Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:09, курсовая работа
Цели данной курсовой работы:
изучить экономическое содержание прибыли, её функции;
какие бывают виды прибыли;
какие существуют методы планирования прибыли;
какие факторы влияют на рост прибыли;
как распределяется и используется прибыль организации (предприятия);
что такое рентабельность и как она измеряется, её показатели.
Введение 3
I Прибыль: экономическое содержание, функции 5
II Виды прибыли 8
III Планирование прибыли 11
IV Факторы роста прибыли 21
V Распределение и использование прибыли организации (предприятия) 23
VI Показатели рентабельности 27
Заключение 30
Список используемых источников
Расчет ведется в определенной последовательности.
1)
С помощью базовой
2) Рассчитывается изменение (+, –) себестоимости продукции в планируемом году.
3)
Определяется влияние
4)
После обоснования цены на
готовую продукцию
5)
Влияние на прибыль всех
6)
Далее учитывается изменение
прибыли в нереализованных
Аналитический метод имеет то преимущество, что показывает влияние различных факторов на сумму прибыли, но это проявляется в основном только при наличии стабильных условий хозяйствования.
3. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVP-анализ). Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.
Следует подробно изучить методы планирования прибыли. Для коммерческих организаций (предприятий) очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Здесь нужно использовать метод операционного (производственного) рычага. Используя этот метод, можно установить точку безубыточности, т.е. объем выручки, при котором организация (предприятие) полностью покроет свои затраты, не получая ни прибыли, ни убытка (рис. 1).
Для коммерческих организаций (предприятий) очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует определить критический объем реализации, при котором коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыль, но и без убытка. Увеличение объема продаж сверх критического объема реализации приносит предприятию прибыль. Объем реализации ниже критического приносит предприятию убытки. С помощью теории «точки безубыточности» рассчитывают эффект операционного рычага – изменение прибыли при изменении объема реализации. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к ещё более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается:
Пример.
Показатель | Сумма, | ||
млн. руб. | (%) | ||
1 | Выручка от реализации (В) | 1500 | (100) |
2 | Переменные затраты (Пер) | 700 | (47) |
3 | Маржинальная прибыль (М) (стока 1 - строка 2) | 800 | (53) |
4 | Постоянные расходы (Пос) | 300 | |
5 | Прибыль финансовый результат (Пр) (строка 3 - строка 4) | 500 |
1.
Рассчитаем точку безубыточности (Тб
) по формуле:
××
Этот показатель выражает размер выручки (В ) в точке безубыточности.
2.
Определим эффект
Это означает, что любое изменение выручки от реализации повлечет за собой изменение прибыли в пропорции 1:1,6.
Зная
сумму выручки в точке
×
Чем
выше запас прочности, тем лучше.
В нашем примере запас
Теория точки безубыточности используется также при принятии решений об инвестициях в обновление производственной программы.
Прибыль в рыночной экономике – движущая сила обновления как производтвенных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции жизненного цикла продукции. Общеизвестно. что любая продукция проходит стадии жизненного цикла: проектирование, освоение, запуск в производство, серийный выпуск, насыщение рынка этим продуктом. По истечении времени продукция морально устаревает, либо не выдерживает конкурентной борьбы и под давлением снижающейся рентабельности выпуск ей сокращается или прекращается (рис.2).
Для сохранения уровня прибыли в организации (на предедприятии) важно определить момент начала проектирования и запуска в производство новой продукции. Дело в том, что этап проектирования и освоения продукции требует определенного времени, в течение которого предприятие несет убытки (0; t1). Затем с момента запуска продукции в производство (t1) убытки начинают снижаться и через некоторое время достигается точка безубыточности (t2). При увеличении объема продаж растет и прибыль за счет снижения доли постоянных расходов (t2 – t4). При достижении равновесия спроса и предложения размер прибыли стабилизируется и некоторое время остается на неизменном уровне (t4 – t7). Такое положение может сохраняться довольно длительное время при отсутствии угрозы со стороны конкурентов и при стабильном спросе на продукцию. При наличии конкурентов поддержание уровня продаж достигается путем снижения рентабельности, т.е. понижения цены за счет доли прибыли. Эффективность начинает снижаться (t7 – t9).
При
усилении конкурентной борьбы предприятие
не в состоянии далее поддерживать
уровень продаж за счет снижения цены,
поскольку работа становится неэффективной,
убыточной. Для поддержания эффективности
предприятию нужно снижать
Повышение качества продукции, дизайна, технические усовершенствования и другие приемы поддержания спроса на продукцию требуют дополнительных затрат и потому также должны применяться задолго до того, как уровень рентабельности начнет снижаться или, по крайней мере, сразу же как только такая тенденция наметится. Более того, на гребне спроса улучшение предлагаемого товара может повлечь за собой повышене цены на нее и соответственно прибыли.
4. Метод на основе бюджетирования. На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентировочные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.
На рисунке 3 представлен алгоритм поэтапного проектирования прибыли на основе бюджетирования.
П е р в ы й э т а п – организационный. На этом этапе проводятся маркетинговые исследования , изучаются возможности производства маркетинга и сбыта продукции. Процесс начинается с изучения платежеспособного спроса. Для предприятия важно изучить данные не о прогнозе спроса как такового, а исключительно о платежеспособном спросе. Одновременно проводится оценка производственных мощностей предприятия. Оценивается производственный потенциал и возможности производства продукции . Из двух полцченных величин – объема платежеспособного спроса и объема производственных мощностей – выбирается наименьшая, и планируется объем продаж в натуральных измерителях. Одновременно формируется бюджет продаж, на основе которого заключаются договора поставки и формируется портфель заказов.
В т о р о й э т а п – производственное планирование. Цель этого этапа – разработка производственной программы. Здесь определяется качество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация. На объем производства оказывают влияние остатки готовой продукции на складе, в товарах отгруженных и на ответственном хранении у третьих лиц. Если планируется снизить остатки готовой продукции на конец года, то объем производства будет меньше объема продаж. Если же необходимо увеличить переходящие остатки готовой продукции на конец года, то объем производства планируется в большем объеме, чем планируется продать продукции.
Т р е т и й э т а п связан со вторым, он вклбючает в себя планирование издержек производства (производственной себестоимости). Они складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также производственных накладных расходов. Эти расходы рассчитываются в форме бюджетов. На производственную себестоимость влияют изменения в остатках по счетам незавершенного производства, расходов будущих периодов и предстоящих расходов. Эти остатки оказывают влияние и на производственную себестоимость следующих плановых периодов.
Ч е т в е р т ы й э т а п – планирование прибыли от реализации продукции. Прибыль определяется как разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции. В свою очередь полная себестоимость складывается из производственной себестоимости, административных и коммерческих расходов. Административные расходы определяются на основе сметы и включают в себя затраты на управление и обеспечение производственного процесса. Коммерческие расходы связаны с процессом реализации продукции. Это затраты на маркировку, упаковку, сертификацию продукции, рекламные, транспортные и другие расходы, связанные с продвижением продукции от продавца к покупателю. На эти расходы также составляется смета.
П я т ы й э т а п – проектирование прибыли организации. Под прибылью организации понимается финансовый результат от всех видов деятельности предприятия (основной, инвестиционной и финансовой). Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от реализации, операционных и внереализационных доходов за минусом операционных и внереализационных расходов. Инвестиционная деятельность организации (предприятия) обусловлена приобретением, стоительством и продажей основных средств и других внеоборотных активов. Кроме того, средства могут инвестироваться в другие организации (предприятия), на проведение НИОКР. В результате такого рода операционных доходов и расходов образуется разница, которая увеличивает или уменьшает прибыль. Финансовая деятельность приводит к повялению операционных и внереализационных доходов и расходов. Например, доходы от размещения свободных денежных средств на депозитных счетах банков, расходы на выплату дивидендов акционерам и т.п. Разница между полученными в результате финансовой деятельности доходами и осуществленными расходами также приводит к увеличению или уменьшению прибыли. Планирование доходов и расходов по финансовой деятельности – наиболее субъективная часть финансового планирования. Основой для прогнозов служит изучение фондового рынка, динамики процентов по кредитам, анализ предыдущих периодов и экстраполяция результатов на планируемый период.
Результаты
прогнозных расчетов переносятся в
проект Отчета о прибылях и убытках.
Затем может формироваться
В процессе планирования прибыли можно определить, какие факторы ведут к ее росту или снижению.