Пути снижения себестоимости реализованной продукции на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявление и анализ резервов снижения себестоимости.
Также в работе выдвигаются следующие задачи:
- определение понятия резервы снижения себестоимости;
- рассмотрение факторов, влияющих на резервы снижение себестоимости;

Оглавление

Введение…………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы себестоимости продукции организации…..7
1.1. Сущность и значение себестоимости продукции…………………..7
1.2. Классификация затрат, образующих себестоимость продукции….9
1.3. Формирование системы управления затратами на предприятии ….13
Глава 2. Анализ себестоимости реализованной продукции на предприятии….19
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации и стратегия ее развития………………………………………………………..19
2.2. Анализ себестоимости продукции на предприятии………………31
Глава 3. Направления снижения себестоимости реализованной продукции в организации………………………………………………………………………42
3.1. Резервы снижения себестоимости……………………………………..42
3.2. Мероприятия по снижению себестоимости…………………………49
3.3. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий…………………………………………………………………52
Заключение………………………………………………………………………….56
Список использованных источников…………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 114.72 Кб (Скачать)

Смета имеет  двойное назначение. Во-первых, это  план действий, выраженный в денежных или количественных показателях, направленный на сокращение используемых ресурсов. Во-вторых, это инструмент для руководства  и контроля за специализированными  видами деятельности, выработки операционных стандартов для оценки и анализа  фактического исполнения, определения  ответственности за действия, определения  приоритетов, обнаружения отклонений от стандартов в целях принятия немедленных  мер по их устранению.

Составление сметы имеет три первичные  цели:

- планирование и прогнозирование, включая формулирование политики;

- координация деятельности внутри компании;

- контроль за выполнением и оценка исполнения.

Наиболее широко сметы применяются в промышленном и сельскохозяйственном производстве, а также в строительстве.

Смета содержит состав затрат, включаемых в себестоимость  продукции, работ и услуг, и влияющих на формирование финансового результата.

В процессе хозяйственной  деятельности предприятие производит комплекс денежных затрат и расходов. Затраты и расходы объединяются в несколько групп:

- затраты на воспроизводство капитала;

- затраты на производство и реализацию продукции;

- затраты на социально-культурные программы;

- операционные расходы.

Затраты на воспроизводство  капитала обеспечивают процесс непрерывный  процесс производства и предусматривают  использование средств на создание, реконструкцию и расширение ОПФ. Формирование оборотного капитала –  затраты на формирование запасов  товароматериальных ценностей, заделов  незавершенного производства, ГП, расчетов, т.е. авансирование простого и расширенного воспроизводства.

Затраты на производство складываются из основного капитала, оборотных активов и труда. Эти  затраты полностью возмещаются  из выручки от реализации продукции, работ, услуг. Смета затрат на производство позволяет определить затраты на общий объем потребляемых ресурсов для выполнения всей производственной программы предприятия независимо от того, на какой конкретный вид  продукции они были использованы.

Затраты на социально-культурные программы – затраты на повышение  квалификации работников, подготовку кадров, бытовых условий и т.п.

Операционные  расходы – затраты разового характера  или имеющие для предприятия  специфическое значение (затраты  на переоценку ОФ, затраты на проведение разовых научно-исследовательских  работ). [3, стр 64]

В целях составления  сметы большую роль играет классификация  затрат.

Затраты, относимые  на себестоимость и включаемые в  смету, классифицируются по признакам :

- метод отнесения на себестоимость;

- связь с объемом производства;

- степень однородности затрат.

Затраты:

- условно-постоянные;

- условно-переменные;

- одноэлементные (или комплексные).

Затраты делятся  по элементам и по статьям затрат. Затраты, образующие себестоимость  продукции, группируются по следующим  экономическим элементам:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Кроме того, в  каждой отрасли существует специфический  ряд затрат, которые могут по-другому  учитываться в составе себестоимость  и всех затрат:

- затраты, связанные с технологией и организацией производства;

- затраты, связанные с использованием природного сырья;

- затраты некапитального характера связанные с совершенствованием технологий;

- затраты на производственное обслуживание;

- отчисления в государственные и внебюджетные фонды;

- платежи по кредитам банков;

- затраты связанные с воспроизводством основных фондов, включаемые в себестоимость;

- износ нематериальных активов;

- налоги, отчисления из себестоимости;

- и другие виды затрат.

Затраты, входящие в себестоимость в валюте, пересчитываются по курсу Центрального Банка РБ и отражаются в рублях.

Состав затрат по элементам формируется в отраслевых инструкциях и характеризует  отраслевую структуру себестоимости. Издержки в системе управления предприятием являются основным показателем, так  как показатель используется в финансовой работе, при расчете прибыли, суммы  налогов, взаимоотношений с бюджетом, рентабельности в целом и по программам.

В соответствии с Налоговым кодексом в целях  налогообложения прибыли расходами  предприятия, включаемыми в себестоимость продукции, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РБ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. [4, стр 187]

Расходы в  зависимости от их характера, а также  условий осуществления и направлений  деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством  и реализацией, и внереализационные  расходы.

Расходы, связанные  с производством и реализацией, включают в себя:

1) расходы,  связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров,  выполнением работ, оказанием  услуг, приобретением и (или)  реализацией товаров (работ, услуг,  имущественных прав);

2) расходы  на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание  основных средств и иного имущества,  а также на поддержание их  в исправном (актуальном) состоянии;

3) расходы  на освоение природных ресурсов;

4) расходы  на научные исследования и  опытно-конструкторские разработки;

5) расходы  на обязательное и добровольное  страхование;

6) прочие расходы,  связанные с производством и  (или) реализацией.

Расходы, связанные  с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные  расходы;

2) расходы  на оплату труда;

3) суммы начисленной  амортизации;

4) прочие расходы.

В состав внереализационных  расходов, не связанных с производством  и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с  производством и (или) реализацией.

Смета позволяет  рассчитать:

- объем реализации продукции по себестоимости;

- прибыль от реализации произведенной продукции;

- оценить материалоемкость и трудоемкость;

- спрогнозировать потребность в оборотных средствах и т.п.

На практике применяют два вида смет:

- смета производства продукции (бюджет производства);

- смета производства и реализации.

Для удобства и более полного обоснования  себестоимости на практике могут  использоваться годовые, квартальные  и месячные сметы.

Управление  сметой включает в себя все этапы  финансового планирования: от определения  имеющихся ресурсов – на начальном  этапе, до анализа соответствия итоговых показателей плановым – на завершающем. Такой бюджетный контроль предполагает постоянное сравнение фактических  результатов и сметных цифр для  обеспечения основы для ревизий  и для гарантирования достижения целей политики компании. При этом для управления или организации финансового управления и контроля используются предварительные данные смет затрат на производство и реализацию продукции, или бюджет производства и реализации. Такие сметы или бюджеты являются расчетными, имеют различные формы и составляются для разработки технологических бюджетов или смет, смет обеспечения трудовыми ресурсами, смет накладных расходов, смет о финансовых ресурсах и т.д. Кроме того, в расчетах применяются альтернативные сметы, они берутся или из условных параметров, или с конкурирующих предприятий, могут быть рассчитаны специалистами. [5, стр 44]

 

1.3 Формирование  системы управления затратами  на предприятии

 

Требования современного производства обострили необходимость перехода от пассивного ожидания последствий  использования себестоимости, других экономических показателей к  активному управлению теми из них, которые  отличаются сложным внутренним содержанием  и не находятся в прямой зависимости  от проведения какого-либо одного или  даже ряда мероприятий (особенно единовременных). Некоторые экономические показатели, в том числе и себестоимость  продукции, под влиянием весьма существенных для них факторов могут изменяться неадекватно. Отсюда возникает проблема для хозяйственных органов добиваться максимального влияния положительных  и элиминирования воздействия отрицательных  факторов, как в экономической  ориентации деятельности предприятий, так и при совершенствовании  хозяйственного механизма в целом.

Достичь ощутимого устойчивого  снижения себестоимости продукции (работ) «самотеком» нельзя. Нельзя рассчитывать на случайную, пусть даже крупную экономию в производстве. Не поможет и систематическое, но изолированное сокращение затрат отдельных  ресурсов, которое, как подчеркивалось выше, зачастую перекрывается перерасходом других. Для этого существует лишь единственная возможность — сделать  нормой последовательный и постоянный поиск резервов экономии, заложенной на каждой стадии производства, в использовании  каждого вида материальных, трудовых, финансовых ресурсов, в каждом технико-экономическом  и организационном мероприятии, на каждом рабочем месте. Кроме того, следует создать такие условия, при которых выявленные резервы  нельзя было бы не использовать. В этом и должны быть заключены смысл  и основная цель управления издержками производства.

Управление затратами — это  динамичный процесс, включающий управление действиями прямой и обратной связи, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия.

Управление затратами на предприятии  включает все функции, присущие управлению любым объектом. Функции управления затратами реализуются через  выполнение элементов управленческого  цикла: прогнозирование, планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование выполнения, учет и анализ.

Выполнение функции управления затратами и в полном объеме по всем элементам составляет цикл управления управляющей подсистемой (субъект  управления) по отношению к управляемой  подсистеме (объекту управления).

Планирование и прогнозирование  присутствуют на стадии долгосрочного  планирования и на стадии краткосрочного планирования. Задачами долгосрочного  планирования являются подготовка информации об ожидаемых затратах при освоении новых рынков сбыта, организация  разработки и выпуска новой продукции, увеличение мощностей предприятия.

Организация является важнейшим элементом  эффективного управления затратами, устанавливает, каким образом на предприятии  осуществляется управление затратами, т. е. в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами. Разрабатывается иерархическая  система линейных и функциональных связей руководителей и специалистов, связанных с управлением затратами, которая должна быть совместима с  организационно-производственной структурой предприятия. [6, стр 113]

Координация и регулирование —  это сравнение фактических затрат с запланированным уровнем, управление отклонениями, принятие оперативных  мер по ликвидации расхождения. После  выяснения причин разрабатываются  меры по приведению фактических затрат в соответствие с запланированным  уровнем. Если выясняется, Что изменились условия выполнения плана, то запланированные  затраты корректируются. Своевременные  координация и регулирование  затрат позволяют избегать серьезного срыва в получении запланированного экономического результата деятельности.

Активизации и стимулирование —  это изыскание способов воздействия  на участников производства, которые  побуждали бы выполнять установленные  планом затраты и находить возможности  их снижения. Мотивация необходима как материальная, так и моральная. Нельзя стимулирование соблюдения экономии затрат заменять наказанием при их перерасходе. В этом случае работники  основные усилия будут прикладывать на оспаривание величины планируемых  затрат и получение их более высокого (планируемого) уровня.

Учет как элемент управления затратами необходим при подготовке информации для принятия оптимальных  хозяйственных решений. Производственный учет составляет систему управленческого  учета, по данным которого осуществляется контроль за затратами и принимаются  решения об их целесообразности.

Анализ затрат является элементом  функций контроля в системе управления затратами. Анализ позволяет оценить  эффективность использования всех ресурсов, выявить резервы снижения затрат на производство, подготовить  плановые материалы для принятия рациональных управленческих решений  в области затрат.

Функция контроля (мониторинга) в системе  управления затратами обеспечивает обратную связь для сравнения  запланированных и фактических  затрат. Эффективность контроля связана  с корректирующими управленческими  действиями, они направлены на приведение фактических затрат в соответствие с запланированными или на уточнение  планов, если они не могут быть выполнены  по причинам изменяющихся производственных условий.

Система управления затратами на предприятии  должна содержать следующие принципиальные блоки:

1) СVР-анализ в широком смысле слова состоит из комплексного анализа интенсификации производства и ситуационного анализа, включая следующие этапы:

а) проведение нормативного анализа  — выделение отдельно по каждой классификации затрат (плановых и  фактических показателей, их отклонений);

б) классификация по генераторам  затрат — четкое разграничение затрат по следующим категориям: затраты  по снабжению, затраты на производство, сбытовые и накладные (периодические) расходы;

в) классификация затрат по степени  их влияния на увеличение стоимости  продукции;

г) отнесение косвенных расходов на себестоимость того или иного  вида продукции и рациональный выбор  распределения косвенных расходов по видам деятельности и производимой продукции по каждой стадии;

2) анализ по центрам ответственности.  Классификация затрат осуществляется  по степени их отнесения к  тому или иному центру ответственности.  Сюда включаются проведение нормативного  анализа — выделение отдельно (по каждому центру ответственности)  плановых и фактических показателей,  их отклонений;

Информация о работе Пути снижения себестоимости реализованной продукции на предприятии