Прибыль и рентабельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Цели данной курсовой работы:
изучить экономическое содержание прибыли, её функции;
какие бывают виды прибыли;
какие существуют методы планирования прибыли;
какие факторы влияют на рост прибыли;
как распределяется и используется прибыль организации (предприятия);
что такое рентабельность и как она измеряется, её показатели.

Оглавление

Введение 3

I Прибыль: экономическое содержание, функции 5
II Виды прибыли 8
III Планирование прибыли 11
IV Факторы роста прибыли 21
V Распределение и использование прибыли организации (предприятия) 23
VI Показатели рентабельности 27

Заключение 30

Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Прибыль и рентабельность предприятия.docx

— 91.17 Кб (Скачать)

    Операционные  расходы включают в себя расходы  на ведение операционной деятельности предприятия, а именно:

    • административные расходы (общехозяйственные расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия);
    • расходы на сбыт (расходы на хранение, сбыт продукции, на рекламу, доставку продукции потребителям и т.д.);
    • прочие операционные расходы (себестоимость реализованных производственных запасов, безнадежные долги, потери от операционной разницы курса, потери от обесценивания запасов, наложенные экономические санкции и прочие расходы, возникающие в процессе операционной деятельности предприятия (за исключением расходов, включенных в себестоимость продукции)).

    Операционная  прибыль является отражением эффективности  основной деятельности предприятия  и показывает, насколько успешным является производственная деятельности компании без учета влияния других факторов.

    Прибыль от обычной деятельности - это операционная прибыль, откорректированная на величину финансовых доходов и финансовых расходов.Прибыль от обычной деятельности является прибылью подлежащей налогообложению (налогооблагаемой прибылью).

    Финансовые  доходы: доход от инвестиций в другие предприятия; дивиденды; проценты по займам; доход от неоперационной разницы курса и др.

    Финансовые  расходы: выплата процентов за ссудный  капитал; потери от уценки финансовых инвестиций и необоротных активов; другие потери и расходы, не связанные  с операционной деятельностью.

    Чистая  прибыль (Net Income) - это прибыль, которая поступает в распоряжение предприятия после уплаты налога на прибыль. Чистую прибыль предприятие использует по своему усмотрению в двух направлениях:

    1. Фонд накопления (реинвестируемая прибыль) используется на развитие производства, создание резервного фонда, инвестирование в другие предприятия.
    2. Фонд потребления используется для выплаты владельцам, акционерам, материальные поощрения персоналу по результатам работы, решения социальных проблем, благотворительность.

    Прибыль каждого предприятия формируется  из таких источников:

    • Прибыль от реализации продукции (предоставления услуг) - это прибыль от операционной деятельности предприятия. Данный вид прибыли отображает результат от основной деятельности предприятия на рынке и его профиля. Прибыль от реализации является разностью между выручкой от реализации продукции (без учета налога на добавленную стоимость и акцизного сбора) и полной себестоимостью продукции.
    • Прибыль от продажи имущества - это прибыль предприятия от продажи материальных активов (основных фондов, запасов) и нематериальных активов, ценных бумаг и т.д. Прибыль от продажи имущества определяется как разница между ценой продажи и балансовой (остаточной) стоимостью объекта, который продается.
    • Прибыль от внереализационных операций - это прибыль от совместной деятельности предприятий, проценты по приобретенным акциям, штрафы, которые выплачиваются другими предприятиями за нарушение договорных обязательств, доходы от владения долговыми обязательствами, роялти и т.д.

    Обратим внимание, различные источники предлагают и другие определения балансовой прибыли и единого нормативного акта или мнения на этот счет нет. Нужно быть внимательм, используя этот термин, стараться применять другие, более стандартизированные. Вот некоторые дополнительные определения:

    Балансовая  прибыль - это прибыль от производственной деятельности и внереализационных операций.

    Балансовая  прибыль - это прибыль от обычных  видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Планирование  прибыли

    Важное  место в финансовом планировании занимает этап планирования прибыли. Эта  часть планирования использует все  параметры бизнес-плана и является решающей в определении финансового  результата от всей деятельности организации (предприятия). Подходы к планированию прибыли зависят от параметров производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организации (предприятия). Нужно изучить  наиболее существенные взаимосвязи  в экономике предприятия и  понять их влияние на размер прибыли. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на её рост.

    Планирование  прибыли проводится раздельно по всем видам деятельности организации (предприятия). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии  исчисления и налогообложения прибыли  от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.

    В планировании прибыли используются методы:

    • прямого счета;
    • аналитический;
    • на основе эффекта производственного (операционного) рычага;
    • на основе бюджетирования.
 

    1. Метод прямого счета. В основе его лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции.

    В наиболее общем виде прибыль —  это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы расходов на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

    Пт = Цт - Ст

      • Пт – прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
      • Цт – стоимость товарного выпуска планируемого периода (без НДС, акцизов, налоговых надбавок);
      • Ст – полная себестоимость товарной продукции.

    Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывают иначе:

    Прп = Црп - Срп

      • где Прп — прибыль по реализуемой в плановом периоде продукции;
      • Црп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
      • Сп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

    Исходя  из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:

    Прп = Пон + Пт – Пок

      • Прп — прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;
      • Пон— прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;
      • Пт — прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;
      • Пок— прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.

    Именно  такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

    Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод поассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных расходах в течение планируемого периода является его точность.

    Другая  разновидность метода прямого счета  — метод поассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными.

    Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.

    Более простой вариант этого метода – укрупненный расчет по позициям плана.

    Пример. 

    Данные  к расчету прибыли, тыс. руб.

Показатель Сумма
1 Плановый объем  продаж:         
а) по отпускным ценам предприятия 313 516
б) по полной себестоимости 197 764
2 Операционные  доходы:      
· от прочей реализации   500
· арендные платежи   800
3 Операционные  расходы:    
·по прочей реализации   89
·амортизация и обслуживание имущества, сданного в аренду   200
4 Внереализационные доходы:    
·поступления в возмещение причиненных предприятию убытков   2000
·курсовые разницы   2500
·доходы по ценным бумагам   610
·доходы от долевого участия в деятельности других предприятий   510
5 Внереализационные расходы:    
·курсовые разницы   1 700
·налог на имущество   500
·налог на рекламу   100
 

    1-й  шаг. Рассчитаем прибыль от продажи (реализации) продукции.

    Прибыль = ВыручкаСебестоимость =

    = 313 516 – 197 764 = 115 752 тыс. руб.

    2-й  шаг. Подсчитаем прибыль (убыток) планируемого года:

    Прибыль (убыток) = Прибыль от продажи + Операционные доходы

Операционные расходы + Внереализационные доходы

Внереализационные  расходы = 115 752 + (500 + 800) – (89 + 200) +

+ (2000 + 2500 + 610 + 510) – (1700 + 500 + 100) = 120 083 тыс. руб.

    2. Аналитический метод. Этот метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Применяется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.

    При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой  и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году,  который предшествует планируемому, поэтому известны её фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Pо:

    × 
 
где П
о  - ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

      Стп - полная себестоимость товарной продукции базисного года. 
 

    Расчет  прибыли организации  на ____ год, тыс. руб.

Показатель Сумма
1 Плановый объем  продаж:         
а) по отпускным ценам предприятия 313 516
б) по полной себестоимости 197 764
2 Прибыль (убыток) от продажи 115 752
3 Операционные  доходы:      
· от прочей реализации   500
· арендные платежи   800
4 Операционные  расходы:    
  ·по прочей реализации   89
·амортизация и обслуживание имущества, сданного в аренду   200
5 Внереализационные доходы:    
·поступления в возмещение причиненных предприятию убытков   2000
·курсовые разницы   2500
·доходы по ценным бумагам   610
·доходы от долевого участия в деятельности других предприятий   510
6 Внереализационные расходы:    
·курсовые разницы   1 700
·налог на имущество   500
·налог на рекламу   100
7 Прибыль (убыток) планируемого года 120 083

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия