показателей развития экономики Ханты–Мансийского автономного округа – Югра, УФО и РФ за период 2005–2010гг.
Темпы роста. 2010 г. в % к 2005г. | ||
ХМАО –Югра |
РФ | |
Валовой региональный продукт |
111.1 |
119.7 |
Продукция промышленности |
104.2 |
112.1 |
Окончание Табл. 1 | ||
Производство и распределение |
106.8 |
103.4 |
Продукция сельского хозяйства |
98.8 |
106.8 |
Инвестиции в основной капитал |
147 |
140.6 |
Оборот розничной торговли |
118.9 |
151.9 |
Объем платных услуг населению |
129.3 |
119.6 |
Реальные доходы населения |
113.1 |
139.1 |
Удельный вес прибыльных
организации в |
||
–2010г. в % |
||
– 2005г. в % |
69.4 |
63.6 |
Объем валового регионального продукта округа в 2010 г. только на 11,1% выше значения 2005 г., что существенно ниже аналогичного показателя по РФ (19,7% к 2005 г.). Негативная динамика отставания автономного округа по темпам роста ВРП по сравнению с общероссийскими темпами зафиксирована с 2006 г. Последнее является отражением, главным образом, двух процессов – исчерпания резервов наращивания нефтедобычи в регионе, с одной стороны, и, с другой стороны, повышения темпов роста высокомаржинальных секторов экономики в других субъектах Российской Федерации.
В промышленности автономного округа также отмечен незначительный рост (104,2% к 2005 г.), ниже показателя РФ (112,1%). В структуре промышленности опережающий рост имел место по обрабатывающим производствам (свыше 126,9%); а по производству и распределению электроэнергии, газа и воды отмечен незначительный рост (106,8%).
Вместе с тем под воздействием в целом благоприятной мировой конъюнктуры на рынке углеводородов и снижения с 2007 г. добычи нефти в автономном округе рост производства в базовом секторе региональной экономики – добыче полезных ископаемых – составил с 2005 г. по 2010 г. 102,9% против 109,8% по России. Опережающий рост объемов продукции обрабатывающих производств по сравнению с добычей полезных ископаемых отражает позитивные процессы реструктуризации региональной экономики.
Объем производства продукции
сельского хозяйства в рамках
рассматриваемого периода времени в ХМАО–Югра
снизился (98,8%).
Рост производства в базовом секторе экономики
и сопряженных с ним отраслях обеспечен
высокими темпами роста инвестиций в основной
капитал. За отмеченный период рост инвестиций
в основной капитал в автономном округе
составил 147%, в то время как в Российской
Федерации – 140,6%.
Ханты–Мансийский автономный округ – Югра входит в пятерку регионов–лидеров по среднедушевому объему инвестиций в основной капитал, величина которого в 2010 г. превысила значение среднероссийского показателя почти в 5 раз.
Рост розничного товарооборота (118,9%) немного опережает рост реальных доходов населения, которые за этот же период возросли на 13%. Последнее свидетельствует о склонности населения к потреблению полученных доходов и отражает позитивные процессы на рынке потребления, что стало следствием значительного расширения в округе сферы рыночных услуг, ориентированных на региональный потребительский рынок. Опережающий рост объема платных услуг (129,3%) по сравнению с ростом реальных доходов (113,1%) отражает позитивную динамику в качестве жизни населения автономного округ.
Ханты–мансийский автономный округ находится в группе лидеров по ключевым показателям уровня жизни среди регионов Российской Федерации. На сегодняшний день уровень жизни в округе имеет положительную динамику по сравнению с показателями 2005 года. (Табл. 2)
Таблица 2
Показатели уровня жизни населения в ХМАО–Югра 2005–2010 год.
Показатель, единицы измерения |
ХМАО– |
ХМАО – |
РФ в 2010г. |
Место Югра |
Среднедушевые денежные доходы в месяц, руб. |
18 009 |
31264 |
18 881 |
5 |
Покупательная способность
денежных доходов, в |
4,3 |
4,0 |
3,0 |
6 |
Реальные располагаемые
денежные доходы, в % к |
114,9 |
90,5 |
104,7 |
82 |
Уровень бедности, % |
7,7 |
10.8 |
12.6 |
3 |
Соотношение с величиной
прожиточного |
1.2 |
1.59 |
1.62 |
53 |
Коэффициент замещения |
17 |
27,6 |
36,2 |
79 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
22 829 |
41 534,7 |
20 952 |
4 |
Площадь жилищ в среднем на 1 жителя, м: |
17,5 |
19 |
22,6 |
75 |
Удельный вес ветхого
и аварийного жилищного % |
5,9 |
7,0 |
3,1 |
66 |
Информация о работе Роль финансов в социально–экономическом развитии ХМАО–Югра