Прибыль и рентабельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Цели данной курсовой работы:
изучить экономическое содержание прибыли, её функции;
какие бывают виды прибыли;
какие существуют методы планирования прибыли;
какие факторы влияют на рост прибыли;
как распределяется и используется прибыль организации (предприятия);
что такое рентабельность и как она измеряется, её показатели.

Оглавление

Введение 3

I Прибыль: экономическое содержание, функции 5
II Виды прибыли 8
III Планирование прибыли 11
IV Факторы роста прибыли 21
V Распределение и использование прибыли организации (предприятия) 23
VI Показатели рентабельности 27

Заключение 30

Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Прибыль и рентабельность предприятия.docx

— 91.17 Кб (Скачать)

    Факторы, ведущие к изменению  прибыли:

    1. Объем продаж.

         При высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще  большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции.

    1. Рост цен.

         В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности  производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора.

    1. Снижение себестоимости.

         Снижение  затрат без негативного влияния  на качество выпускаемой продукции. Достигается за счет большей управляемости  и контроля в области расходов.

    1. Обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции.

         Прибыль в рыночной экономике – движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в  концепции жизненного цикла продукции.

    В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивается за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. На очередь приходит метод снижения затрат.

    В практике предпринимательской деятельности применяются разные способы снижения себестоимости. Безусловно используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.д. Однако следует иметь в виду, что уменьшение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них организация (предприятие) нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет.

    На  финансовый результат существенно  оказывает учетная политика организации. Поскольку прибыль – это разница  между доходами и расходами, то выбор  метода признания доходов и расходов увеличивает или уменьшает конечный финансовый результат. На доходы оказывает влияние факт признания дохода в результате реализации. В некоторых случаях доход может не признаться как реализация, если не подписан акт о выполнении работ, хотя работа принята и ее результатами пользуется заказчик. Товары или продукция могут не признаваться реализованными, если не выполнены все условия договора (например, товары не оплачены).

    В отношении расходов влияние учетной  политики на сумму прибыли существенно  выше. Это связано с тем, что  расходы могут учитываться разными  методами по-разному. Оценка стоимости  затрат также может существенно  варьироваться в зависимости  от выбранной учетной политики. Это  касается стоимости товаров, материальных запасов, оценки амортзируемого имущества, методов начисления амортизации, оценки ценных бумаг, прочих расходов. Например, амортизация внеоборотных активов  может начисляться несколькими  способами. Одни из них равномерно переносят  стоимость амортизируемого имущества (линейный метод), другие позволяют  существенно увеличить размер аортизационных отчислений в первые годы эксплуатации активов, что приведет к уменьшению прибыли. Выбор метода оценки стоимости  материально-производственных запасов (ФИФО, ЛИФО, средней стоимости) позволяет увеличивать или уменьшать прибыль отчетного года. Грамотное, взвешанное применение различных способов управления прибылью с помощью учетной политики позволяет планировать такие показатели, как рентабельность, ликвидность, доходность. 
 
 

    1. Распределение и использование  прибыли организации (предприятия).

    Получая прибыль, организация (предприятие) решает задачи ее использования. Характер направлений  использования прибыли отражает стратегические задачи организации (предприятия). Выплачивая дивиденды, предприятие  стимулирует рост стоимости своих  акций, оставляя прибыль на предприятии, акционеры инвестируют развитие производства. Финансист должен уметь  ставить стратегические цели и уметь  формулировать задачи для их достижения. Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность  находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях.

    Распределение прибыли – составная и неразрывная часть общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц, самая главная.

    По  сути, распределение прибыли следует  рассматривать в трех направлениях (рис. 4).

    Прибыль распределяется между государством, собственнками предприятия и  самой организацией (предприятием). Пропорции этого распределения  в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности организации (предприятия) как позитивно, так  и негативно.

    Взаимоотношения хозяйствующих субъектов и государства  по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли.

    Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия  после уплаты налога на прибыль, принято  называть чистой прибылью. Этот термин используется в финансовом анализе, планировании. В бухгалтерском учете чистую прибыль именут нераспределенной прибылью. Термин этот не вполне точен, так как в бухгалтерском учете одним и тем же термином называют прибыль и до и после выплаты дивидендов.

    Оставшиеся  две трети полученной организацией прибыли могли бы быть распределены между собственниками (акционерами  и учредителями) и самим предприятием. Это распределение зависит от многих факторов. В период технического перевооружения и модернизации производства, освоения новых видов продукции  и новых технологий предприятие крайне нуждается в финансовых ресурсах, и предоставить их должны в первую очередь собственники. Это не означает, что они должны отказаться от своих ожиданий и не получать доход на вложенный капитал. Просто это должны быть отложенные ожидания: собственники смогут получить свои дивиденды после выхода производства на проектную мощность, когда предприятие сможет получать прибыль в достаточном размере. Дивиденды за период ожидания должны быть не меньше процентной ставки на банковский вклад за этот же период, но меньше ставки за кредит.

    В организации (предприятии) распределению  подлежит прибыль после уплаты налогов  и выплаты дивидендов. Из этой прибыли  также уплачиваются некоторые налоги в местные бюджеты и взыскиваются экономические санкции.

    Распределение этой части прибыли отражает процесс  формирования фондов и резервов предприятия  для финансирования потребностей производственного  и социального развития.

    В условиях рыночного хозяйства государство  не вмешивается в процесс распределения  прибыли, остающейся в распоряжении организации (предприятия) после уплаты налогов. Тем не менее посредсвом предоставления налоговых льгот  оно стимулирует направление  прибыли на капитальные вложения производственного назначения и  строительство жилья, на благотворительные  цели, финансирование природоохранных  мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы, на проведение научно-исследовательских работ. Законодательно установлен минимальный размер резервного капитала для акционерных обществ, регулируется порядок создания резерва  по сомнительным долгам и под обесценение  ценных бумаг.

    Распределение прибыли, остающейся в распоряжении организации (предприятия), регламентируется ее внутренними документами, как  правило, в учетной политике. Некоторые  аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе организации (предприятия). В соответствии с уставом  или решением распорядительного  органа создаются фонды: накопления, потребления, социальной сферы. Если же фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников и благотворительные цели.

    К расходам, связанным с развитием  производства и финансируемым из прибыли, относятся расходы: на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские  и технологические работы; финансирование разработки и освоения новой продукции  и технологических процессов; затраты  по совершенствованию технологии и  организации производства, модернизации оборудования; затраты, связанные с  техническим перевооружением и  реконструкцией действующего производства, расширением организации (предприятия) и новым строительством объектов; проведение природоохранных мероприятий. В эту же группу расходов относят расходы по погашению долгосрочных кредитов банков и процентов по ним. Накопленная прибыль организации (предприятия) может быть вложена им в уставные капиталы других организаций, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, перечисляться вышестоящим организациям, союзам, концернам, ассоциациям и пр. Эти направления также считаются использованием прибыли на развитие.

    Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по экслуатации  социально-сбытовых объектов, находящихся  на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного  назначения. проведение оздоровительных  и культурно-массовых мероприятий  и т.п.

    К затратам на материальное поощрение  относятся выплата премий за достижения в труде, расходы на оказание материальной помощи, единовременные пособия ветеранам, пенсионерам, компенсация удорожания стоимости питания в столовых и др.

    Вся прибыль, остающаяся в распоряжении организации (предприятия), разделяется  на прибыль, увеличивающую стоимость  имущества, т.е. участвующую в процессе накопления, и прибыль, направляемую на потребление, не увеличивающую стоимости  имущества. Если прибыль не расходуется  на потребление. то она остается в  организации (предприятии) как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает  размер собственного капитала. Наличие  нераспределенной прибыли увеличивает  финансовую устойчивость организации (предприятия), свидетельстует о наличии  источника для последующего развития.

    Важную  роль в обеспечении финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В  рыночном хозяйстве отчисления в  резервный капитал носят первоочередной характер. Наличие и прирост резервного капитала обеспечивает увеличение акционерной  собственности, характеризует готовность предприятия к риску, с которым  связана вся предпринимательская деятельность, создание возможности выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Показатели  рентабельности.

    Для доказательства эффективности принимаемых  решений особое значение имеют показатели рентабельности – это относительные  величины, производные от прибыли.

    Рентабельность  комплексно отражает степень эффективности  использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных  богатств.

    При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются показатели: рентабельность капитала, издержек, продаж и др.

    Основные  показатели рентабельности.

    Рентабельность  продукции характеризует прибыль в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности организации. Определяется по формуле:

    ×

    где Рпр – рентабельность продукции (издержек);

    Пр – прибыль от реализации продукции;

    ПС  – полная себестоимость реализованной  продукции.

    Рентабельность  продаж характеризует доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью цены, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реалзации продукции. Определяется по следующей формуле:

    ×

    где ROS (Return on Sales) – рентабельность продаж;

    Пр – прибыль от реализации;

    В –  выручка от реализации без налогов, включаемых в цену продукции.

    Рентабельность  продаж является индикатором ценовой  политики предприятия и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных предприятиях. Часто используется для оценки операционной эффективности предприятий. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.

    Рентабельность  активов служит для определения эффективности использования капиталов на разных предприятиях и в отраслях, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе. Определяется по формуле:

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия